Экономическое и энергетическое сотрудничество, торговля, инвестиции и укрепление бизнес-связей, а также вторичные санкции и борьба с коррупцией. Об этих моментах в эксклюзивном интервью редакции inbusiness.kz своим мнением поделились специальный помощник президента США, старший директор по России и Центральной Азии в Совете национальной безопасности Николас Берлинер и заместитель помощника госсекретаря США по Южной и Центральной Азии Джон Марк Поммершайм. Поговорить с иностранными гостями удалось в рамках их визита в Казахстан на форум B5+1.
– Расскажите, пожалуйста, какие перспективы вы видите для развития экономического сотрудничества между США и Казахстаном в контексте текущей геополитической обстановки?
Николас Берлинер
Г-н Берлинер: Спасибо за ваш вопрос. Мы только что вернулись из Алматы, где проходил форум Б5+1 (англ.В5+1. – Прим.). Б5+1 является продолжением встречи в формате С5+1, которую президент Байден провел в Нью-Йорке на "полях" Генеральной ассамблеи ООН в прошлом году в сентябре. Цель этого мероприятия – укрепление сотрудничества как среди стран Центральной Азии, так и между Центральной Азией и Соединенными Штатами.
Надо сказать, что экономический компонент является ключевым, потому что мы видим возможности как для роста рынка здесь, так и для расширения обмена торговлей как между Соединенными Штатами и Центральной Азией, так и в дальнейшем между Центральной Азией и другими регионами мира, Европой и так далее. В этом и кроется ключ к интеграции региона с мировым сообществом, а также к укреплению его автономии, независимости и, в конечном счете, процветания. И поэтому, несмотря на геополитические вызовы, некоторые из которых продиктованы территориальным расположением Центральной Азии, торговля не должна ограничиваться географией. Таким образом, развивая связи с остальным миром, мы фактически укрепляем суверенитет и независимость Центральной Азии и независимость каждой из стран.
– Какие преимущества и вызовы представляет собой инвестирование американских компаний в Казахстан, особенно с учетом конкуренции со стороны других глобальных игроков, включая Россию и Китай?
Г-н Берлинер: Мы никогда не рассматривали это как взаимоисключающий вопрос. В контексте экономического роста у нас есть выражение "прилив поднимает все лодки". Поощрение экономического роста в этом регионе действительно создает возможности для американских компаний, что мы хотели бы видеть, и мы наблюдаем все больше и больше американских компаний, инвестирующих в этот регион. В целом это позволяет повышать общее благосостояние региона.
Так что мы не рассматриваем это как прямую конкуренцию за влияние. Это действительно о нашем партнерстве со странами региона и помощи этим странам в укреплении их независимости, которую США поддерживают вот уже на протяжении 30 лет.
– Какие меры принимаются для поддержки предпринимательской активности и инвестиций в Казахстан со стороны США, включая программы обучения и финансовую поддержку?
Г-н Поммершайм: Соединенные Штаты на протяжении многих лет инвестируют значительные средства в образование в Казахстане. Более 20 тысяч казахстанских граждан принимали участие в этих образовательных программах и имели возможность посетить Соединенные Штаты. Мы активно инвестируем в обучение английскому языку через различные программы, включая программы для молодежи из малообеспеченных семей.
Когда я жил здесь, в Казахстане, меня очень впечатлила программа, которая позволяет ученикам средних школ за два года полностью овладеть английским языком, посещая внешкольные интенсивные занятия по английскому. Я считаю, что интерес к изучению английского языка очень важен. Это действительно способствует росту профессиональных кадров и обеспечивает интеграцию в мировую экономику.
У нас также есть ряд программ для высококвалифицированных специалистов, которые едут в Соединенные Штаты по обмену. Это один из способов, через которые мы инвестируем в обучение и образование. Программа экономической устойчивости в Центральной Азии, или ERICEN, на которую администрация выделила 45 млн долларов помощи, направлена на поддержку этой области. Это пример долгосрочных программ и инвестиций Соединенных Штатов.
У нас также есть программы, которые помогают предпринимателям, включая женщин-предпринимателей, развивать свой бизнес. Мы считаем, что это очень важно для гражданского общества, чтобы малые и средние предприятия имели свою значимую роль.
– Как администрация США оценивает текущую экономическую ситуацию в регионе и какие шаги предпринимаются для стимулирования роста и развития?
Г-н Поммершайм: Господин Берлинер только что упомянул форум Б5+1 в Алматы, на котором мы были недавно, мы обсуждали эти вопросы в последние несколько дней. Как мы можем дальше интегрировать Центральную Азию в мировую экономику? Наши партнеры из Центральной Азии и Казахстана говорят нам, что они хотели бы быть частью мировой цепочки поставок, что они хотят быть интегрированными в мировую экономику. Они не хотят зависеть только от одной страны или от одной небольшой группы стран. Они хотят иметь крепкие экономические отношения со всеми ведущими экономиками мира. Так что Соединенные Штаты работают с нашими партнерами здесь, в Казахстане.
В Казахстане и других странах Центральной Азии был сделан ряд крупных инвестиций.
Не так давно прошла встреча платформы С5+1. В рамках этой структуры мы провели диалог о критически важных минералах в прошлом месяце с участием всех пяти стран Центральной Азии, включая министра промышленности и строительства Каната Шарлапаева из Казахстана. Идея заключается в том, чтобы мы могли работать вместе в этом очень важном секторе экономики. Конечно, критически важные минералы очень важны для "зеленой" экономики, для перехода от ископаемого топлива, а также для экономического роста.
Таким образом, мы очень оптимистично смотрим на то, что сможем найти дополнительные области сотрудничества в этом секторе. Существует еще ряд других секторов, в которых мы работаем с Казахстаном и которые, по моему мнению, имеют хорошие перспективы.
– Какие конкретные меры предпринимаются администрацией США для содействия укреплению бизнес-связей между американскими компаниями и предпринимателями из Казахстана?
Г-н Берлинер: Цель встречи Б5+1 – буква "Б" означает бизнес, это значит развить связи между частными компаниями из Соединенных Штатов и Центральной Азии. Это действительно ключевой момент здесь, и я думаю, это критическое различие между Соединенными Штатами и тем, как некоторые другие региональные игроки обычно действуют здесь. Например, Китайская Народная Республика, где эти отношения, скорее всего, являются более государственно ориентированными – министры приезжают и подписывают меморандумы о взаимопонимании, которые должны привести к новым потокам инвестиций. Иногда они есть, иногда нет. Я думаю, чаще всего они имеют амбициозный или политический характер.
Мы в Соединенных Штатах всегда действовали по-другому, и это про создание среды, способствующей инвестициям. Наши усилия направлены на эти цели. Это улучшение среды, создание климата, в котором частные компании видят возможности здесь, в Казахстане, и в других регионах. Потому что возможности есть, и они могут прийти сюда и воспользоваться ими, и это взаимовыгодно для обеих сторон, как для Казахстана в данном случае, так и для американских компаний.
– Что вы можете сказать о перспективах развития энергетического сотрудничества между США и странами региона?
Г-н Берлинер: Конечно, наши отношения имеют долгосрочную основу. Особенно здесь, в Казахстане, инвестиции в сферу энергетики существуют уже на протяжении примерно 30 лет. Здесь действуют крупные американские энергетические компании. Как упоминал мистер Поммершайм, мы на пороге необходимого перехода непосредственно от ископаемого топлива и углеродной экономики к безуглеродной и экологически чистой экономике. Здесь важную роль играют критически важные минералы. Регион также имеет огромный потенциал в области "зеленой" энергии: в некоторых частях региона это гидроэнергетика, в других – солнечная и ветровая энергия. Эта сфера активно развивается. И это еще одна область, где США и американские компании стоят на передовой в технологическом экономическом изменении. Мы видим здесь большой потенциал, и это, конечно, благоприятно как для бизнеса, так и для окружающей среды и планеты.
– Какие возможности существуют для расширения торгово-экономического сотрудничества между США и странами Центральной Азии, в частности с Казахстаном, в области инфраструктуры, технологий и инноваций?
Джон Марк Поммершайм
Г-н Поммершайм: В Алматы мы также говорили про электронную коммерцию и электронные услуги как об одной из областей, в которой мы могли бы работать вместе более тесно. Я упомянул область критически важных минералов как одну из перспективных с точки зрения нашего будущего экономического сотрудничества, снова в контексте перехода к "зеленой" экономике и технологиям, благоприятным для окружающей среды. И я думаю, что это одна из областей, где мы можем работать вместе над цепочками поставок, которые способствуют этому переходу.
По моему мнению, одно из преимуществ, которые приносят американские компании, – это экспертиза в области технологий. И я знаю, что здесь, в Казахстане, действуют несколько компаний, которые работали в секторе информационных технологий. Они предоставляли молодежи возможность обучения, и это помогло им в их профессиональном карьерном росте.
Другим преимуществом американских компаний является соблюдение экологических стандартов. Я считаю, что эти преимущества следует использовать для расширения сотрудничества Соединенных Штатов с Казахстаном.
– Хотелось бы также спросить про то, какой объем незаконно выведенных капиталов и активов из Казахстана, которые попали в США, был возвращен оттуда за последние годы? И как идет сотрудничество в этом направлении?
Г-н Берлинер: Это действительно важный вопрос. У нас имеется долгосрочное сотрудничество между США и Казахстаном в области взаимной правовой помощи, различные подразделения правоохранительных органов сотрудничают друг с другом уже на протяжении многих лет. Я не могу озвучить конкретные детали, но это определенно область, в которой мы привержены работать вместе Казахстаном.
В широком значении борьба с коррупцией очень важна. И мы определенно привержены помогать Казахстану в его усилиях в этом направлении.
Думаю, что этот вопрос на самом деле важен для каждой страны. Ни одна страна не защищена от этой проблемы. Но решение этой проблемы является ключевым для построения доверия, создания сильного общества, сильного гражданского общества и также, возможно, самое важное, для экономического роста, потому что коррупция всегда тормозит экономический рост и является источником экономических убытков.
Поэтому мы будем продолжать работать с Казахстаном в этой области, и я уверен, что мы можем достичь прогресса.
– Cтоит ли опасаться казахстанскому бизнесу вторичных санкций, потому что уже были представители бизнеса, которые попадали в списки?
Г-н Берлинер: Важно отметить несколько моментов. Первое, конечно, это то, что санкции не направлены против Казахстана или любой другой страны этого региона. Текущие санкции, которые Соединенные Штаты и многие другие страны наложили на Россию, являются прямым следствием агрессии и вторжения России в Украину в феврале 2022 года. Поэтому важно всегда помнить, откуда исходят эти санкции и кто является их целью.
В этом контексте мы понимаем, что это представляет значительную проблему как в Казахстане, так и в других регионах, и поэтому мы работаем в духе сотрудничества с властями Казахстана, чтобы решать вопросы уклонения от санкций и помогать местным компаниям и финансовому сектору соблюдать эти правила.
И я думаю, очень важно то, что мы здесь делаем. Это не наказательные меры против страны. Это усилия для прекращения войны в Украине. И поэтому наиболее важные части этих санкций направлены против транзакций, которые финансируют непосредственно военную кампанию Российской Федерации против Украины.
– Заключительный вопрос о том, каковы перспективы сотрудничества между США и Казахстаном в рамках программ развития и помощи, направленных на повышение экономической стабильности и процветания?
Г-н Поммершайм: Одним из основных направлений деятельности США в Казахстане является поддержание и укрепление наших экономических отношений во всех направлениях. Мы уже немного упомянули про углеводородный сектор и критически важные минералы. Но также, как вы упоминали в одном из ваших предыдущих вопросов, это касается и технологий, предпринимательства, программы обучения в этих областях, важности знания английского языка для того, чтобы Казахстан мог интегрироваться в мировую экономику. Мы приветствуем тот факт, что Казахстан стремится иметь широкие экономические связи по всему миру. Мы ценим наше партнерство в экономической сфере.
Мы много говорили на форуме Б5+1 в Алматы о важности прозрачной и открытой экономической системы, о значимости реформ, включая предложенные президентом Токаевым экономические реформы, которые мы широко поддерживаем. Мы также говорили об альтернативных торговых маршрутах, включая Транскаспийский маршрут, важный региону для обеспечения доступа к мировым рынкам и его значимой роли в транспортной сфере. Соединенные Штаты напрямую и также через международные финансовые институты, такие как ЕБРР и другие организации, поддерживают строительство Транскаспийского коридора. Мы работаем с нашими партнерами здесь, в Казахстане, в этой области.
В целом мы считаем, что устойчивый и справедливый рост способствует благополучию всех граждан, и это должно быть достигнуто через рыночно ориентированные реформы, развитие частного сектора и экономическую диверсификацию.
Напомним, в Алматы 13-15 марта состоялся форум B5+1 с участием бизнес-сообществ стран Центральной Азии и США. Инициатива направлена на обеспечение активного взаимодействия между правительствами и бизнес-сообществом.
Читайте по теме:
Новый политический сезон в Поднебесной – интервью посла КНР