Дефицит кадров: колледжи есть, но некому работать

1933

Выпускники не спешат занимать вакансии, оставаясь на свободном рынке.

Дефицит кадров: колледжи есть, но некому работать Фото: pixabay.com

Ежегодно из стен колледжей Костанайской области выходят сотни рабочих. Сегодня в регионе особое внимание направлено на тех, кто получает специальности в области легкой и автомобильной промышленности. Так складывается рынок, что многие швеи и автомеханики даже после практики на производстве уходят в свободное плавание, сообщает inbusiness.kz. Представители крупных предприятий региона на площадке областной Палаты предпринимателей попытались найти ответ на главный вопрос – как привлечь и удержать молодежь?

Не работает

В управлении образования Костанайской области отметили, что на подготовку рабочих кадров направляют треть образовательного госзаказа. Предприятия подают данные о потребности в специалистах определенной квалификации, говорят об остром дефиците именно рабочих рук. В текущем году власти рассматривают возможность увеличить количество бюджетных мест по отдельным специальностям. Изучают возможность увеличения мест в бюджетных группах по подготовке швей в два раза, с 50 до 100 человек.

В Костанае работают две крупные швейные фабрики, и обе нуждаются в рядовых сотрудниках. Хотя это разные предприятия в части подходов в формировании размера оплаты труда, у сотрудников разные условия труда и загруженность. А проблема одна. Как отмечают представители компаний, большая часть работников – женщины в возрасте. Молодежи слишком мало.

"Мы ежегодно готовим специалистов для швейных предприятий. Это модельеры-закройщики и портные. Студенты проходят практику, но мы видим, что после получения диплома многие уходят в индивидуальный пошив", – отметили в управлении образования Костанайской области.

Звучат предположения, что влияет на принятие такого решения отсутствие престижа рабочих специальностей, а также недостаточно высокая оплата труда.

Предпринимательница Светлана Шипилкина в одном из разговоров с корреспондентом inbusiness.kz рассказала, что свое швейное производство переводит на пооперационный режим. То есть каждый работник будет производить одну или несколько операций, а не шить изделие полностью. Так работницы смогут увеличить скорость пошива, качество. Это даст им возможность зарабатывать больше. У набивших руку швей заработная плата может сравняться или превысить среднюю зарплату по стране. Но найти желающих выполнять не самую интересную работу и целый день сидеть за машинкой не так много.

С аналогичными проблемами сталкиваются предприятия автомобильной отрасли. Они также готовят специалистов, предлагают студентам оплачиваемую практику, но из общей массы практикантов остаются далеко не все.

Психологи и специалисты в области профориентации признают, что нынешнее поколение стремится к большей свободе. Они практически не приемлют строгие рамки и множественные ограничения, которые обычно устанавливают в крупных компаниях, чтобы обеспечить своевременный выпуск продукции.

"Для них удаленка, свободный график являются нормой. Среди моих клиентов категорически мало тех, кто готов к работе в найме на позициях рядовых рабочих", – отметила профориентолог Виталия Карабанова.

Работники кадровых служб предприятий Костанайской области озвучили предложение по обязательной отработке на предприятиях тех, кто получил профессию за государственный счет. Но здесь перед отделами образования встает другая проблема. Значительная часть выпускников колледжей выходят из стен учебных заведений несовершеннолетними. И обязать их отрабатывать знания незаконно. Только на добровольных началах.

В тесной связке

Все участники процесса подготовки кадров для производств сходятся во мнении, что бизнес и колледжи должны работать в одной связке. В регионе ежегодно корректируют образовательный госзаказ, чтобы максимально удовлетворить потребности предприятий.

"Мы задергали уже колледжи, центры трудовой мобильности, вошли в реестр НПП, везде кинули клич о вакансиях. Мы пытались наладить систему ведения гостевых лекций в колледжах нашими специалистами, но производственные процессы не дают гарантии, что встреча состоится. Вписать сотрудника в расписание практически нереально", – отметила представитель одного из металлургических предприятий региона.

Руководители колледжей признают, что с производственниками учить сложно. Наиболее эффективна такая работа в рамках дуального обучения. И такая практика есть.

Но если говорить о новых для региона заводах, то с подготовкой не типичных для Костанайской области специалистов есть сложности. В одном из колледжей не могут получить лицензию на подготовку специалистов литейного производства. По предварительной оценке, все требования для получения разрешения выполнены: социальный партнер, желание учить и возможность это делать у учебного заведения есть. Палата предпринимателей и прокуратура региона взяли вопрос на особый контроль в рамках поддержки инвесторов.

Но в управлении образования отметили, что, даже если документ получат до начала учебного года, набор абитуриентов возможен будет лишь на 2025-2026 учебные годы. Потому что до конца мая примут постановление о распределении грантов.

Подобные барьеры, по мнению бизнеса, лишь усугубляют кадровый голод.

Ориентация на профессию

В рамках встречи прозвучала мысль о том, что колледжи и предприятия поздновато начинают завлекать абитуриентов, начиная работать с ними в 8-9-х классах. В областном управлении образования отметили, что школьников помладше знакомят с профессиями в рамках других предметов, а также тематических лекториев. В рамках курса "Глобальные компетенции" говорят о финансовой грамотности. Но ясного понимания, как работают предприятия сегодня, у многих детей нет. В головах до сих пор есть стереотипы о грязных цехах, неопрятных рабочих. На деле многие компании, напротив, стремятся к порядку и чистоте, оборудуя рабочие места по современным требованиям. Некоторых побывавших на костанайских автозаводах порядок вводил в заблуждение – они думали, что предприятия на самом деле не работают, а лишь создают видимость.

Специалисты в области профориентации и работы с детьми говорят о необходимости более тесного взаимодействия школ и предприятий. Указывают на необходимость экскурсий на производство, встреч со специалистами.

"Мы проводим большие профориентационные кампании. Работаем со школами, вузами, колледжами. Но до сих пор в Костанае некоторые не просто рядовые, а общественно значимые люди не знают о нашем производстве", – сказала руководитель корпоративного вуза одного из автомобильных заводов Людмила Олкинян.

Увы, такая практика тесной работы с потенциальными сотрудниками далеко не повсеместна. Многое зависит и от активности родителей и классных руководителей, а также заинтересованности администрации школ. В Костанайской области лишь несколько школ и колледжей пошли дальше банальных бесед.

"Впервые для обучающихся 10-11-х классов с сентября 2023 года на базе костанайского колледжа сферы обслуживания и профессионально-технического колледжа им. Доненбаевой внедрили экспериментальную образовательную программу. Она позволяет ученикам 10-11-х классов получить одновременно среднее и среднее специальное образование по рабочей специальности", – отметили в управлении образования Костанайской области.

По данным ведомства, в рамках профориентационной работы со школьниками 7-8-х классов уже должны говорить о профессиях, подключая к работе родителей. Повсеместно ли проводят эту работу? По данным отделов образования – да.

На деле дети если и знают о профессиях, то в массе своей откровенно немного. Речь о растиражированных специальностях либо специальностях родителей и близких родственников. Еще меньше школьники и студенты знакомы с тем, как функционируют крупные предприятия и коллективы в них. Они склонны больше к индивидуализму. Специалисты объясняют это особенностью поколения. Работодателям от этого не легче.

Изображение StockSnap с сайта Pixabay

Читайте по теме:

87% студентов колледжей обеспечено общежитиями – минпросвещения

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться