Почему Казахстан сидит на литии и ничего не делает

240

В стране есть запасы лития, но отсутствие технологий и специалистов тормозит промышленную добычу. 

Почему Казахстан сидит на литии и ничего не делает Фото: hightech.fm

Пока мир судорожно ищет новые источники энергии, Китай уже перешел от слов к технологиям: здесь добились крупного промышленного прорыва в добыче лития, важнейшего металла для аккумуляторов электромобилей, запустив первую в мире производственную линию мощностью 20 тыс. тонн, использующую инновационную технологию извлечения лития из рассола соленых озер. Без гигантских карьеров, гор пыли и взрывов. Просто вода, химия и умные фильтры. Подвластно ли такое Казахстану, разбирался inbusiness.kz.

Литий – это новая нефть

Li сегодня не просто элемент в таблице Менделеева, а сердце электромобилей, смартфонов, дронов, систем хранения энергии, спутников, военной электроники. Кто контролирует литий – контролирует энергетику XXI века. И пока Южная Америка качает рассолы в Андах, Австралия - дробит скалы, а Китай - внедряет мембранные технологии, Казахстан проводит редкие научные исследования.

Восточный Казахстан: уже нашли

В 2021 году в "Вестнике Евразийской науки" была опубликована статья "Формирование и геохимические особенности поверхностных вод озер Шаган-Чарского участка (Восточный Казахстан)". Добывать литий, бор, калий и другие редкие металлы со дна соленых озер предлагают ученые Восточно-Казахстанского технического университета. Ученый Бакытгуль Агалиева совместно с коллегами в своем проекте доказала, что в соленых озерах ВКО находятся залежи минерального сырья.

"…Наблюдается насыщение проб следующими компонентами, как литий, калий, марганец, железо и др. Общая картина, по результатам проведенных исследований, показывает, что существенных отличий в озерах нет", – сказано в работе.

Из рапы соляных озер получение лития начинается с естественной упарки рассолов в открытых бассейнах. Получившийся твердый продукт может быть переработан либо по обычной технологии, либо переработкой в автоклавах с получением чистого хлорида лития.

Южнокорейские специалисты подтвердили: в Казахстане есть перспективные зоны с литием, сопоставимые по потенциалу с боливийскими и чилийскими солончаками. В 2024 году корейский научно-исследовательский институт геологических наук заявил, что в прошлом году обнаружил месторождение лития в Казахстане и планирует начать его разработку.

Стоит отметить, что литиеносные месторождения расположены в Восточном Казахстане. Речь, в основном, о гранитовых месторождениях.

"Известное промышленное месторождение (Бакенное, Юбилейное и Белая Гора) разрабатывалось "Белгородским ГОКом" для получения титана и олова, а литиевая руда уходила в хвосты, сейчас эти месторождения законсервированы", – отмечается в исследованиях по литию, озвученных на всероссийском научно-практическом совещании в 2011 году.

Почему не добывают?

Прежде всего, Казахстан – страна руды, а не технологий. Исторически мы привыкли выкопать, вывезти, продать. А литий из рассолов – это не экскаватор, это мембранная фильтрация, ионный обмен, селективная сорбция, химическое осаждение. Одним словом, хай-тек, а не кирка.

Проблема в том, что у Казахстана нет собственной промышленной технологии, специалистов, а иностранные инвесторы не спешат делиться ключами от энергетического сейфа. Не менее важный момент – волатильность лития: цены скачут, технологии быстро устаревают, проекты требуют больших вложений и долгой окупаемости.

Наконец, никто попросту не лоббирует эту темы: нет шума – нет стратегии. В Казахстане в приоритете нефть и уран, под них созданы целые отрасли с министерствами, корпорациями и международными связями. До национальной "литиевой стратегии" далеко.

Экспертное мнение

Казахстанские геологи и экономисты сходятся в одном: потенциал есть, но без технологий, партнеров и политической воли он так и останется на бумаге.

Об этом говорится в прогнозах ТОО "Геоинцентр" от 2004 года в их работе  "Развитие минерально-сырьевого комплекса РК и моделирование состояния минерально-сырьевой базы на период до 2030 года". В документе отмечается, что государственным балансом полезных ископаемых РК учтено 11 балансовых месторождений олова и среди них наиболее значительный объект Сырымбет. Учтено также 10 балансовых месторождений оксида бериллия и 5 – оксида лития. Их запасы находятся в комплексных редкометалльных рудах.

"Для определения фактического состояния минерально-сырьевой базы олова, оксидов бериллия и лития страны необходимо было провести ее детальный анализ с позиций рыночных отношений, оценить реальные запасы каждого месторождения и минерально-сырьевой базы, в целом", –отмечается в исследованиях.

Казахстан занимает по подтвержденным запасам олова 11-е место, по запасам оксида бериллия по неполным данным – первое, а по запасам оксида лития по неполным данным – пятое место. Ну а в качестве рекомендаций от экспертов: постановка геологоразведочных работ с целью выявления более богатых и рентабельных к отработке месторождений оксидов бериллия и лития целесообразна при условии благоприятной конъюнктуры рынка.

"Литий специально в Казахстане не добывался, не было такой промышленности. Весь литий, о котором сейчас говорят, находится в Восточном Казахстане в редко-метальных пегматитах, он идет совместно и попутно с танталом, оловом, бериллием. Литий никогда не добывали ни с озер, ни с пегматитов. Его отправляли в хвосты. Что касается соленых озер, по некоторым сведениям, литий присутствует в Павлодарской области. Были даже научные работы, изучали химический состав соленых озер Павлодарской и Карагандинской областей. Но до добычи не дошло, потому что не было спроса", – рассказал горный инженер, геолог с 50-летним стажем Болат Кабазиев.

Итак, литий в рассолах присутствует. Теперь вопрос не в геологии, а в управлении и инвестициях.

Пока мы думаем, Китай действует

Но надо признать, попытки наладить добычу лития предпринимались. Так, в апреле 2025 года акимат ВКО сообщил о создании двух предприятий по разработке лития немецкой компанией Bergbau. Речь шла об инвестициях в размере 500 млн долларов. В перспективе, до 2029 года планировалось строительство двух крупных промышленных объектов – горно-обогатительной фабрики по добыче и обработке лития, а также предприятия по переработке пегматитовых руд для получения концентрата окиси лития. Правда, двумя годами ранее, в 2023 году, та же компания уже говорила об инвестициях в литий в Казахстане. И тогда речь шла о 700 млн долларов. О дальнейших шагах больше не говорилось.

В 2024 году корейская компания KIGAM заявила, что планирует подать заявку на получение права на проведение буровых работ в этом районе, чтобы начать добычу лития в следующем году совместно с корейской компанией. Новой информации не поступало.

Тем временем, Китай сделал ставку не на руду, а на интеллектуальную переработку. Он не просто добывает литий, он строит вокруг него экосистему батарей, заводов, логистики и рынков. Казахстан пока на распутье: либо остаться сырьевым придатком, либо войти в эпоху "чистой энергетики" как игрок, а не наблюдатель.

Читайте по теме:

У Казахстана есть перспективы по добыче лития на юге страны – эксперт

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться