Объективного, честного и беспристрастного расследования по факту гибели 17-летнего юноши Ильяса Балгожина в селе Бегень Бескарагайского района области Абай требуют его родственники. В своем обращении в редакцию inbusiness.kz они выразили опасение, что всю ответственность за случившееся могут переложить на самого погибшего. По их мнению, в досудебном расследовании полицейские опираются в основном на показания заинтересованной стороны, у которой есть влиятельные знакомые, а значит, виновные не понесут наказания в соответствии с законом, передает корреспондент inbusiness.kz.
Большая трагедия
Село Бегень в Бескарагайском районе насчитывает около трех десятков домов. Местные жители занимаются разведением скота, заготовкой сена, многие продают его в другие населенные пункты, на что и живут. Несчастный случай, о котором вкратце, со ссылкой на органы полиции сообщили многие местные и республиканские СМИ, паблики в Instagram, был зафиксирован 14 апреля этого года. По данным Telegram-канала Polisia.kz от 15 апреля, подросток погиб, когда со своим знакомым тюковал сено.
"Во время этого потерпевший стоял между трактором и тюковальным прессом, соединенным приводом вала с трактором. Решив перепрыгнуть через привода вала, он зацепился одеждой за вал, из-за чего его замотало", – информировал Telegram-канал Polisia.kz со ссылкой на спикера – начальника следственного отдела Бескарагайского РОП департамента полиции области Абай Ерболата Жолдасбека.
Фактически, говорят родственники погибшего, паренька разорвало на части. Сейчас, по данным полиции, начато досудебное расследование по факту гибели несовершеннолетнего, ведутся следственные действия. Но родные Ильяса утверждают, что их самих никто не опрашивал, обстоятельств, предшествовавших гибели, в полиции у них не уточняли.
Рабочая сила подешевле?
Позицию родственников inbusiness.kz выразил родной дядя и односельчанин погибшего юноши Виталий Селиханов. По его словам, Ильяса фактически наняли на работу их знакомые Мусатаевы, один из которых является владельцем крестьянского хозяйства. Причем, по его мнению, они хотели сэкономить на специалистах, работниках, поэтому им было выгодно позвать для тюкования сена несовершеннолетних, чтобы заплатить меньше.
"Я знаю своего племянника, он здравомыслящий парень. Думаю, прыгать на крутящуюся деталь, через пресс – для него это было невозможно. Полагаю, фактически была нарушена техника безопасности со стороны работодателя. Там, где находятся передние части тюковального пресса, где крутится вал, отбор мощности, человек не должен находиться. Мое сугубо личное мнение – это произошло из-за халатности", – высказался Виталий Селиханов.
Самое главное, считает Виталий Селиханов, организаторы этих работ с опасной сельхозтехникой должны были дать инструктаж работникам, объяснить, кто где должен был находиться. По его словам, Мусатаевы попросили Ильяса помочь с тюкованием сена, пообещав заплатить.
"До этого они моего племянника тоже неоднократно просили поработать, но я его туда не пускал. Говорил, что там делать нечего, там опасно. Он пошел, когда меня в селе не было, я уехал в Семей. Вернулся в Бегень, когда это все случилось. Через полчаса уже был на месте. Там уже никого из работников не было, хотя за несколько минут до трагедии знакомые там видели много людей," – добавил он.
Сам Виталий Селиханов имеет 15-летний стаж механизатора, у него тоже есть своя бригада по заготовке сена. Поэтому он предполагает, что один из Мусатаевых после небольшого отдыха работников запустил трактор и включил пресс, не убедившись, что возле него в опасной близости никого нет. Стекла трактора затонированы. В это время Ильяс находился в опасной зоне, не успел отреагировать на начавший работу пресс.
"Вскоре после трагедии я задал вопрос одному из нанимателей Ильяса, а зачем они детей на работу набирают? Он мне сказал, что им людей не хватает, хотя у нас полдеревни – безработные. Просто там постоянно экономят. До этого мне звонили, спрашивали, сколько я плачу своим работникам. Еще удивились, что много, говорят, мол, половины от этой суммы хватит, – продолжил Виталий Селиханов. – Теперь же меня просто гложет тот факт, что в расследовании гибели Ильяса полиция опирается на показания трех братьев из семьи Мусатаевых, которые являются заинтересованными лицами. У них в показаниях есть большие расхождения, идет сокрытие некоторых фактов".
Просто помогал
Между тем нам удалось дозвониться до Ержана Кабдоллаева и Жаскайрата Мусатаева, у которых работал Ильяс Балгожин в момент трагедии. По их словам, Ильяс им просто помогал.
"Сейчас больше ничего не могу сказать, посоветуюсь с адвокатом. Но мы все из одного села, с дедушкой его вместе выросли, мы одногодки. У нас были дружеские отношения, а вот как все получилось", – вздыхает Жаскайрат Мусатаев.
По словам Ержана Кабдоллаева, сейчас фактом гибели юноши занимается следствие, и они все уже рассказали полиции.
"Была опергруппа из 10 человек, все выясняли. Ильяс перешагнуть хотел… Рядом был наш братишка. То, что думают родственники Ильяса, – это неправильно. Мы все вместе выросли – деды, отцы, братья. Мы живем в 20 метрах друг от друга. Ильяс у нас не работал, он помогал нам, мы же дружили", – утверждает Ержан Кабдоллаев.
Он признался, что Ильяс помогал им впервые, инструктаж ему никто не проводил, но погибший юноша якобы имел уже похожий опыт работы по тюкованию сена у дяди, Виталия Селиханова.
"Как мог несовершеннолетний помогать бесплатно перекидывать 24 тонны сена? Это огромный объем работ, – отвечает на это Виталий Селиханов. – Ильяс, действительно, мне помогал ранее, но он работал на безопасном расстоянии: просто ходил по полю и собирал готовые тюки сена".
Как рассказал inbusiness.kz заместитель руководителя управления по контролю в сфере труда области Абай Ерлан Нияткабылов, родственники погибшего написали к ним обращение. Далее в управлении будут действовать в соответствии с действующим законодательством. В целом, без привязки к трагическому происшествию, он отметил, что самым распространенным нарушением среди работодателей в сфере трудовых отношений является привлечение работников без заключения соответствующих договоров.
"Это у всех такая проблема, не только в области Абай, когда нередко с работниками не заключают трудовые договоры или договоры ГПХ. Работодателям необходимо действовать в соответствии с Трудовым кодексом, в том числе в аграрном секторе", – заключил он.
Ранее в управлении государственной инспекции труда Восточно-Казахстанской области сообщили, что одними из распространенных нарушений малого бизнеса в сфере трудовых отношений стали задержки в оплате труда, наем на работу без заключения договоров.
В минувшем году больше 200 работников погибли в Казахстане на производстве.
Мы уже сообщали, куда могут обратиться казахстанцы в случае нарушения их трудовых прав, читайте здесь.
На фото: начальник следственного отдела Бескарагайского РОП департамента полиции области Абай Ерболат Жолдасбек на месте происшествия
Читайте по теме:
Жуткая статистика: почти 1,5 тыс. казахстанцев пострадали на производстве
Около 80 человек пострадали от несчастных случаев на производстве в ВКО
В ВКО вернули 1,5 млрд тенге долгов по зарплате