Недавно в российских СМИ появилась информация, что Казахстан стал больше платить за импорт электроэнергии из РФ. Корреспондент inbusiness.kz обратился за экспертным комментарием к партнеру агентства энергетического анализа Алексею Преснову, чтобы разобраться в причинах этого роста цены на российское электричество, который потом транслируется в более высокие тарифы на электрическую энергию в нашей стране.
"Сейчас в Казахстане широкой публике обоснование роста тарифов на электричество с начала года преподносится с акцентом на то, что в стране есть дефицит мощностей, поэтому время от времени закупается электроэнергия из России по очень высоким тарифам. Но если попытаться разобраться с тем, как формируется цена на российский импорт, притом что оптовые тарифы в РФ ниже, чем в Казахстане, и даже если к ним прибавляется рентабельность "Интер РАО" (российская электроэнергетическая корпорация. – Прим.) и передача электрической энергии по сетям Федеральной сетевой компании (ФСК – российский аналог KEGOC. – Прим.) и KEGOC, тем не менее тех цен, которые там заявляются – 26-32 тенге за кВт*ч за российскую электроэнергию, таких цен нет. Потому что в России, если брать рынок "на сутки вперед", цену мощности, сложить их с тарифом на передачу, получится цена порядка где-то максимально 20 тенге за кВт*ч. А если добавить туда еще KEGOC, то будет 23 тенге за кВт*ч, но никак не около 30 тенге", – указал эксперт по энергетике в беседе.
Чтобы понять, почему импортируемая из России электроэнергия в Казахстане становится гораздо дороже, нежели в самой РФ, он изучил документы, опубликованные "дочкой" минэнерго – Казахстанским оператором рынка электроэнергии и мощности (КОРЭМ) – и межправительственное соглашение между Казахстаном и РФ по трансграничным перетокам электроэнергии, имеющееся в открытом доступе.
"Если посмотреть на существующие документы, в том числе публикуемые КОРЭМ, то мы увидим, каким образом происходит торговля по российскому импорту и какие там складываются цены. Там можно увидеть две вещи. Первое – это соглашение между Казахстаном и Россией, которое есть в открытом доступе. Оно определяет работу балансирования, то есть параллельной работы энергосистем сопредельных государств. Речь идет о том, что в основном Казахстан покупает через своего единого закупщика – расчетно-финансовый центр (РФЦ) при минэнерго не просто электроэнергию, в которой он испытывает общий дефицит какой-то, а балансирующую электроэнергию в РФ. То есть, когда казахстанской энергосистеме не хватает в какие-то моменты суток электричества, она начинает покупать его из России. В договоре так и указано, что есть определенные цифры – по северу Казахстана до 150 МВт – это техническое балансирование, которое происходит по низким ценам с очень небольшой рентабельностью "Интер РАО" в 0,5%. Все, что свыше 150 МВт, когда Казахстану не хватает электроэнергии для закрытия и регулирования своих потребностей, то там уже покупка электричества идет по российскому балансирующему рынку и с более высокой маржой "Интер РАО" – 2,5%. В отдельные часы, если внимательно просмотреть все таблицы, мы увидим, что в том числе покупается мощность именно в тот момент, когда в России она транслируется в регионах, где "Интер РАО" покупает электроэнергию для Казахстана, это происходит в каждом из них раз в сутки в течение пятидневной рабочей недели. В итоге в те часы, когда это совпадает с трансляцией мощности в соседних российских регионах и одновременно Казахстану тоже нужна электроэнергия, цены резко возрастают", – прокомментировал специалист.
Поясним, что балансирующий рынок представляет собой рынок отклонений фактического почасового производства и потребления электроэнергии от планового торгового графика и предназначен для обеспечения баланса производства и потребления в реальном времени.
По словам Преснова, цены на российском балансирующем рынке электроэнергии складываются гораздо выше, нежели на рыночном сегменте "на сутки вперед".
"Сами балансирующие цены изначально выше цен рынка "на сутки вперед" – где-то за два рубля или 10 тенге на кВт*ч, а рынок "на сутки вперед" дает 1,5 рубля, или 7,5 тенге на кВт*ч максимально. Плюс еще плата за мощность туда добавляется, и если посмотреть по февралю, то мы увидим, что там цены раскачивались от 18 до 40 тенге за кВт*ч – в них отражена нехватка электроэнергии Казахстану, так называемые положительные дисбалансы. В итоге я пытался там определить и узнать: средняя цена там сложилась какая-то на объемы балансирующей электроэнергии, которые велики в таком режиме. Но плюс еще есть в этом же межправительственном соглашении просто плановые поставки электроэнергии из России в Казахстан – цена их неизвестна, но, на мой взгляд, она гораздо ниже балансирующей, в итоге эти объемы и стоимости складываются и получается средняя цена импорта гораздо выше, чем цены в Казахстане. Это создает ложное впечатление о том, что в России, где работает конкурентный рынок, гораздо выше цены, чем в Казахстане, и поэтому, с одной стороны, это, мол, низкие цены в Казахстане и есть причина всех проблем отрасли, а с другой – вызывает отторжение у властей в плане реализации рыночного сценария", – отметил эксперт.
На самом деле разброс цен показывает, что казахстанские энергетики не имеют четкой системы планирования импорта из РФ, подчеркнул он в разговоре.
"Это говорит о том, что Казахстан просто не планирует правильным образом эти поставки из России. Потому что если бы все они были плановые, то цена была бы ниже. А вот этот подход, что "давайте мы будем из России брать, но там очень дорого, мы будем брать только когда нам вдруг надо" – при этом это все выливается в плохое планирование, и нам надо тогда только, когда планирование будет показывать провал. Это выливается в то, что в итоге цена на импорт российского электричества становится высокой, и она как раз такая, какая есть. Потому что на самом деле, еще раз говорю, это главный момент, что цена, если плановая из России, она сейчас в целом на российском оптовом рынке ниже, чем в Казахстане, соответственно, туда добавляются составляющие по передаче – она была бы порядка плюс-минус 20 тенге, и она была бы стабильной", – убежден Алексей Преснов.
Он полагает, что казахстанская общественность должна потребовать от структур минэнерго четкого объяснения, почему импорт электричества из России является таким дорогим, чтобы его расклад стал прозрачным для людей, встревоженных резким ростом тарифов на электричество в стране в последнее время.
"Кстати говоря, в статье российско-казахстанского соглашения говорится о том, что плановые поставки должны осуществляться по определенной коммерческой цене с целью, там написано в отдельном пункте, снижения дисбалансов на границе. Потому что для России это тоже не очень комфортный сценарий, что "вдруг вы, откуда ни возьмись, начинаете просить – давайте поставьте нам свыше плана электроэнергию". Соответственно, у нас в России должны включать самые дорогие станции для регулирования дисбалансов, то есть внепланового потребления в Казахстане, поэтому подключаются наиболее дорогие по себестоимости резервные мощности. Отсюда и идут эти ценовые скачки. Поэтому, на мой взгляд, необходимо на уровне депутатов, СМИ сделать запросы о прозрачности ценообразования российского импорта электричества, чтобы КОРЭМ, расчетно-финансовый центр – единый закупщик электроэнергии могли дать внятный, четкий ответ: откуда берется высокая цена на импорт российского электричества? Поскольку именно это и создает высокую, непредсказуемую цену на казахстанском рынке электроэнергии, которая может сохраниться на годы вперед, пока в Казахстане нет возможностей для того, чтобы полностью удовлетворять свои потребности за счет своих электростанций, что сейчас и создает спрос на строительство маневренной генерации в Казахстане", – резюмировал специалист.
Читайте по теме:
Энергоснабжающие организации Казахстана массово подают иски на государство