/img/Group 538png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 384,89 Brent 36,55
Пока жареный петух не клюнет

Пока жареный петух не клюнет

Казахстан ужесточит требования к организации серых автобусных перевозок.

18:05 23 Январь 2018 4766

Пока жареный петух не клюнет

Автор:

Жанболат Мамышев

Фото: tengrinews.kz

По итогам проверки после трагедии с автобусом в Актюбинской области министерство по инвестициям и развитию РК намерено ужесточить требования к организации нерегулярных международных перевозок, сообщил министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек.

«Вы знаете, что ряд таких трагедий, инцидентов произошел за последнее время у нас, в России автобус с трудовыми мигрантами. До этого пять-шесть лет назад была такая ситуация с трудовыми мигрантами из Кыргызстана. Несколько проблем. Во-первых, старый автотранспорт. Автобус, который эксплуатируется уже долгие годы. Плюс опять же человеческий фактор. Действительно, сейчас рейдовая, тотальная проверка (нерегулярных перевозок. – Прим. автора) совместно с органами МВД проводится. Но мы хотим сказать, что необходима системная работа на законодательном уровне. Мы хотим по итогам этой проверки значительно ужесточить требования ко всем международным перевозкам», – сказал Женис Касымбек на пресс-конференции во вторник, 23 января.

В качестве примера он привел действующие сегодня «очень жесткие» требования к регулярным международным автобусным перевозкам.

«Есть требования по возрасту, по сроку эксплуатации автотранспортных средств, есть требования по медицинскому осмотру, техосмотру этих машин. В данном случае этот автобус (сгоревший в Актюбинской области. – Прим. автора) осуществлял перевозки нерегулярные. Есть проблемы и вопросы к самой организации (данного маршрута. – Прим. автора), к хозяевам, к водителям. Поэтому расследование все это покажет, но я считаю, что по итогам министерство внутренних дел и мы должны внести кардинальные изменения и предложения по законодательству в части ужесточения требований к таким нерегулярным перевозкам», – сказал Женис Касымбек.

Министр напомнил, что в Казахстане производятся комбайны, грузовые и легковые автомобили, а также городские автобусы.

«Мы готовы поддержать предложения бизнеса по строительству или сборке автобусов в Казахстане. В принципе, они есть и в Кокшетау, и в Семее, но именно автобусы для международных перевозок – такие в Казахстане пока не собираются. Мы готовы поддержать, если компании к нам обратятся, готовы оказать то содействие, которое возможно в рамках программы индустриализации», – сказал г-н Касымбек.

Напомним, 18 января на трассе Самара – Шымкент, в 10 километрах от поселка Калыбай Иргизского района Актюбинской области, сгорел автобус, в котором находились 57 человек, включая водителей. Погибли 52 человека, по предварительным данным, все они граждане Узбекистана. Среди выживших – три водителя из Казахстана, а также два пассажира – граждане Узбекистана. Причиной пожара в автобусе стало халатное обращение с огнем. 

«Согласно основной версии, причина пожара – это халатное обращение с огнем. В частности, в настоящее время обнаружена паяльная лампа, которая используется с горючей смесью, в частности бензином. В то же время в ходе следственных действий, допросов, было установлено, что находилась (в автобусе. – Прим. автора) емкость пластмассовая с пятью литрами бензина, почему и с самого начала объективно возник резкий пожар, в результате которого все 52 человека погибли на месте происшествия», – сказал ранее вице-министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев журналистам.

При этом в министерстве по инвестициям и развитию РК сообщили, что данный автобус не прошел текущий техосмотр и не имел лицензии на пассажирские перевозки.

Это не первый случай с казахстанскими автобусами, перевозящими узбекских граждан в Россию. 6 октября 2017 года автобус из Южно-Казахстанской области попал под поезд под Покровом во Владимирской области. В результате столкновения казахстанского автобуса и поезда погибли 16 человек. Трагедия произошла ночью пятницы, 6 октября. По информации МЧС РФ по Владимирской области, в 03:30 местного времени в районе станции Покров пассажирский автобус столкнулся с поездом Санкт-Петербург – Нижний Новгород. Как выяснилось позже, речь шла об автобусе из Южно-Казахстанской области

Но лишь последний вопиющий случай позволил, наконец, обратить внимание контролирующих органов на серые автобусные перетоки через территорию Казахстана в Россию.

Стоит отметить, что водители/владельцы автобусов из южных областей Казахстана традиционно контролируют серый рынок пассажирских перевозок не только на межгосударственных направлениях, но и при перевозке между югом и севером страны. Стоимость «билета» (их на данных рейсах просто не выдают) на таких автобусах гораздо дешевле как авиабилетов, так и железнодорожных билетов. Кроме того, стоимость «билета» дешевле аналогов и на регулярных автобусных рейсах. Фактически предложение рождается в ответ на спрос: гастарбайтеры из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана массово едут на работу в Россию, а также в Казахстан. Сразу на границе их встречают казахстанские перевозчики, которые готовы отвезти их к месту работы.

Так, из Астаны в Шымкент и далее на казахстанско-узбекскую границу в сезон отправляется в несколько раз больше автобусов в сутки, чем с официального автовокзала. Стоимость проезда в так называемых коммерческих автобусах, которые собирают пассажиров в районе рынка «Шарын» и «Шанхай», ниже, чем у регулярных рейсовых автобусов. Отличие в том, что эти так называемые нерегулярные автобусы не привязаны к определенному времени отправления и прибытия. К примеру, от границы они могут выехать по мере заполнения салона. Для проезда в них водители не требуют документов, а пассажиров они собирают в «караван-сараях» – приграничных кафе, откуда и отъезжают на север. Официальный автовокзал, к примеру, в Сарыагаше находится на несколько километров дальше от границы, что требует оплачивать такси от и до границы, в то время как серые перевозчики предлагают вывезти/привезти непосредственно к границе. Ключевыми клиентами в данном случае являются граждане Узбекистана (официально их только в РФ работает более двух миллионов человек), которые направляются на работу в Астану. Аналогичная схема действует и при перевозке гастарбайтеров в направлении РФ. Кроме того, такие автобусы могут везти в северном направлении и грузы: матрасы, овощи, фрукты и другие товары. Причем как в багажном отсеке, так и непосредственно в салоне автобуса.

По данным статистики, Южно-Казахстанская область лидирует по количеству автобусов среди всех регионов страны. В 2016 году в ЮКО было зарегистрировано 15,9 тысячи автобусов по сравнению с 98,7 тысячи автобусов в целом по стране. В Алматы было 9000 автобусов, в Алматинской области – 8,7 тысячи автобусов. При этом большая часть автобусов находилась у индивидуальных владельцев: 13,4 тысячи автобусов – в Южно-Казахстанской, 6,4 тысячи – в Алматинской областях и 2,7 тысячи – в Алматы.

Жанболат Мамышев

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Глава кабмина требует от Министерства по инвестициям и развитию ускорить процесс внедрения энергоэффективных технологий.

19 Ноябрь 2018 16:30 4115

Экономика Казахстана продолжает оставаться энергозатратной

Показатель энергосбережения в республике оставляет желать лучшего. Согласно обзору Международного энергетического агентства по уровню энергоёмкости, из 143 стран Казахстан занимает 119 место. При этом энергопотребление ВВП Казахстана в сравнении со среднемировым показателем выше в два раза, со странами ОЭСР – в четыре раза, среди стран СНГ республика занимает пятое место.

Необходимо выработать чёткие алгоритмы по повышению уровня энергосбережения в Казахстане, поручил Министерству по инвестициям и развитию (МИР) премьер-министр Бакытжан Сагинтаев на заседании правительства в понедельник, 19 ноября.

«МИР не выработал алгоритмы по снижению энергопотребления на каждую единицу продукции. Имеются только общие данные снижения отраслей в промышленности в целом. Если посмотреть реестр энергетики, то 61 процент потребителей – это юрлица, а 37 процентов - это квазигоссектор. Это большой объём. Компании, которые находятся в АО «Самрук-Казына», должны наладить работу. Поручаю МИРу принять меры по усовершенствованию требований энергоэффективности предприятий с выработкой чётких алгоритмов снижения энергопотребления», » распорядился глава кабмина.  

Расторопнее в этом вопросе следует быть и акимам, заявил премьер-министр. Местным властям нужно активнее работать с инвесторами и энергоёмкими предприятиями. Плюс ко всему Сагинтаев указал на слабую работу по запуску проектов в сфере энергоэффективности по механизму государственно-частного партнёрства (ГЧП). В этом направлении работа ведётся лишь в Павлодарской, Атырауской и Кызылординской областях. 

«Отделы энергосбережения есть только в Костанайской, Павлодарской областях. В остальных регионах работа не ведётся. Есть изменения или нет, контролировать это некому. Я прошу обратить внимание на это направление работы», – подытожил глава правительства.

Министр по инвестициям и развитию РК отметил, что отрасль энергосбережения хоть и медленно, но развивается. Для ускорения темпов внедрения технологий энергоэффективности требуется законодательное совершенствование. С этой целью ведомство разработало пакет поправок, предусматривающий изменение действующих механизмов энергосбережения, подходов к регулированию частного и государственного секторов, а также разработку стимулирующих мер энергосбережения.

В настоящий момент итог работы профильного ведомства – карта энергоэффективности с 68 проектами общей стоимостью 15 млрд тенге. 12 из них реализуются через механизмы энергосервисных договоров (ЭСКО) и ГЧП.

«Ежегодная экономия составляет 3,5 миллиарда тенге, в том числе по 12 проектам – 660 миллионов тенге. 76 проектов карты на сумму 72 миллиарда тенге находятся в разработке, то есть по ним ведётся поиск инвесторов», – доложил министр.

Для поддержки реализации энергосервисных проектов совместно с программой развития ООН и фондом «Даму» оказывается финподдержка в виде субсидирования и гарантирования проектов на общую сумму 3 млн долларов. На сегодня данные инструменты применяются в 28 проектах.   

В рамках международного сотрудничества совместно со Всемирным банком реализуется проект на сумму 21,7 млн долларов «Повышение энергоэффективности в Казахстане». Деньги выделены на грантовой основе.

«В рамках проекта отобрано 85 государственных и социально-значимых объектов (школы, больницы, детские сады), где проводятся работы по модернизации. По итогам проекта будут улучшены условия работы и обучения более 50 тысяч человек, а государство будет ежегодно экономить топливно-энергетические ресурсы и бюджет в пределах 500 тысяч долларов», – резюмировал Женис Касымбек.

Кроме того, реализуется два проекта на общую сумму 10 млн долларов с программой развития ООН «Устойчивые города для низкоуглеродного развития» и «Стандарты, сертификация и маркировка энергоэффективности электрических бытовых приборов и оборудования в Казахстане».

Также глава министерства призвал акиматы усилить работу по внедрению технологий энергосбережения.

«Министерство просит поручить всем регионам усилить работу по энергосбережению, в том числе по реализации проектов государственно-частного партнёрства и пропаганде энергосбережения», – обратился министр.

По его словам, ведомство ежегодно проводит оценку деятельности местных исполнительных органов в области энергосбережения по таким критериям, как: выполнение индикаторов и задач, мониторинг государственных учреждений, проведение энергоаудита в бюджетных организациях, приборизация, переход на эффективные источники освещения.

«10 регионов, включая город Астану, имеют среднюю оценку, низкая оценка получена пятью регионами, включая город Алматы», – сообщил Женис Касымбек.

Он уточнил, что в пяти регионах ситуация не радужная из-за низкого процента проведения термомодернизации государственных учреждений, непроведения энергоаудита, низкой доли модернизированного уличного освещения.

«Высокую оценку деятельности получила Павлодарская область, которая, в свою очередь, имеет с 2013 года отдел энергосбережения, из четырёх проектов государственно-частного партнёрства два реализуются в Павлодарской области. Это проекты по модернизации уличного освещения в городах Павлодаре и Экибастузе», – отметил глава МИРа.

Также по одному проекту государственно-частного партнёрства реализуется в Атырауской области. В частности, это проект по модернизации уличного освещения города Атырау, и в Кызылординской области – модернизация котельной средней школы.

Карина Алимова

Госсектору – кнут, частному – пряник

Министерство по инвестициям и развитию подготовило поправки в законодательство в части энергосбережения.

10 Ноябрь 2018 16:40 3286

Госсектору – кнут, частному – пряник

Изменить подход по регулированию энергосбережения в частном и государственном секторах намерено Министерство по инвестициям и развитию (МИР) РК. Соответствующая работа со стороны ведомства начата. На I Международном форуме энергосбережения в Астане концепцию новелл презентовал заместитель председателя Комитета индустриального развития и промышленной безопасности МИР РК Тимур Нурашев. 

Представляя пакет законодательных поправок, он подчеркнул, что для частного сектора готовятся послабления, а для государственного – ужесточения.

«Мы понимаем, что применение только лишь административных мер своих результатов не даст для развития энергосбережения. Поэтому для частного сектора мы предлагаем частичное исключение жёстких норм регулирования, ведение профилактического контроля, передачу контрольных функций уполномоченного органа по вопросам электроэнергетики, создание стимулирующих механизмов. Это те концептуальные блоки, которыми мы отходим от жёсткого регулирования в сторону стимулирующих механизмов. И наоборот, для квазигосударственного сектора, где у нас затрачиваются бюджетные средства, мы предлагаем ужесточить, проводить полный мониторинг энергопотребления. В частности, мы хотим расширить ГЭР за счёт всех государственных учреждений, применять в отношении руководителей данных организаций ,как бюджетных, так и квазигосударственных, более жёсткие меры регулирования, а также становления нормативов энергопотребления», – сообщил Тимур Нурашев. 

Для частных юридических лиц, входящих в Государственный энергетический реестр (ГЭР), предлагается упростить перечень информации. Например, исключить необходимость в предоставлении данных о потреблении и потерях воды в натуральном и денежном выражении, а также об оснащённости приборами учёта энергоресурсов. Для госучреждений же перечень информации будет, напротив, расширен.

Энергоаудиторов сертифицировать   

Энергоаудиторскую деятельность в Казахстане сегодня осуществляют 135 юридических лиц и 260 физических. Однако анализ 525 заключений вынесенных энергоаудиторами за последние три года показал несоответствия более чем 60% документов. 

«Этот анализ ежегодно проводится, затем энергоаудиторским организациям выдаются замечания, которые, конечно, они принимают в работу и впоследствии исправляют. Проблема сама по себе не решается. Мы считаем, что проблема в низкой квалификации энергоаудиторов. Мы перевели аттестацию энергоаудиторских организаций в уведомительный порядок, и, по сути, любое юрлицо, предоставив только минимальный перечень сведений в наш комитет, сразу же становится энергоаудиторской организацией. Конечно, после этого мы проводим какие-то проверки, но они должного эффекта не дают. И в этой связи мы предлагаем пересмотреть определённые механизмы. В частности, предлагается ввести органы по подтверждению соответствия персонала. Так, сегодня работают органы по сертификации продукции. Это апробированный в международной практике инструмент. Это означает, что, во-первых, органы сертификации сами несут ответственность за тех лиц, которых они аттестовали», – пояснил представитель министерства.   

Разрешительный документ на деятельность энергоаудиторы должны будут подтверждать каждые два-три года. Также предлагается наложение обязанности по проведению обязательного энергоаудита крупным предприятиям, проведение обязательного энергоаудита в виде экспресс-энергоаудита при выполнении определённых условий.  

Разработчики поправок намерены инициировать: назначение ответственных лиц по энергосбережению и энергоэффективности на крупных субъектах ГЭР; освобождение субъектов ГЭР, не имеющих на своём балансе объектов потребления энергоресурсов, от обязательного энергоаудита; введение запрета на проведение энергоаудита у субъектов ГЭР аффилированными юридическими лицами или энергоаудиторскими организациями. Кроме того, планируется внедрить механизм саморегулирования энергоаудиторской деятельности на обязательной основе. 

Энергосервис вести своим

Энергосервисные компании в рамках концепции предусматривается наделить возможностью заключать договоры вне госзакупок. При этом сопровождение энергосервисных проектов по механизму ГЧП предлагается передать Институту развития электроэнергетики и энергосбережения.   

«На сегодня законодательством закреплено, что сопровождение проектов ГЧП имеет право проводить только Центр ГЧП, но, когда мы обсуждали вопрос с Министерством национальной экономики, в принципе, допускается возможность наделения такими полномочиями в части отраслевой специфики каких-то других организаций. Мы хотим, чтобы энергоаудит стал первым направлением, где создан отдельный институт, который будет сопровождать проекты ГЧП», – отметил Нурашев. 

Пока же при реализации проектов по механизму государственно-частного партнёрства энергосервисные компании сталкиваются с проблемами, связанными со структурированием и сопровождением. Сроки прохождения процедур срываются, а разработанная подрядными организациями документация недостаточно проработана. В итоге зачастую конкурсы по выбору партнёра остаются несостоявшимися. 

«Это уже одна из больших проблем при реализации проектов. И для повышения результативности проводимой работы в части усиления государственной административной поддержки бизнеса по реализации проектов ГЧП целесообразно ввести юридическое лицо по сопровождению таких проектов с учётом из отраслевой особенности», – полагает спикер. 

Акиматы посадить на индикаторы  

Реализация политики по энергосбережению на региональном уровне сегодня, мягко говоря, не внушает оптимизма. В республике имеются целевые показатели и комплексные планы по энергосбережению, но закреплённых целевых показателей энергосбережения нет. По этой причине мероприятия по энергосбережению в регионах финансируются по остаточному принципу. 

«Мы предлагаем утверждать совместно с заинтересованными органами показатели по энергосбережению для местных исполнительных органов, а в частности, есть программа развития территорий, где определяются основные показатели развития того или иного региона, туда включить индикатор по энергосбережению. У МИО нет даже компетенций по разработке отраслевых региональных решений, а также компетенций по их реализации. Для частного сектора это непонятно, но, когда работает государственный орган, зачастую просто элементарная бюрократическая заковырка, когда нет компетенции на выполнение той или иной функции, мешает государственным органам чётко, более полноценно заниматься вопросами», – сказал Тимур Нурашев. 

Надзор и профилактика

В сфере энергосбережения авторы законодательных поправок предлагают ввести новый институт профилактического контроля, который будет отличаться от действующей системы введением профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений без адмпроизводства. 

«Это делается в рамках снижения нагрузки на бизнес. Мы будем вводить профилактический контроль и надзор без посещения объекта контроля», - сообщил замглавы КИРПБ МИР РК. 

В закон об энергосбережении предлагается внести изменения следующего содержания: введение адмответственности для первых руководителей госучреждений за нарушение сроков по предоставлению информации, вносимых в ГЭР; установление адмответственности государственного и квазигосударственных секторов по соблюдению нормативов энергопотребления; установление сроков разработки и утверждение планов мероприятий не более шести месяцев по итогам энергоаудита. 
В настоящий момент для объектов энергетического сектора установлены требования по соблюдению нормативных значений коэффициента мощности в электросетях и нормативов по расходу энергии на собственные нужды электростанций и подстанций. Для качества эффективной реализации предлагается передать в компетенцию уполномоченного органа в области электроэнергетики функции по контролю соблюдения вышеуказанных индикаторов. 

Дать стимул 

В противовес ужесточению контроля также предусматриваются стимулирующие меры по повышению энергоэффективности. На сегодняшний день, кроме выдачи квот на выбросы предприятиям при достижении плана по снижению энергопотребления, других схем, которые могли бы заинтересовать организации больше экономить энергоресурсы, нет. 

«В условиях, когда стоимость электроэнергии у нас относительно невысокая, без стимулирующих механизмов, без того, что предприятие само не будет заинтересовано экономить, мы ничего не добьёмся. И административных мер здесь на самом деле принимать не следует. Поэтому необходимо такие механизмы внедрять», – пояснил Тимур Нурашев. 

В этой связи предлагается: частичное возмещение затрат энергосервисных компаний на реализацию энергосберегающих мероприятий; субсидирование ставки вознаграждения по кредиту с частичной гарантией по погашению задолженности заёмщика в размере до 50% от суммы кредита; производителям энергоэффективного оборудования и материалов предоставлять налоговые льготы в части освобождения от НДС на импорт ввозимого оборудования и запчастей. Наряду с данными изменениями планируется предусмотреть механизмы налоговых льгот для предприятий, достигших определённых показателей  энергоэффективности.   

Карина Алимова