Проблема роста цен, к сожалению, не теряет своей актуальности. В этот раз приглашенные гости программы обратили внимание на то, почему стандартный набор мер кабмина не работает и не дает ощутимых результатов в виде доступных ценников на отечественную продукцию.
Ерлан Смайлов, депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана:
– Здесь же вопрос комплексный, исторически сложившийся. И одними только такими вот "показательными порками" невозможно решить этот вопрос. Если вообще говорить об инфляции, о продуктовой инфляции в частности, извините, вот вы про яйца говорили – это "те же яйца, только в профиль". Потому что вопрос-то не решается. И только одними мерами контроля цен он же не решится. Это вопрос собственного производства, это вопрос собственных товаропроводящих сетей, это вопросы хранения, это вопрос того, что и в мире цена на продукты растет. То есть это вопрос импорта продуктов. Мы огромную номенклатуру продуктов завозим в Казахстан.
Данил Москаленко:
– Вице-министр сельского хозяйства, о чем мы с вами сейчас говорим, проинформировал о финансировании фермеров, производителей социально значимых продовольственных товаров. Форвардное финансирование на весенние работы будет пораньше. Может, это поможет?
Ерлан Смайлов, депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана:
– Это те же самые подходы. Они же не работают. Они в комплексе не работают. Они пытаются в догоняющем режиме решать эти проблемы, а на самом деле надо же глубоко туда залазить. Если по той же птицеводческой отрасли брать, там огромный комплекс проблем. И то, что там предприниматели держат на данный момент цены, если яйца брать, то категория С3 субсидируется на 3 тенге каждое яйцо. Но по факту если смотреть, то там цены растут. Они не заходят внутрь отрасли, там есть вопрос, начиная с племенного.
Данил Москаленко:
– Что это? Это несостоятельность нашей власти?
Ерлан Смайлов, депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана:
– Это такой подход очень ситуативный, очень быстрый. Никто не лезет в детали, не созидает целую отрасль, тем более чтобы построить там вертикально интегрированную отрасль, которая и кормами была бы сама обеспечена. Знаете, институциональная ловушка нашего правительства – мы там сейчас либо примем отдельный закон, или мы отдельное финансирование выделим, или мы создадим отдельную госкомпанию, как это раньше было, слава Богу, президент запретил, и мы решим вопрос. На самом деле это надо нудно и долго заходить в каждую отрасль.
Айдархан Кусаинов, экономист:
– Я думаю, проблема еще более серьезная. На самом деле нужно менять экономическую политику, потому что в существующей парадигме решить проблему невозможно. Существующая парадигма – это "давайте сделаем все подешевле". В итоге что происходит? Начинается: давайте раздавать дешевые кредиты, чтобы бизнес развивался; давайте для борьбы с инфляцией давать дешевые деньги под оборотную схему... Но это же смешно, потому что для борьбы с инфляцией деньги нужно удорожать. Когда у вас кредит на оборотные средства дорогой, вам очень невыгодно повышать цены, вам нужен оборот, вам нужно, чтобы у вас был постоянный быстрый оборот, тогда вам не нужны кредитные деньги. Если вы даете бесплатные кредитные деньги, то любой бизнесмен говорит: "У меня деньги бесплатные, у меня оборот может быть помедленнее, поэтому я поставлю повыше наценку". В оборотной схеме соглашение на то, чтобы не повышать цены на социально значимые продукты. На остальные продукты цены будут расти. Поэтому до тех пор, пока вы даете дешевые кредиты, у вас цены будут искусственно завышаться.
Спикер также отметил проблему валютного курса, который боятся отпустить в свободное плавание.
"Мы его боимся отпустить. Почему? Потому что все подорожает", – отметил Айдархан Кусаинов, указав на то, что такой подход в итоге приводит к негативным последствиям.
Айдархан Кусаинов, экономист:
– По поводу товаропроводящей системы. Выйдите в любой магазинчик у дома, и вы увидите свежие марокканские мандарины, вы увидите грузинские соки, вы увидите чилийские вина. Она (товаропроводящая система. – Ред.) отлично работает, просто эта система проводит дешевые товары. У нас есть дешевый импорт, и у нас свежайшие мандарины из Марокко оказываются прямо у вашего подъезда.
Данил Москаленко:
– Если учитывать ваши экономические посылы, то, увы, наверное, не каждый казахстанец потянет потом. Сейчас уже все живут от зарплаты до зарплаты. Понимаете?
Айдархан Кусаинов, экономист:
– Теперь принципиальный вопрос. Вот это очень важный вопрос. Из-за того, что мы все время боимся, что у нас кто-то не потянет....Что значит "не потянет"? Мы субсидируем импорт, при этом пытаемся развить отечественное. Но если отечественное неконкурентоспособно, как вы его можете развить? Поэтому абсолютно согласен: это – сиюминутное решение. Правильное решение – сделать нормальные цены, когда у вас появляются нормальные цены, у вас мясо птицы импортной становится дороже, тогда наши птицефабрики начнут производить сами, потому что они конкурентными становятся, их уже не нужно субсидировать. Они (птицефабрики. – Ред.) постепенно вытесняют импорт, при этом они набирают людей, они строят следующие птицефабрики.
Данил Москаленко:
– Я вас понимаю, но ваши утверждения далеки от простого народа. Цены-то растут, и они меньше не станут.
Ерлан Смайлов, депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана:
– Может, не в этих контурах, но согласен с тем, что вообще экономический подход и модель надо менять. Теперь то, что касается отечественных производителей. У нас достаточно много отечественных производителей, которые производят продукты питания. Но при этом у нас же есть номенклатуры, по которым сами нормально перекрываемся. Но цены и на это тоже растут. Мы его даже не импортируем. Если рассматривать то, о чем говорит Айдархан, то его (вопрос – Ред.) нельзя рассматривать в отрыве от роста доходов населения.
Данил Москаленко:
– Вы же сказали, что у нас есть бедные работающие. Бедные – это в прямом смысле слова?
Ерлан Смайлов, депутат мажилиса парламента РК от Народной партии Казахстана:
– В прямом смысле этого слова. Это определение международной организации труда: работающие бедные. Мы провели несколько исследований в нескольких измерениях: в политическом, в социально-экономическом измерениях. Группа экспертов проводила. И мы можем утверждать, что у нас, согласно результатам исследования, от 27 до 32 процентов работающего населения – работающие бедные. То есть это те люди, которые на сегодняшний день работают, у них есть квалификация, есть постоянная занятость, но при этом их доходов хватает только на то, чтобы прожить от зарплаты до зарплаты.
Полностью выпуск программы "Время говорить" можно увидеть по ссылке.