Просрочки по кредитам, отказ банка в реструктуризации, звонки коллекторов — знакомая ситуация для многих казахстанцев. Теперь такие вопросы можно решать без суда, с помощью банковского омбудсмена. Банковский омбудсмен Дархан Нурпеисов на пресс-конференции СЦК рассказал о проблемах заемщиков и главных изменениях в законодательстве, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
Что делает банковский омбудсмен?
Главная задача омбудсмена — защита прав физических лиц в спорах с банками и коллекторскими агентствами. Причем речь идет о любых займах: ипотечных, потребительских, автокредитах, а также задолженностях, переданных коллекторам.
Омбудсмен может:
- Рассматривать обращения заемщиков на досудебной стадии, если банк отказывает в изменении условий договора.
- Содействовать в переговорах о реструктуризации долга, предлагая банку варианты, которые заемщик сможет выполнить.
- Взаимодействовать с несколькими кредиторами одновременно, если заемщик имеет задолженности перед несколькими банками.
Решения омбудсмена обязательны для банков, если заемщик соглашается с предложенными условиями. Однако есть ограничения: омбудсмен не рассматривает дела, которые уже находятся на стадии судебного разбирательства.
Одна из главных функций омбудсмена — содействие в реструктуризации кредитов. Если заемщик, например, потерял работу или столкнулся с другими трудностями, омбудсмен может предложить банку новые условия выплат, которые будут посильны для заемщика.
“Наша задача — находить компромиссы. Мы учитываем финансовое положение заемщика, его жизненную ситуацию и предлагаем варианты, которые устроят обе стороны”, — отметил Нурпеисов.
Иногда омбудсмен выступает посредником сразу между несколькими банками, если заемщик имеет долги в разных финансовых организациях. В таких случаях предлагаются оптимальные условия для урегулирования всех задолженностей. С недавнего времени ужесточились и требования к самому омбудсмену. Теперь эта должность предполагает наличие высшего образования, управленческого опыта и стажа работы в финансовой сфере. Срок полномочий омбудсмена увеличен до трех лет.
Как обратиться?
Чтобы омбудсмен рассмотрел ваше заявление, нужно предоставить доказательства того, что вы пытались решить проблему с банком или коллекторским агентством. Это может быть письменный отказ, ответ на ваше обращение или отсутствие ответа в установленные сроки.
“При обращении к банковскому омбудсмену заемщик должен предоставить доказательства его обращений в банк или коллекторское агентство для урегулирования возникшей у него ситуации. То есть банковскому омбудсмену необходимы либо ответ от финансовой организации, или обращение, которое осталось без ответа. Банковским омбудсменом не рассматриваются обращения юрлиц и ИП”, – отметил омбудсмен.
Дархан Нурпеисов подчеркнул, что нет необходимости обращаться к платным консультантам, чтобы подать заявление, так как услуги омбудсмена бесплатны.
“Согласно закону, его решение обязательно для банков и коллекторского агентства в случае согласия заемщика с решением. Все эти нововведения позволят банковскому омбудсмену стать действенным инструментом в урегулировании разногласий и будут нести ряд преимуществ, таких как обеспечение доступа большего круга потребителей банковских услуг к урегулированию их разногласий банковским омбудсменом”, – добавил он.
По данным, которые привел Дархан Нурпеисов, с конца декабря 2024 года по январь 2025 года в адрес банковского омбудсмена поступило более 960 обращений. Из них 550 были официально зарегистрированы. По его словам, это внушительные цифры, учитывая, что омбудсмен начал работу совсем недавно.
“Это количество растет с каждым днем. Следует подчеркнуть, что банковский омбудсмен рассматривает обращения исключительно на досудебной стадии. Если уже вынесены судебное решение, исполнительная надпись или подан иск, такие обращения не подлежат рассмотрению и не могут быть приняты в работу банковским омбудсменом”, – сказал спикер.
По словам Дархана Нурпеисова, одна из главных проблем закредитованности казахстанцев – низкая финансовая грамотность и уровень благосостояния. Большинство кредитов люди берут не на крупные покупки или инвестиции, а для решения повседневных проблем.
“Я думаю, что рост уровня закредитованности населения связан с глобальными вопросами правовой и финансовой грамотности населения. Но в первую очередь это вопрос благосостояния населения, которое вынуждено получать кредит. Большинство кредитов – потребительские, связанные с решение ежедневных вопросов и проблем. Я думаю, эту проблему надо решать совместно с правительством, уполномоченными органами, банками и рынком. И при помощи омбудсмена прийти к положительному решению. В то же время при любой ситуации один из главных вопросов — это финансовая грамотность самих людей, правильно взвешивать свои возможности при получении кредитов”, – считает омбудсмен.
Он добавил, что банки, как и любые коммерческие организации, предоставляют свои услуги, сопровождая их рекламой. Это неотъемлемая часть бизнеса. Однако важно понимать, что ответственность за принятые решения лежит на заемщиках.
“Но я думаю, что тут ответственность лежит на нас самих. Мы не должны следовать каждой рекламе и бросаться получать кредит на какую-то ненужную вещь только из-за рекламы или сообщения. Именно здесь вы несете ответственность за все принимаемые вами решения”, – сказал омбудсмен.
Изображение от pressfoto на Freepik
Читайте по теме:
Банковский омбудсмен получил больше полномочий: как это поможет казахстанцам