Подсудимые по делу о субсидиях в ВКО обвинили систему

8097

В уголовном суде № 2 Усть-Каменогорска с последним словом выступили экс-руководитель областного управления сельского хозяйства Владимир Гайламазян и предприниматель Досым Марат.

Подсудимые по делу о субсидиях в ВКО обвинили систему Фото: pixabay.com

Наивысшего накала перед вынесением приговора по делу о субсидировании солнечных панелей достиг в уголовном суде № 2 Усть-Каменогорска конфликт подсудимых со стороной гособвинения, передает inbusiness.kz.

На последнем этапе судебных слушаний в очередной раз сменился гособвинитель. Очередному представителю из прокуратуры Владимир Гайламазян и Досым Марат еще до того, как им дали последнее слово, резко и безапелляционно высказали все свои претензии. Они заявили о том, что следствие и гособвинение предвзяты, носят заказной характер и что на скамье подсудимых должны сидеть совсем другие люди.

Владимир Гайламазян добавил, что "все, в чем его обвиняют" по пункту 3, части 4, статьи 361 Уголовного кодекса РК "Злоупотребление должностными полномочиями", не входило в его должностные обязанности, потому что руководителем программы субсидирования была его заместитель Диляра Жылкайдарова. Предприниматель Досым Марат, которого обвиняют в мошенничестве в особо крупном размере, в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 190 УК РК, с горькой иронией заметил, что, следуя логике обвинения, всех бизнесменов можно назвать мошенниками.

Одной рукой дают, другой забирают

Досым Марат также заявил, что от прокурорского иска, который подан в гражданском порядке в рамках этого уголовного дела, пострадают более 300 мелких крестьянских хозяйств в Восточном Казахстане. Ведь им придется вернуть поставленное предпринимателем оборудование для солнечных панелей, предназначенных для обводнения пастбищ. Понятно, что тогда точно не добиться целей развития АПК в этой части, а именно для этого предназначались субсидии. Досым Марат обратил внимание суда на то, что солнечные панели он поставил тем крестьянам, кто "зимой в 40-градусный мороз выходит на реку долбить лед, чтобы напоить скот". 

"Вы сидите здесь, у вас дома есть свет, горячая вода, душ, а крестьянин, который работает в горах, на полях, у него ничего этого нет. Когда работников нанимаешь, они приходят, смотрят на условия и убегают. А мы потом все плачем, почему мясо у нас дорогое? И вот для людей, которые пасут скот, им тоже нужны условия. Чтобы они пришли вечером домой и включили телевизор… Вина в чем? Что мы обеспечили (солнечными панелями. – Прим. авт.) крестьян, которые нуждались?" – эмоционально высказался предприниматель.

Подсудимые находятся под арестом 1 год и 8 месяцев. При этом Досым Марат на суде заявил, что к нему в начале следствия поступали предложения дать показания против Владимира Гайламазяна и тогда его отпустят под домашний арест. Предприниматель отказался, он заявил, что сговора с экс-руководителем УСХ у него не было, никакого ущерба государству они не нанесли, соответственно, состава преступления в их действиях нет.

О качестве следствия и гособвинения, по мнению подсудимых, говорит тот факт, что сначала их обвиняли по статье 189 (пункт 2, часть 4) "Присвоение или растрата вверенного чужого имущества" в сговоре, в особо крупном размере. Речь шла о 980 млн тенге. Под конец судебного следствия гособвинение предложило адвокату Гайламазяна, чтобы подсудимый признал вину в халатности. Когда поступил отказ, переквалифицировали ему состав преступления на "злоупотребление должностными полномочиями". 

К вопросу о должностных полномочиях

Первым с последним словом выступил Владимир Гайламазян, заявив, что все обвинения в его адрес построены на словах и домыслах. 

"Это не входило в мои должностные обязанности. И об этом прекрасно известно следствию, которое написало документ в адрес министерства сельского хозяйства РК, в котором расписало, что необходимо установить ответственность руководителя УСХ на выплату субсидий. Потому что они прекрасно знают, что выплата субсидий производится не руководителем управления, а руководителем бюджетной программы. А руководителем бюджетной программы по приказу с мая до конца декабря 2020 года была мой заместитель Диляра Жылкайдарова". 

По словам Владимира Гайламазяна, также его обвинили в том, что он не вовремя подал гражданский иск на ТОО "МД "Экосервис", когда компания в срок не выполнила свои обязательства. Но это входит в функции юриста УСХ, и у него в ходе судебных слушаний не спрашивали, почему такой иск не был подан, добавил подсудимый. Владимир Гайламазян рассказал, что якобы у него даже в СИЗО спрашивали, почему на скамье подсудимых сидит он, а не ныне бывший заместитель акима ВКО Ержан Нурбаев. 

"Я знаю, что Нурбаев занимался субсидиями, был членом комиссии по выплате субсидий. Потом он пришел к нам в УСХ, даже не имея сельхозобразования. Г-н Ахметов назначил его руководителем управления. Я не знаю, для чего. Может, как раз чтобы обеспечить выплату субсидий по этим панелям. И эта вероятность не исключена, хотя я не могу этого достоверно сказать. Но я могу сказать одно – мою родину уничтожают", – заявил он.  

Владимир Гайламазян привел примеры такого "уничтожения". По его словам, некоторые фермеры, к которым относится и Нурбаев, необоснованно засевают большие территории подсолнечником, истощая почвы, а также "выливают отходы с молочно-товарной фермы на поля без проведения нормальной очистки". 

"В священной книге Коран написано: "Искупление греха возможно только покаянием". Не думайте, что пойдете в церковь или мечеть и этим грехи искупите. Вы запугали более 300 человек. Часть из них выступали здесь и говорили неправду. Потому что их запугали прокуратура и антикор. Уважаемый суд, я обращаюсь к вам. У вас есть возможность принять справедливое решение", – заявил Владимир Гайламазян, не объяснив, однако, в чем сказали неправду допрошенные на суде свидетели. 

А кто тут мошенник

Досым Марат еще раз подчеркнул, что в его действиях нет фактов хищения, обмана, мошенничества. По его словам, уголовное дело в отношении него и Гайламазяна зарегистрировали в ЕРДР на основании заключения специалиста Битолеуова от 29 сентября 2021 года, которым якобы подтвержден ущерб. Из показаний специалиста же следует, что он никакого исследования, встречных проверок не проводил, а составил заключение на основании справки прокурорской проверки, которую к материалам дела не приобщили. Это грубейшее нарушение норм уголовно-процессуального права, заявил он. Только одно это обстоятельство позволяло закрыть уголовное дело за отсутствием состава преступления.

"Позвали сюда аудитора, и он сказал, что возле него сидел прокурор Бектуров, который сказал, как писать. Он так и написал", – привел свои доводы предприниматель.

По его информации, во время следствия на него оказывалось давление, после ареста и его, и Гайламазяна семь месяцев "не допрашивали, ничего не делали". Он назвал это моральным давлением, чтобы они "сломались". 

Досым Марат, по его словам, все оборудование для солнечных панелей поставил крестьянам в 2020 году в срок, кроме аккумуляторов. Они в связи с пандемией коронавируса застряли на границе, о чем есть свидетельство от Палаты предпринимателей ВКО о форс-мажоре. Но ни СМЭС ВКО, ни органы следствия его в расчет не приняли. 

"Глава государства неоднократно говорил, что надуманные уголовные дела надо прекращать. Надо переходить в "новый Казахстан". Но у нас либо сложный переход, либо указания президента не выполняются на местном уровне, в том числе в прокуратуре. На суде каждый крестьянин говорил, что они получили оборудование. С опозданием, но получили. Они говорили слова благодарности за это. Подписанные акты приема-передачи имеются в уголовном деле. Я поставил оборудование, возвратил в счет государства 80 млн тенге, когда некоторые крестьяне отказались от установки солнечных панелей", – заявил Досым Марат. 

По словам Досыма Марата, он поставил крестьянам оборудование почти на 980 млн тенге – именно в такую сумму у него был авансовый платеж от государства. Несмотря на это, есть вступившее в законную силу решение специализированного межрайонного экономического суда (СМЭС) ВКО о взыскании с ТОО "МД "Экосервис" этих 980 млн тенге. Несмотря на это, сейчас в рамках уголовного дела прокуратура опять подала гражданский иск по взысканию 980 млн тенге – с Гайламазяна и Марата. 

"То есть я получил авансовый платеж от государства в размере почти 1 млрд тенге. А с меня хотят взыскать 3 млрд тенге? И кто тогда из нас мошенник?" – возмутился предприниматель. 

Поскольку оборудование крестьянам Досым Марат поставлял в лизинг, то теперь им нужно будет его вернуть, заявил предприниматель. Он попросил у суда вынести оправдательный приговор. 

Ранее на судебных прениях его адвокат заявлял, что органы прокуратуры ВКО вопреки громким декларациям уничтожают бизнес. 

После последнего слова подсудимых судья Каламкас Салбанова удалилась в совещательную комнату. Пока о дате оглашения приговора ничего не известно. 

Судебный процесс по делу Владимира Гайламазяна и Досыма Марата начался в апреле текущего года. 

На днях было окончено судебное следствие. 

Но эта скандальная история, связанная с субсидированием сельского хозяйства в ВКО, берет начало в 2021 году. 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться