Из 63 кандидатов в судьи 13 не прошли общественный отбор, рассказал atameken.info юрист-международник Марат Башимов, который вошел в новый общественный совет при суде города Астаны.
Верховный суд Казахстана рекомендовал городским и областным судам создать общественные советы и допустить их к кадровому отбору. Таким образом планируется укрепить доверие к судебной системе. Неофициальный орган уже создан при столичном городском суде. В него вошли представители общественности, НПО, журналисты, представители Национальной палаты предпринимателей, партий, двое судей в отставке и депутаты маслихата.
По словам Марата Башимова, у казахстанцев возникает немало вопросов к высшему судебному совету, за которым остается последнее слово при выборе судьи. Кандидаты в судьи привыкли думать, что отбор проходит непрозрачно, так как им не объясняют, почему их не приняли на должность. Сама процедура отбора не освещается в СМИ. Общественные советы призваны изменить сложившуюся ситуацию. Теперь главное, чтобы Высший судебный совет прислушался к мнению общественных советов. Именно так, по словам Марата Башимова, можно наладить прямую связь общества с государственными органами, что отражено в плане нации.
- На 13 судейских мест претендовало 63 человека. Мы сидели, рассматривали их дела, беседовали с кандидатами, смотрели на их моральные, личные качества. Разбирались, насколько каждый из них компетентен и способен занимать эту должность. Ведь судья – это, прежде всего, лицо народа, который осуществляет правосудие, который должен внушать доверие. Он должен быть не только профессионалом, но и морально подготовленным к такой работе, понимать какие задачи и цели перед ним ставятся, – говорит Башимов. – Однако многие кандидаты оказались не только не готовы, но и недостойны судейской должности. Одни путали юридические понятия, а другие предоставили ложные сведения о себе. Некоторые привлекались к административной, а то и уголовной ответственности. А судья должен быть чистоплотен во всех отношениях.
Непрошедшим отбор кандидатам в основном было от 25 до 30 лет, всего таких 13 человек. По словам юриста, несмотря на то, что они не могли связать даже двух слов, амбиций у них было более, чем достаточно.
- Ну какие из них судьи? Ни жизненного, ни профессионального опыта. Некоторые даже анкеты правильно заполнить не смогли. Получается, писать не можем, а в судьи хотим, – поделился юрист с atameken.info. – В общественный совет вошли люди с опытом, психологи, и каждый хочет, чтобы в судебную систему пришли достойные. Приняв на себя ответственность, общественный совет не рекомендовал Высшему судебному совету, который занимается отбором судей, принимать их кандидатуры на рассмотрение.
Ярким примером несоответствия должности, по словам Марата Башимова, стала уже практикующая судья из региона, которая надеялась перебраться в столицу.
- Она не тянет на судью – юридически не подкована. Более того, у нас возник вопрос, как она вообще в судьи попала? А другая и вовсе сказала, что хочет легкой работы, поэтому и идет в судьи. С каких пор у нас должность судьи стала легкой работой? – недоумевает юрист.
Создание общественных советов, по его мнению, как раз поспособствует открытости и транспарентности при отборе кандидатов в судьи.
- Это здорово, когда общество принимает участие в таких важных и сложных делах, как отбор судей. Надо и в других госорганах такие советы вводить. Возможно, тогда и коррупция пропадет, и по блату никто не будет устраиваться. «Телефонное право» у нас до сих пор работает, – резюмирует Марат Башимов.
Он уверен: если бы и заседания высшего судебного совета проходили в открытом режиме, гласно, публично, то и доверие к отбору судей у общественности повысилось бы в разы.
Арина Ризван