Почему онлайн-ретейл Казахстана отстает

6020

У казахстанцев культивируется привычка делать покупки в Интернете.

Почему онлайн-ретейл Казахстана отстает

Тренд развития электронных маркетплейсов и формирования новой поведенческой привычки покупателей - закупаться в Интернете - получил толчок в период ковидной пандемии. Казахстан не стал исключением, но сдал позиции по  росту количества и объема транзакций в онлайне. Причины сложившейся ситуации на рынке электронной коммерции на панельной сессии Astana Finance Days обсудили игроки рынка онлайн-ретейла в стране, сообщает корреспондент inbusiness.kz.

"Выросли в два раза, но уступили позиции"

По данным вице-министра торговли и интеграции РК Асель Жанасовой, в 2020 году объем рынка электронной коммерции в Казахстане вырос более чем в два раза, превысив 1,1 трлн тенге. Соответственно ее доля в общем объеме розничной торговли повысилась до 9,7%. Годом ранее показатель равнялся 3,7%. В планы Минторговли входит увеличить его до 15% к 2025 году. Также ведомство намерено довести количество онлайн-покупателей до 77 млн человек. Но на международном фоне результаты РК по развитию электронной торговли достаточно скромные.

"Если сравнивать результаты 2020 года по всем странам, то наши позиции ухудшились. Казахстан оказался на 60 месте из 152 стран. Мы снизились на четыре позиции по сравнению с 2015 годом. Что это значит? Это значит, что все страны активно переводятся на онлайн-коммерцию. Даже если мы в два раза увеличили свои объемы, это не значит, что нужно останавливаться. Нам нужно увеличить скорости по переходу в онлайн", - констатировала Асель Жанасова.

Возможно свою роль в этом сыграло годовое снижение объема трансграничной электронной торговли. Что было связано с закрытием границ во время локдаунов.

"Учитывая роль электронной коммерции, стимулирование развития отрасли приобретает особую важность. Министерством проводиться планомерная работа по развитию электронной торговли по трем основным направлениям: поддержка субъектов МСБ по переходу на онлайн-бизнес; развитие службы доставки, так как логистика очень важный компонент в рамках развития электронной торговли. Также онлайн платежные инструменты должны быть доступными для каждого", - отметила вице-министр.

Для развития трансграничной торговли в рамках ЕАЭС в 2022 году планируется запустить пилотный проект в области внешней электронной торговли товарами для физических лиц.

"Все трансграничные онлайн товары, которые будут поступать, будут проходить через единые институты - операторы электронной торговли. Это значительно уменьшит затраты людей на "растаможку", оплату пошлины. Сегодня человек индивидуально идет растамаживает груз, оплачивает дополнительные налоги в государственные органы. Мы хотим упростить, чтобы человек меньше времени тратил на это, все было прозрачно, оцифровано. Ведется большая работа совместно с комитетом государственных доходов, с крупными онлайн-площадками по обеспечению успешного пилота в рамках пяти стран", - сообщила замглавы министерства торговли.

По части освоения крупнейших мировых онлайн-площадок ведомство планирует подключить казахстанских поставщиков к eBay. На сегодня они поставляют свои товары на Alibaba, Amazon, Wildberries, Ozon.  

Крупные покупки перешли в онлайн

Партнер по консультационным услугам в регионе Евразия, PwC Наталья Лим рассказала об итогах исследования проведенного в Казахстане.

 "В рамках жесткого локдауна и пандемии люди в значительной степени привили себе определенные привычки. Посмотрим на средний чек и количество транзакций - люди в течение 2020 года стали больше доверять онлайн покупкам. То есть они больше стали доверять больше e-kommerce, что способствовало росту среднего чека. Если обратить внимание на количество транзакций, то оно в 2020 году увеличилось всего лишь на 20% по сравнению с 2019 годом. Из-за роста доверия, которое появилось у потребителей, они стали увеличивать размер покупок. Если  в 2019 году в этих  покупках были такие товары как наушники, то сейчас уже люди онлайн готовы покупать уже и холодильники, и кондиционеры, делать большие покупки", - пояснила Наталья Лим.

Наметившийся тренд будет продолжаться и к концу текущего года рост объемов онлайн-продаж также будет заметным, полагают PwC.

Фэшн-бренды присмотрелись к онлайн

Период пандемии, когда закрывались авиасообщения, стал непростым для Lamoda. Но переход людей в онлайн-шопинг подтвердила правильность специализации платформы.  

"Мы остаемся в фэшн-индустрии и добавляем некоторые категории товаров, которые будут интересны нашей целевой аудитории, которую представляют в основном женщины, покупающие одежду и обувь на всю семью, дом. В топе рейтинга товаров в 2020 году появились категории для дома и спорт. Он всегда "качает", но в прошлом году к нему был особый интерес", -  отметила генеральный директор Lamoda Казахстан Мольдер Рысалиева.

Изменилось и покупательское поведение. Выросла частота предоплат. Также люди стали чаще пользоваться карточками при оплате. Сумма среднего чека увеличилась почти на 50%.

Помимо этого к маркетплейсу стали присматриваться крупные одежные бренды.  

"Мы замечаем, что офлайн-бренды, которые игнорировали онлайн ранее, в 2020 году обратили внимание на онлайн. Мы видим большой интерес к нашей площадке со стороны партнеров, потому что многие понимают, что развивать собственную интернет-площадку, собственный интернет-магазин не просто. Им может не хватать экспертности. Поэтому маркетплейс на уже существующих лидирующих площадках – это идеальный вариант", - сказала Мольдер Рысалиева.

"Нужно развивать национальные площадки"

Казахстану нужно больше инвестировать в технологичность производства и локально развивать supply chain, считает ceo Froot.kz Рула Райм.  

"Есть потребность в инвестициях в технологичность при производстве, в том числе развитие национальных электронных площадок. Нашим национальным поставщикам на Amazon, eBay, Alibaba  сложно будет конкурировать с международными поставщиками, потому что там доля технологий в производстве, к сожалению, не такая высокая. От этого себестоимость у нас неконкурентная по сравнению с другими", - полагает Рула Райм.

Кроме того в стране нет доступных инструментов финансирования. Например, на институциональном уровне нет законов и нормативных документов, которые позволяли бы признавать софт, разрабатываемые электронными коммерческими площадками, как нематериальный актив. "Чтобы под залог этого софта брать какое-то финансирование. Не важно - это финансирование от банков или прямые венчурные сделки. Такого института нет. Нет общих правил о том, как оценивать интернет компании. Поэтому для них недоступен капитал банковский, а у нас на рынке избыток капитала и он не работает. То есть люди у кого есть деньги, чтобы инвестировать для развития e-commerce, достаточно консервативны, потому что опять же нет общих правил игры", - заключил спикер.

Карина Алимова

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться