Платить за плохие дороги чревато для министра транспорта – мнение

1970

​Дорожно-транспортная инфраструктура имеет большое социально-экономическое значение как драйвер развития страны, считает общественник Руслан Асаубаев.

Платить за плохие дороги чревато для министра транспорта – мнение Фото: inbusiness.kz

Качество автомобильных дорог не выдерживает критики. Эту проблему обозначил президент в послании прошлого года. Принять конкретные меры для исправления ситуации Касым-Жомарт Токаев поручал еще до конца 2023-го, подчеркнув, что все недобросовестные компании в соответствии с законом будут привлечены к ответственности.

"Этому вопросу я уделяю особое внимание", – резюмировал глава государства.

Какая работа проведена и проводится в Казахстане для того, чтобы излечить "родовые болезни" отрасли? Ужесточается ли контроль в сфере? Подробнее о том, как в стране обстоит ситуация в дорожном строительстве, inbusiness.kz побеседовал в интервью с руководителем филиала РОО "Первый антикоррупционный медиацентр СКО" Русланом Асаубаевым.

– Руслан Шонович, в прошлом году в ходе обращения к народу с очередным посланием Касым-Жомарт Токаев заявил, что в Казахстане много проблем в сфере строительства автомобильных дорог. Основная претензия – к качеству, которое не выдерживает критики, подчеркнул президент. Какие меры принимаются для исправления недочетов?

– Не согласиться с данным заявлением президента очень сложно, в мировом рейтинге стран по качеству дорог Казахстан занимает 93-е место. В текущем году кардинально изменить ситуацию явно не получится. При созданном министерстве транспорта Республики Казахстан на данный момент действует проектный офис "Айқын бағыт" КТ МИИР РК, но активностей ни самого ведомства, ни проектного офиса не видно. Упор сделали на науку, на самом деле большое количество нормативно-правовых документов, и непонятно, кто это все контролирует и какая ответственность предусмотрена за их нарушение. Поэтому КаздорНИИ рапортует, что база автодорожной отрасли будет оптимизирована до 200 единиц. Нормативную базу адаптируют под международные стандарты, и только в 2025 году обещают начать пилотные проекты. Но и это не может гарантировать на 100% успех в данной отрасли.

– Как в Казахстане обстоит ситуация с платными дорогами?

– Из открытых источников АО "НК "ҚазАвтоЖол", на сегодняшний день в Республике Казахстан функционирует 17 платных участков дорог, их общая протяженность 3221 км, в том числе: 11 участков первой технической категории протяженностью 2161 км., 6 участков второй и третьей технических категорий протяженностью 1060 км. Платить за плохое качество дорог – это чревато лично для главы министерства транспорта РК.

– Глава государства, обращаясь к казахстанцам с посланием, назвал родовые болезни отрасли: несвоевременное и некачественное выполнение работ, высокий уровень коррупции, низкая конкуренция. На Ваш взгляд, какие перспективы, что проблемы будут решены в ближайшее время?

– Думаю, по данному вопросу у министерства нет видения решения этих проблем. У бизнеса дефицит рабочей силы, техники. Погодные условия влияют, наблюдаются срывы графиков работ. Что касается качества, к примеру, в областном центре Северо-Казахстанской области, городе Петропавловске, в 2023 году на строительство дорог выделено около 4,8 млрд тенге. В результате по 31 из 34 участков направлено претензионное письмо по устранению дефектов в рамках гарантии. Будут ли эти работы проведены, в какие сроки, данной информации нет у общественников, но есть риски, что они могут быть не проведены.

– Изменилась ли, по Вашему мнению, ситуация в сфере дорог с усилением общественного контроля?

– Наша организация совместно с другими НПО, политическими партиями, антикоррупционными волонтерами проводит общественный контроль по социально значимым объектам. Мы столкнулись с отсутствием информации по началу работ, завершению, нет графика работ, нет информации, связанной с официальными письмами от технического надзора в адрес заказчиков, уведомлением подрядчиков заказчиками. В этой связи мы сделали запрос в ГАСК СКО, где запросили информацию по всем объектам, сейчас предоставляем ее общественникам. Почему этой информации нет в открытых источниках – большой вопрос, который не решается много лет.

На данный момент можно сказать, что общественники обкатывают на практике новый закон. Составляют протоколы, акты осмотра и будут направлять рекомендации. В первую очередь заказчики начинают раскрывать информацию, общественники будут и дальше принимать участие в решении вопросов, но, если заказчики будут игнорировать рекомендации, они будут перенаправлены в антикор и прокуратуру. Что эти ведомства смогут предпринять, пока не ясно. Думаю, результат от организованных общественных контролей будет только в конце года, но уже сейчас можно точно сказать, что это активизировало общественность. На данный момент мы рекомендуем всем членам общественных советов, общественным объединениям вести работы в рамках ЗРК "Об общественном контроле", оформлять все документы и отправлять официальные запросы в госорганы.

– Президент в послании указал на то, что Казахстан находится на перекрестке путей, связывающих глобальные Север и Юг, Запад и Восток. Это наше серьезное преимущество, которое открывает широкие перспективы, заявил глава государства. Что Вы думаете об этом заявлении?

– Согласно данным stat.gov.kz, в Казахстане индекс физического объема валового внутреннего продукта за 2023 год методом производства составил 105,1%. Наибольший рост показали отрасли транспорта и складирования – 117%, строительства – 115,1%, информации и связи – 108,5%. Таким образом, дорожно-транспортная инфраструктура будет иметь большое социально-экономическое значение.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться