/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Автопарк Семея просит дотации и повышения тарифа

Автопарк Семея просит дотации и повышения тарифа

Руководство относительно нового муниципального ТОО Semey Bus жалуется на бедственное положение, работники при этом продолжают периодически бастовать. 

08:34 18 Июль 2020 2575

Автопарк Семея просит дотации и повышения тарифа

Автор:

Жанар Асылханова

Представители компании, после того как работники на днях вновь вышли на забастовку, требуя отчислений в бюджет и выплаты заработной платы, признали, что предприятие накопило долги по кредитам, налоговым и прочим отчислениям. Inbusiness.kz рассказывал о ситуации по долгам предприятия в одном из предыдущих материлов.

На сегодня, как сказал заместитель директора ТОО Semey Bus Асет Калигожин, заработная плата выплачена 519 работникам  из 573. 

«Несмотря на карантин, в первую очередь стараемся выдать заработные платы добросовестно отработавшим смены работникам, на ГСМ и ремонт автобусов изыскиваются нашим руководством. Но эти деньги скоро тоже иссякнут», – сказал он.

В связи с карантином порядка 80 человек отправлены в отпуск без содержания. По информации редакции, 7 июля некоторым работникам предложены два варианта: работать сутки через девять или мойщиками автобусов. Однако сотрудники компании считают, что это не забота о них, а издевательство, что так им не светит и минимальная заработная плата.

Грозят «не выжить»

Между тем в компании уверяют, что компания несет большие убытки. Проблема усугубилась после ареста счетов предприятия из-за долгов по налогам, говорит заместитель директора ТОО Semey Bus Асет Калигожин. Вопрос о банкротстве не стоит, но риск есть, говорит он.

«Сейчас у нас расходы превышают доходы. На сегодня цена ГСМ возросла со 138 до 186 тенге. Остаются неизменными затраты по оплате лизинговых платежей», – сетует он.

Однако сумму потерь, долгов и доходов заместитель директора предприятия не озвучил.

Между тем, по его словам, цель проекта обновления общественного транспорта Семея по подсчету пассажиропотока и прозрачности оборотных средств достигнута. До карантина пассажиропоток увеличился вдвое. Что интересно, на вопрос журналистов, почему предприятие до этого не било тревогу и не говорило о проблемах, представитель компании скромно заметил, что тогда «пассажиропоток был большой, поэтому мы не обращали внимание».

Проблему, по словам руководства предприятия, может решить поднятие тарифа за проезд по безналичному расчету до 140 тенге и субсидирование из государственного бюджета. В данное время проезд по безналичному расчету стоит 80 тенге, за наличные – 140 тенге. По словам Асета Калигожина, областной акимат поддержал просьбу о субсидировании, но, о какой сумме речь, он не знает.

«Не согласен»

ТОО Semey Bus осуществляет 70% всех перевозок в городе. Общественник Роллан Машпиев не согласен с доводами представителей автопарка.

«То, что старый перевозчик справлялся без субсидий, они объясняют тем, что якобы они не показывали полностью пассажиропоток. И потому могли экономить на налогах. А у Semey Bus, мол, такой экономии нет. Но ведь они уволили практически всех кондукторов. Это уже подтверждается количеством сотрудников в этом автопарке. Если до апреля было примерно 700 человек, то сейчас 573. Я думаю, в будущем цифра сотрудников еще сократится. То есть с каждого автобуса ежедневно они будут экономить 7500 тенге (однодневная ставка кондуктора). При наличии парка из 300 автобусов за один день Semey Bus будет экономить порядка 2 млн тенге, а в год – свыше 730 млн тенге.  То есть по сравнению со старыми перевозчиками они уже организовали себе экономию на сумму большую, чем дотации, о которых идет разговор. И им все еще не хватает? Потом стоит подумать, а своевременным ли будет это повышение цены за проезд?» – недоумевает он.

В стране, подчеркивает он, кризис, карантин, люди лишаются работ и вынуждены жить на пособие в 42 500 тенге, и  разговоров о повышении стоимости проезда не должно быть.

Напомним, впервые речь об обновке общественного транспорта Семея была в 2017 году. Все шесть тогдашних перевозчиков проголосовали против участия в проекте по обновлению автопарка. В 2018 году было создано ТОО Semey Bus, где закупили  свыше ста автобусов разных классов у ТОО DAEWOO BUS KAZAKHSTAN. Руководитель компании DAEWOO BUS KAZAKHSTAN – Асемкан Дускужанов. Учредители ТОО «СемАЗ» и Zile Daewoo Commercial Vehicle Compani.

Но уже конец 2019 года сопровождался скандалами вокруг ТОО Semey Bus. С начала 2020 года акции протеста приняли массовый характер. Работники предприятия жаловались на нарушение трудовых прав, отказывались выходить на маршруты. Выражали недовольство тем, что из-за невыплат пенсионных и прочих отчислений не могут получить положенные от государства пособия по потере работы во время чрезвычайного положения.  

Отметим, ТОО Semey Bus наполовину государственное предприятие. 51% уставного капитала принадлежит ТОО «Автобусный парк «Семей», 49% –  ГУ «Отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Семея ВКО».

Жанар Асылханова, ВКО

Скандал на транспорте: в ВКО водители автобусов написали жалобу акиму

Работники нового, но еще «не обкатанного» автопарка ТОО Semey Bus жалуются на нарушения своих трудовых прав.

25 Январь 2020 08:41 8368

Скандал на транспорте: в ВКО водители автобусов написали жалобу акиму

Сотрудники предприятия, дабы привлечь внимание властей, уже выходили на акцию протеста и написали официальное обращение в адрес акима Семея Ермака Салимова. По их словам, работа общественного транспорта в городе Семее оказывается на грани срыва каждый месяц.

«Водители массово не выходили на работу, сходили с маршрутов, устраивали забастовки. Они заявляют о многочисленных нарушениях их трудовых прав, которые также ставят под угрозу нормальную жизнь в городе», – рассказывает известный в городе правозащитник Роллан Машпиев.

Список претензий, как объяснил правозащитник, достаточно велик: две восьмичасовых смены за сутки (отдых между рабочими днями всего четыре часа) с фактической оплатой только восьми отработанных часов, невыдача трудовых договоров на руки, невыплата пенсионных отчислений, больничных, штрафы с целью уменьшить сумму выплачиваемых зарплат. Кроме того, по его словам, начался прессинг работников предприятия.

«На забастовку в конце декабря выходили более 60 человек. А после забастовки людей начали отстранять. Несколько человек написали жалобу в трудовую инспекцию. 38 человек подписались под письмом к акиму, в котором попросили, чтобы градоначальник вмешался и помог разрешить конфликт между руководством и сотрудниками компании. Потом, как мне рассказали, началось давление со стороны работодателя на тех, кто подписал обращение», – продолжает общественник.

Тем временем руководитель ТОО Semey Bus Аскар Зияданов уверяет, что никаких нарушений трудовых прав не было. Следовательно, как и долгов по заработной плате. Заработная плата водителей и кондукторов составляет 10 000 и 7000 тенге за смену соответственно, без учета всех вычетов.

«Зарплата выдается до 10-го числа каждого следующего месяца. Обращение написали три уволенных работника, 35 человек подписались под ним, но половина из них отказались (от подписи)… Зачем мне на них давить? Какой смысл? Если человек не хочет работать, его не заставишь», – комментирует Аскар Зияданов.

Всего, по данным руководителя, на предприятии работают порядка 700 человек, в том чисел водители и кондукторы.

Пока официального ответа на обращение от акима Семея Ермака Салимова не было. Однако, как сообщили в акимате, организована комиссия по проверке данных фактов, по результатам которых будут приняты определенные решения.

Напомним, что проект по обновлению автобусного парка Семея реализуется с участием АО «БРК-Лизинг» с прошлого года. Общая стоимость проекта составляет 4,1 млрд тенге, из них 3,5 млрд тенге выделено АО «БРК-Лизинг» сроком на семь лет под 7% годовых. 170 новых автобусов автопарка ТОО Semey Bus приобретены в лизинг у отечественных производителей, компании Daewoo Bus Kazakhstan и СемАЗа. Половина доли ТОО Semey Bus – 49% – принадлежит государству, 51% – ТОО «Автобусный парк «Семей».

Свою деятельность по пассажирским перевозкам ТОО Semey Bus начало в сентябре 2019 года.

«Акимат проводил конкурс на обслуживание регулярных городских маршрутов. Мы участвовали и выиграли по восьми лотам – это 24 маршрута, по которым осуществляем движение. С 20 января система введена на всех маршрутах. Проект внедрился довольно успешно, хотя мы ожидали... Сейчас 80% населения перешло на оплату проезда по безналичному расчету, оплату по картам. Проезд по безналичному расчету стоит 80 тенге, за наличные – 140 тенге», – отметил Аскар Зияданов.

На сегодня, по информации из официальных источников, продано свыше 150 тысяч карточек безналичного платежа.

ТОО Semey Bus – самое крупное предприятие на рынке пассажирских перевозок Семея, которое обслуживает автобусы большого и среднего класса. Кроме него, также услуги пассажироперевозок оказывают автобусный парк «Семей» и таксомоторный парк.  В этих компаниях еще не внедрена карточная система оплаты за проезд.

Между тем акимат Усть-Каменогорска только настраивается на модернизацию общественного транспорта и судится с «неугодными» перевозчиками. 

Мы не раз рассказывали о положении перевозчиков Усть-Каменогорска, которые «утопают» в судебных разборках: сначала с департаментом государственных доходов по ВКО, после с акиматом Усть-Каменогорска. Сами автоперевозчики считают, что это прессинг, который напрямую связан с желанием властей создать муниципальный автобусный парк.

Следующее судебное заседание должно состояться в начале февраля.

Напомним, что Усть-Каменогорск по программе обновления автобусного парка планирует закупить 85 новых машин.

Жанар Асылханова, ВКО

Чудные цифры госзакупок

«Астана LRT» направит свыше 17 млрд тенге на китайские автобусы отечественной сборки, а акимат Алматы – более 400 млн на ремонт главного фонтана.  

07 Сентябрь 2019 09:00 8504

Чудные цифры госзакупок

ТОО «Астана LRT» заказывает услуги по финансовому лизингу. Цена вопроса – 17 миллиардов 942 миллиона 918 тысяч 326 тенге. Согласно технической спецификации, предметом лизинга выступают 100 единиц 12-метровых автобусов марки Yotong производства ТОО «Сарыаркаавтопром». При этом в графе «стоимость предмета лизинга» красуется цифра в 146 712 333 тенге. При курсе в 390 тенге за доллар получается более 376 000 долларов за один автобус.

Возникает немало вопросов: действительно ли эти автобусы являются казахстанскими? Какова доля локализации и казахстанского содержания в данной продукции? И, наконец, почему они такие дорогие?

Впрочем, интересный лот имеется и в Алматы. Так, здесь все-таки решили отремонтировать главный фонтан в Парке имени Первого Президента Казахстана. Готовы выложить за услуги капитального ремонта 413 939 620 тенге. Уже 12 сентября кто-то может победить в этом конкурсе и постараться удивить жителей и гостей города капитальным ремонтом фонтана за более чем миллион долларов США.

Отметим, что распоряжение отремонтировать фонтан дал аким Алматы Бакытжан Сагинтаев во время объезда по Бостандыкскому району города еще в июле. Тогда цифра в 470 миллионов тенге возмутила многих и была надежда, что ее сократят, однако, как мы видим, конкурс объявлен, идет процесс сборки заявок от потенциальных подрядчиков.

К слову, фонтан построили в 2010 году, а последний его ремонт проводили пять лет назад. 

Константин Харламов