Коронавирус не стал преградой для многих, пожелавших связать себя узами брака и разделить свою радость с близкими и друзьями, передает inbusiness.kz.
Как североказахстанцы праздновали свадьбы в разгар пандемии
За минувшее карантинное лето сводки новостей периодически пестрили сообщениями о том, что в результате рейдов пресекались внушительные по своему размаху свадебные торжества. Однако и риск того, что праздник будет кем-то прерван, и возможность нарваться на штрафы не останавливали ни молодоженов, ни владельцев некоторых заведений. В том числе и на севере Казахстана. Тои с размахом, может быть, здесь явление не такое частое, но свадьбы все-таки проводились. Конспиративно, осторожно, с соблюдением целого ряда условий. О том, как это было, нам анонимно рассказали сами виновники тех торжеств.
"Мы проводили свадьбу на базе отдыха. Нам администрация сказала, главное – не палитесь. Никаких костюмов и платьев свадебных, никаких шумных конкурсов и громкой музыки. И все прошло нормально. Хотя было несколько тревожно, поскольку незадолго до нас в этом месте свадьбу "накрывали" полицейские", – рассказывает новоиспеченный глава новой ячейки общества.
Возможностью проводить мероприятия на открытом воздухе пользовались многие североказахстанцы. В таком случае они просто пытались походить на рядовых отдыхающих, а требуемое ограничение в 30 человек выдержать было не сложно. Например, просто сняв несколько расположенных рядом гостевых домиков и притворившись разными компаниями.
Хотя, как подсказывают наши инсайдеры, браться за свадьбы были готовы и некоторые владельцы крупных кафе. Единственное условие, как правило, опять же в том, чтобы не попасться на глаза потенциальным проверяющим. Например, предлагали провести банкет на втором этаже заведения, без возможности слоняться по зданию и во дворе. Не многих такой вариант устраивал, поскольку свадьбы тесноты не терпят. Потому и делались ставки на базы отдыха.
Еще одна североказахстанка выходила замуж тоже летом. Она отмечает, организовать все это было делом нелегким. Многие заведения, изначально соглашавшиеся на тайный банкет, внезапно отказывались от этой затеи. В случае нашей героини это произошло трижды, прежде чем было найдено окончательное место дислокации. Им стал частный коттедж. Не слишком удобно в плане сервиса, зато возможность провести праздник в полусемейном кругу, в компании самых близких людей. Все-таки ограничение хотя бы в 50 человек выдерживать пришлось.
"Главный минус был в том, что все резко подорожало. За те деньги, которые мы отдали на еду, напитки и обслуживание 50 гостей, ранее можно было организовать банкет на 200 человек", – говорит девушка.
Сами участники опроса признают, что сознательно шли на риск, и удачное проведение торжества списывают, в том числе, и на везение. Поскольку реально тихой, спокойной и без традиционных криков "Горько!" от гостей свадьба в итоге ни у кого не получилась.
Павлодар: как успеть "залечь на дно"
По данным РПП, за период ограничительных мер снижение выручки в сфере общественного питания Павлодара составило до 80% при рентабельности 10%.
В ноябре прошлого года в Павлодаре, в одном из местных баров, посетителей спрятали в подвале от нагрянувшей мониторинговой группы. Администратор заверял проверяющих, что заведение не работает. Но гардероб оказался полон верхней одежды. Почти четыре часа посетители просидели не в лучших условиях, затем сдались на милость нежданным "гостям". Как сообщили тогда в пресс-службе городского акимата, члены мониторинговой группы установили, что заведение работало после восьми часов вечера, что запрещено из-за установленных в регионе ограничительных мер. Кроме того, число посетителей перевалило за 40 человек, что превышало норму.
Надо отметить: то, что мониторинговая группа напала "на след", на самом деле редкость. Как рассказал анонимно официант, назовем его Салаватом, проработавший все лето в кафе, когда был объявлен локдаун, увеселительные организации создали свои явки, шифры, методы оповещения. К слову, о последнем: на страницах в соцсетях были созданы группы, где потенциальные гости оповещали владельцев кафе, когда собираются наведаться в гости.
"Компании, как правило, собирались не более 10 человек. Тоев не проводили, помещение небольшое. Работали мы до часу-двух ночи. Над входной дверью все кафе имеют видеокамеры, поэтому пропускали только "своих". Никаких сверхурочных нам не платили, да и с посетителей брали только по прейскуранту, за риск денег никто не брал. Все дорожили немногочисленными посетителями", – рассказал Салават.
Кроме того, между владельцами всех городских кафе наладилась тесная взаимосвязь: звонили и сообщали о подозрительных машинах, возможных посещениях мониторинговых групп и прочем.
"На моей памяти был только один случай, когда проверяющие пытались проникнуть в наше кафе, но персонал и гости успели "залечь на дно", и обошлось. Правда, часа полтора посидели в тишине", – вспоминает официант.
"Похороны" для общепита Алматы
О том, что бизнес дешевле заморозить, чем работать с ограничениями, на своей странице в Facebook заявила основатель сети Lanzhou Гульбану Майгаринова. Согласно данным ресторатора, в режиме локдауна с 21 марта в Алматы кассовый разрыв в день составляет 1,5 млн тенге, и эта цифра имеет тенденцию к увеличению.
Предприниматель подсчитала: выручка в день упала на 90%; зарплаты оставшимся 10% сокращены вдвое. Арендная плата при этом не снижается. Предлагаемая мера – доставка еды – не является рентабельной.
"Позволить только доставку в структуре доходов могут только предприятия с высокой маржинальностью – это рестораны и бары. Только агрегаторы забирают 30-40% от стоимости заказа потребителей. Пишем, просим, говорим с агрегаторами (электронная торговая площадка, обеспечивающая проведение закупок "в один прием". – Прим.), но это бесполезно", – отмечает ресторатор.
По ее мнению, даже новое постановление главного санитарного врача о продлении карантина до 12 апреля 2021 года и выступление акима Алматы Бакытжана Сагинтаева, по сути, возвращают город в очередной локдаун, только без объявления такового.
"Видимо, это делается для того, чтобы не считать это форс-мажором, чтобы государство не несло финансовых и иных обязательств перед налогоплательщиками. На деле 400 сотрудников нашей сети сегодня остались на улице. … Да, эпидемиологическая ситуация тревожная. Но без финансовой поддержки голодный народ способен на многое. В Алматы без средств к существованию останутся около 200 000 человек. Им нечего терять. И это только сотрудники общепита! Кто готов нести ответственность за безопасность целого города? Куда эти люди пойдут? Будут с машин снимать зеркала? Поджидать людей в темных дворах? Грабить?" – отмечает ресторатор.
Ресторанное подполье в Кызылорде
Один из рестораторов Кызылорды рассказал корреспонденту inbusiness.kz, что те, кто до пандемии обслуживал тои – тамады, фотографы, видеооператоры, танцевальные и другие коллективы, были вынуждены менять сферу деятельности. У одних был и другой бизнес, например мини-маркеты. Другие вообще не откладывали деньги про запас. Им пришлось тяжело, некоторые стали таксовать.
Было туго и для владельцев ресторанов, которые взяли кредиты на строительство новых заведений. Обычно, рассказывает спикер, в январе-феврале наблюдается затишье с торжествами.
"Первый сезон тоев начинается в марте и длится до начала мая. В мае не женятся, мол, маяться будут. Потом начинается ораза. На июль приходится вторая волна тоев. В марте 2020 года многие заведения получили предоплату на проведение мероприятий. В планах, в том числе и у нас, были тои и другие семейные торжества. И тут 16 марта объявили карантин. Поначалу думали, что это не серьезно и как-нибудь проведем мероприятия", – рассказывает ресторатор.
К тому времени заведения, получив предоплату, уже потратили деньги на подготовку торжеств. С этого у рестораторов и начались убытки, потому что пришлось вернуть полученную ранее предоплату. В результате часть заведений закрылись, часть поменяли формат работы, третьи заморожены в ожидании окончания COVID-19.
К слову, до карантина стоимость мероприятия на 150 человек оценивалась примерно в 1 млн тенге. Той на 200 человек мог обойтись в 2-2,5 млн тенге.
Спустя год после введения карантинных мер те предприниматели, у которых не было кредитов, просто заморозили бизнес на время. Другие на свой страх и риск проводят подпольные тои.
"В прошлом году всем было страшно. Когда летом начались проблемы – все перестали проводить торжества. Сейчас сезон тоев, конечно, некоторые стали потихоньку проводить семейные мероприятия, за закрытыми дверями. Но не как раньше, на 150-200 человек. Сегодня максимум 100 гостей", – рассказывает предприниматель.
В таких условиях работы, говорит ресторатор, неизбежно выросли и цены. Если раньше платили в среднем 3500-3800 тенге за человека, то сегодня 4500-5000 тенге.
"Подорожали продукты питания. Базары хотят компенсировать малый объем продаж необходимого для тоев повышением их стоимости, плюс инфляция. Бизнес понять можно: и жить хотят, и рабочие места сохранить", – отмечает ресторатор.
По данным Ассоциации общественного питания РК, в сфере общественного питания задействовано около 23% трудоспособного населения, и, по разным оценкам, до 85% персонала общепита относятся к социально уязвимым слоям населения. Количество МСБ в сфере общепита по РК уменьшилось в 3 раза, по Нур-Султану – в 3.2, по Алматы – в 3 раза. 57 тысяч предприятий по РК не смогли открыться после пандемии.
Павел Притолюк, Марина Попова, Махмуд Байходжаев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!