Почему скоро на рынке может не остаться добросовестных предпринимателей

8348

И как новые поправки в Закон РК "О защите прав потребителей" помогут это предотвратить, рассказали inbusiness.kz эксперты.

Почему скоро на рынке может не остаться добросовестных предпринимателей Фото: pixabay.com

В рабочей группе сейчас активно обсуждаются поправки в Закон РК "О защите прав потребителей", которые могут быть приняты уже в начале следующего года. Они предусматривают пять основных, принципиально новых аспектов: создание института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, санкции суда в отношении виновного предпринимателя, который отказался устранять нарушения в досудебном порядке, синхронизацию регулирования общественных отношений в сегменте дистанционной, электронной торговли и ее очной формы, распространение базовых принципов защиты прав потребителей на отраслевые НПА – туризм, медицину, ЖКХ. Наши эксперты рассказали, что все они важны, но наиболее спорными стали те, что касаются введения штрафных санкций в отношении недобросовестных предпринимателей и переход на двухступенчатую систему защиты потребителей вместо существующей трехступенчатой.

Убрать одно из звеньев

Сейчас потребитель, чьи права и законные интересы нарушены, должен пройти три ступени. На первой он обязан обратиться к продавцу, изготовителю и исполнителю с претензией об устранении нарушений прав, в том числе через общественную организацию – общество по защите прав потребителей (ОЗПП). Нередко, если сумма покупки слишком мала, общества отказываются работать с потребителями, и тогда они либо самостоятельно пытаются разобраться с продавцами, либо должны обратиться в госорган, то есть региональный департамент по защите прав потребителей. Если и здесь ничего не вышло, то тогда недовольный покупатель товаров или услуг обращается в судебный орган, самостоятельно или с помощью ОЗПП. Департамент может подавать судебные иски только о защите прав неопределенного круга потребителей, если по одному и тому же вопросу обратились больше десятка человек.

К примеру, департамент по защите прав потребителей ВКО с начала года отработал 650 обращений от жителей региона на сумму более 27 млн тенге. Это не считая деятельности ОЗПП по досудебному и судебному урегулированию потребительских споров. Но все же нынешняя трехступенчатая система достаточно громоздкая и не всегда эффективно защищает права населения.

На встрече в департаменте по защите прав потребителей Восточно-Казахстанской области с представителями ОЗПП директор Национальной палаты медиаторов РК по ВКО Марианна Дячук отметила, что суд не принимает потребительские иски, если истцы не соблюли трехступенчатый порядок. Сейчас в поправках предлагают убрать из этой обязательной системы региональные департаменты, оставив за ними контрольно-надзорные функции. У потребителя будет право, но не обязанность обращаться в департамент. Марианна Дячук предлагает дать право потребителям искать защиты не только в ОЗПП, но и в центрах медиации, поскольку стадия досудебного урегулирования споров – это требование законодательства на сегодня.  

"Двухступенчатая модель облегчит работу по защите прав потребителей, сделает ее более эффективной,  считает руководитель департамента по защите прав потребителей ВКО Қанат Женісбекұлы. – Думаю, она послужит толчком к развитию ОЗПП".

Нарушил, но не признал – плати!

Вторая важная часть рассматриваемых поправок в закон касается введения штрафов в судебном порядке для тех предпринимателей, кто нарушил права потребителей, но отказался их восстановить до суда. Так вот, если служители Фемиды установят факт нарушения прав потребителей, то горе-бизнесмен оплатит штраф. Эти деньги пойдут на возмещение затрат ОЗПП, которое помогало потребителю восстановить его права, составить досудебную претензию, исковое заявление, представляло его интересы в суде.

Председатель общества по защите прав потребителей "Аманат" Гульнар Оразаева вспоминает, что до 2010 года в Законе РК "О защите прав потребителей" такие штрафы для виновного предпринимателя были предусмотрены в размере 100% от суммы иска. 30% от взысканной суммы шли в ОЗПП, 70%  в местный бюджет. При следующих поправках эта норма выпала. Гульнар Оразаева считает, что ее необходимо вернуть опять, но и предлагаемые в настоящее поправки тоже уместны.

В целом она считает, что предлагаемые изменения в Закон РК "О защите прав потребителей" будут способствовать повышению качества оказываемых товаров и услуг, улучшат положение населения в части защиты прав потребителей и ОЗПП, которые смогут работать в полную меру, а значит, потребитель будет защищен больше.

Нарушают права

Председатель правления Национальной лиги защиты прав потребителей Казахстана Светлана Романовская рассказала inbusiness.kz, что поддерживает переход на двухступенчатую систему.  

"У каждого человека есть конституционное право на обращение в суд. А если мы ему предлагаем сначала обратиться в госорган, а потом с претензиями в суд, то мы фактически нарушаем его конституционное право",  говорит Светлана Романовская.  

Сейчас в региональные департаменты по защите прав потребителей по всей стране поступают десятки тысяч жалоб на предпринимателей, а работают в каждом по два-три человека. Конечно, это для них большая нагрузка.

"Мне очень понравился опыт работы департамента по защите прав потребителей ВКО. Они помогли жильцам некачественно построенного дома получить деньги на ремонт. Здесь много хороших подвижек. В целом департаментам по защите прав потребителей в регионах приходится нелегко. Сейчас действует мораторий на проверки МСБ, и он продлится до 1 января 2024 года. Зачем тогда вводили норму о трехступенчатой системе?" – задается риторическим вопросом Светлана Романовская.

Некоторые представители группы по обсуждению поправок в Закон РК "О защите прав потребителей" предлагают ввести штрафы и для ОЗПП, если они проиграют судебный спор с предпринимателем. Они утверждают, что это справедливо на фоне того, что такие штрафы хотят сделать для предпринимателей. Но Светлана Романовская считает введение санкций для ОЗПП недопустимым. Они и так "дышат на ладан" по всей стране, приводит она свои доводы.  

"Так мы добьемся того, что все ОЗПП закроются. А мы должны их поддерживать. Все добросовестные предприниматели тоже выступают за сущестование обществ по защите прав потребителей. Мы стараемся очистить рынок от недобросовестных предпринимателей, от их продукции и услуг, которые наносят ущерб жизни и здоровью потребителей. Добросовестные предприниматели говорят: "Да нас скоро не останется"! Потому что больше 30% продукции на рынке – это подделки. Те же молочники говорят, что уже не могут конкурировать с теми, кто продает "немолоко", "несыр" и фактически вводят потребителя в заблуждение, потому что не предупреждают его как следует о том, что это за товар", - продолжила Светлана Романовская.

Такие "немолочные" продукты, говорит она, по госзакупу поставляли в детсады, потому что цена на них ниже. Как результат, в Казахстане, по ее словам, выросло целое поколение детей, которые "терпеть не могут молоко, а употребляют молочные продукты".

"А где понимание потребительской культуры, понимание того, что нужно серьезно относиться к своему здоровью? - возмущается она. – Штрафы в адрес ОЗПП до добра не доведут. Сейчас в сенате находятся нормативно-правовые акты по поводу того, что необоснованные иски принимать не будут. Сначала будут проверять всю доказательную базу, а потом уже рассматривать иск. Непонятно, кто будет выносить решение, обоснованно или необоснованно подан иск, вызывают доверие или нет собранные доказательства. При этом в стране фактически нет независимой экспертизы. Сейчас к нам обращается очень много людей по поводу мебели. А у нас нет такой экспертизы, качественно она изготовлена или нет. Нам могут только ответить, материал опасен или безопасен", - приводит свои доводы Светлана Романовская.

Что же касается штрафов в отношении самих предпринимателей, нарушивших права потребителей, то, как считает спикер, можно в качестве альтернативы возмещать затраты ОЗПП, потребителю за оказанные ему юридические услуги.

По ее мнению, добросовестные предприниматели понимают: чем грамотней будет потребитель, чем больше будет общей защиты прав потребителей, тем больше будет порядка.

"А когда есть порядок, есть понимание, чем добросовестный предприниматель отличается от недобросовестного", - резюмировала она.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться