В акимате города при строительстве предприятия перепрыгнули через важную процедуру, считают общественники, передает inbusiness.kz.
Большой резонанс у общественности Усть-Каменогорска вызвало известие о будущем строительстве в черте города мусоросжигательного завода. Областной центр ВКО и так характеризуется высоким уровнем загрязненности атмосферного воздуха, состояние окружающей среды нельзя назвать благополучным, поэтому жители всерьез опасаются, что еще одно производство может навредить.
"Насколько необходимо такое предприятие в городе, где нормально не организованы ни сбор, ни переработка мусора? Насколько безопасно располагать мусоросжигательный завод в черте города? Учитывая, что в этом городе и так огромное количество нерешенных экологических проблем?" – задалась вопросом известный блогер Александра Осипова на региональном форуме ECOJER – Clean air for us.
Технологию пока не видели
Активистку поддержали и другие участники форума, заявившие, что "мусоросжигательный завод – не самая лучшая технология, которая существует в мире". По их словам, есть другие решения, которые минимизируют выбросы при ликвидации отходов ТБО.
Но, как выяснилось, представители департамента экологии ВКО о самой технологии пока ничего не знают.
"Эту технологию, которую предлагают инициаторы, мы ее пока не видели. Сейчас проводим сбор замечаний и предложений согласно новому Экологическому кодексу, для того чтобы оценить все его вероятные воздействия на здоровье населения, – сообщил руководитель департамента экологии по ВКО Данияр Алиев. – В департамент экологии по ВКО поступило уже больше 80 заявлений и обращений от жителей, в которых есть опасения по поводу будущего завода. Вредные выбросы таких производств неспецифичны для твердого топлива, в которых есть вещества первого класса опасности, которые могут быть потенциально опасны для здоровья населения. У нас не было опыта по сжиганию мусора, поэтому такие производства вызывают опасения".
По словам Данияра Алиева, сейчас они ведут сбор предложений от жителей. По Экологическому кодексу на это выделяется 30 дней. Срок истекает 22 декабря.
"15 декабря департамент экологии проводит брифинг по этому вопросу, где будем обсуждать, какое воздействие на здоровье может оказать завод, будет ли дренаж через почвенный слой, накапливание вредных веществ, каково воздействие на кормовую базу для животных, будет ли соблюден экологический баланс, – продолжил Данияр Алиев. – Инициатор будет обязан в течение трех лет разработать проектную документацию, по ней сделать оценку на окружающую среду. И вынести на общественные слушания".
Однако старший научный сотрудник ЦОР Vrtitas Восточно-Казахстанского технического университета, известный восточноказахстанский эколог Даулет Асанов отметил, что сбор заявлений и замечаний о проекте ведется на той стадии, "когда, кроме идей, ничего нет".
Поезд не остановить
"И тогда ты подаешь эту идею на суд общественности и собираешь обратную реакцию. А здесь получается, что акимат города уже выделил участок, определил его целевое назначение, – говорит Даулет Асанов. – Мы обсуждать будем то, что уже начало реализовываться. Когда госорганы говорят, что мы только на стадии сбора замечаний и предложений по строительству мусоросжигательного завода, это не совсем так. Туда закладывается бюджет, подводится инфраструктура. Поэтому консолидация нашего общества важна на этой стадии, когда еще трубы не закопали, деньги не списали. Потом уже акимат будет руками разводить: "Извините, так случилось, бывает". Просьба каждому жителю писать, высказываться. Это единственная стадия сейчас, когда мы можем что-то изменить. Дальше поезд не остановить!"
Директор Центра экологической безопасности Геннадий Корешков отметил, что проблему ТБО необходимо решать в комплексе.
"Она включает сбор, классификацию мусора, вопросы переработки, хранения. Вопросы для нашего города актуальны. Экономические расчеты показывают, что строить мусороперерабатывающий завод неэффективно при сборе ТБО менее 500 тыс. тонн в год. Мы ездили за опытом в разные страны, были в Германии, Словении, смотрели, как там это организовали. На один большой регион достаточно одного завода. У нас сочли, что Усть-Каменогорск будет таким центром для ВКО, но это будет не только мусоросжигательный завод, но и сортировка, переработка, и только маленькая часть – захоронение. А технологию еще придется обсуждать", – заявил Геннадий Корешков.
По его словам, у жителей Усть-Каменогорска есть экофобия. Подобные заводы работают в Японии, странах Европы. В Усть-Каменогорске, говорит он, есть проблема переработки медотходов, утилизации стойких органических загрязнений. Строительство завода по переработке стойких органических загрязнений обсуждалось в двух соседних регионах, но жители Усть-Каменогорска и Павлодара выступили против. По словам Геннадия Корешкова, завод по сжиганию мусора нужен, но он должен пройти через общественные слушания.
Мусоросжигательный завод в Усть-Каменогорске собираются строить с 2023 года. Как сообщали в акимате города, здесь собираются сжигать до 70% отходов, которые не пойдут на вторичную переработку, в частности пищевые отходы. Для этих целей используют экологичную газово-вакуумную установку. При сжигании будет вырабатываться до 5 МВт электроэнергии. Когда поставят мусоросжигающий завод, его мощностей хватит на переработку ТБО с переполненного, но до сих пор действующего полигона. Предполагается, что до 2035 года сожгут весь мусор и на нем.
Ольга Ушакова