Польша и Беларусь нанесли "удар" по казахстанскому коридору

1188

​Китайские грузы, следующие в западные страны через Казахстан, застряли на полпути.

Польша и Беларусь нанесли "удар" по казахстанскому коридору Фото: sb.by

Коллективная Европа готовится к войне. Польша с 12 сентября на неопределенный срок полностью закрыла свои границы с Беларусью. Помимо этого, европейская страна возводит различные крупные бетонные заграждения для остановки танков и другой военной техники, а также укрепляет свою границу, передает inbusiness.kz.

Как сообщает ведущее немецкое издание Deutsche Welle, причиной этого стало начало широкомасштабных совместных военных учений России и Беларуси "Запад–2025" недалеко от границы с Польшей. РФ на маневрах у границ НАТО вчера испытала гиперзвуковую противокорабельную ракету "Циркон".

Известно, что война в Украине началась именно после таких учений. В связи с этим премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о закрытии с ночи на 12 сентября границы с Беларусью, включая железнодорожные переходы. В свою очередь, Литва усилила меры безопасности на границе с Россией и Беларусью.

Польский лидер перед заседанием правительства заявил, что нынешние российско-белорусские учения отличаются своей "сверхагрессивностью". Поэтому он заявил, что соображения национальной безопасности требуют приостановки любого транспортного сообщения с Беларусью на неопределенный срок.

"В Беларуси, в непосредственной близости от польской границы начались российско-белорусские маневры, очень агрессивные с точки зрения военной доктрины. Одной из целей этих учений является Сувалкский коридор", – сказал премьер Польши Туск.

Кроме того, он указал на растущее число провокаций со стороны РФ и Беларуси и напомнил о недавних десятках дронах, долетевших до Польши.

Как поясняет DW, Сувалкский коридор – узкий пограничный участок на территориях Польши и Литвы длиной 65 км, отделяющий Беларусь от Калининградской области РФ и называемый "ахиллесовой пятой" НАТО из-за его уязвимости для военной агрессии. Российский эксклав, Калининградская область, расположена вдали от России и не имеет с ней общей границы.

Жители Калининградской области ездят в РФ и обратно через страны НАТО – Литву и Польшу. Соответственно, их грузы тщательно проверяются, а перевозка продукции, подпадающей под европейские санкции, запрещается. Как поясняют российские военные эксперты, захватив хотя бы небольшой Сувалкский коридор, Россия сможет соединиться со своим регионом через Беларусь.

Москва объявила, что стратегические учения вооруженных сил двух стран "Запад-2025", проходящие на территории Беларуси, завершатся 16 сентября. При необходимости могут продолжиться.

Тем временем между Польшей и Беларусью движение остановилось не только в автомобильных пунктах пропуска, полностью прекратилось и железнодорожное сообщение. Ограничения действуют с 00:00 12 сентября "до отмены".

Между тем "Сообщество железнодорожников Беларуси" бьет тревогу, обращая внимание на то, что этот шаг имеет серьезные последствия для международного транзита. По их данным, важная ветка сухопутного коридора "Западная Европа – Западный Китай", обеспечивающий перевозки различных грузов через территорию Казахстана, России и Беларуси, теперь "замер" перед закрытой границей Польши в силу того, что с 12 сентября под запрет попали сразу три ключевых железнодорожных перехода, имеющих большое значение для международных грузопотоков. Среди них:

  • Кузница-Бялостокская – Брузги;
  • Семянувка – Свислочь;
  • Тересполь – Брест.

По данным организации железнодорожников Беларуси, именно через эти переходы основные грузопотоки из Китая, Казахстана и других стран СНГ поступали в Польшу, а затем распространялись в другие европейские страны. Теперь движение полностью остановлено в обоих направлениях. Все груженые железнодорожные составы, а также порожние вагоны, не успевшие добраться до пункта назначения, застряли на границе. Им не разрешается самостоятельное движение, и неизвестно, как долго они будут находится в таком состоянии.

"Согласно предоставленным нам документам, все поезда, следующие в Польшу и находящиеся в пути, подлежат остановке и передаются в распоряжение уполномоченных органов Беларуси. Это означает, что китайские контейнерные поезда, отправленные по маршруту через Казахстан, Россию и Беларусь, не смогут пересечь польскую границу", – пояснил журналистам представитель местных железнодорожников.

Как следствие, казахстанские железнодорожные операторы, экспедиторы и грузоотправители каждый день простоя терпят убытки. На них также могут быть наложены штрафные санкции за несвоевременную доставку товара теми, кто заказал груз.

По мнению казахстанских и белорусских экспертов, возможны три варианта развития событий: во-первых, груз придется вернуть грузоотправителям в Китае и Казахстане, из-за этого будут применены санкции за невыполнение полученных заказов.

Во-вторых, возможна перегрузка с железнодорожных составов на автотранспорт и дальнейшее движение в Польшу окольным путем через Литву или Латвию. Однако этот вариант также затратен и проблематичен: для перевозки груза из одного контейнера, возможно, придется арендовать несколько грузовиков или автопоезд. Поскольку маршрут длиннее, транспортные и дорожные расходы возрастут. На груз потребуется собрать новый пакет документов и пройти таможенные и юридические процедуры оформления в Литве или Латвии. Кроме того, будучи небольшими странами, эти республики обладают весьма ограниченными мощностями. Ожидание в очереди на границе будет долгим.

В-третьих, остается вернуть груз в Россию и оттуда перенаправить его по альтернативным маршрутам, например, через Черное море и Турцию. Однако потенциал этого маршрута также ограничен.

Как пишет издание "Зеркало", все альтернативные варианты приводят к существенной задержке прибытия груза в пункт назначения до 3–4 недель – и значительным дополнительным расходам. По оценкам "БЖД" ("Белорусских железных дорог"), ежедневные издержки от закрытия границы составляют 500–600 тысяч долларов.

Не только военные учения, но и "странное", неадекватное поведение нашего "союзника" поставили казахстанскую и китайскую стороны в затруднительное положение, отмечает представитель транспортной компаний Кенжебек Хамзин. Он говорит, что предупреждение "не отправлять груз по этому маршруту" поступило из Беларуси слишком поздно. Оказалось, что польская сторона еще 10 сентября направила уведомление о предстоящем закрытии всех пограничных переходов.

По сведениям перевозчиков, БЖД отреагировала на закрытие не оперативно: конвенционная телеграмма о запрете отправки транзитных поездов на инфраструктуру основной железнодорожной компания Польши PKP (Polskie Koleje Państwowe) была подготовлена лишь к утру 12 сентября.

А в это время, в ночь на 12 сентября границы уже были закрыты. Более того руководство БЖД не подписывало подготовленную ими же "срочную телеграмму" до конца рабочего дня. По некоторым данным, они ждали дополнительную команду "сверху".

Вследствие чего железнодорожные составы, прибывшие на территорию Беларуси из Китая и Казахстана, продолжили движение в сторону границы с Польшей, не подозревая о сложившейся ситуации. Таким образом, после вступления запрета в силу, часть иностранных поездов там и застряли.

"Такая задержка привела к тому, что часть поездов продолжила движение в сторону польского стыка уже после вступления ограничений в силу, что, в свою очередь, увеличило число "брошенных поездов" (по коду 02) и усложнило маневровую работу", – подтверждает представитель Сообщества железнодорожников РБ.

В целом, эксперты не скрывают, что закрытие границы Польшей нанесло серьезный удар по транзиту. Грузы перевозятся через границу между двумя странами в огромных масштабах. По итогам 2024 года через белорусско-польские пограничные переходы прошло около 8 миллионов тонн грузов. Сейчас этот грузопоток полностью остановлен на неопределенный срок.

"Беларусь и Польша играют стратегическую роль в транспортном коридоре Западная Европа – Западный Китай. Через них проходит значительная часть контейнерных железнодорожных поездов из Китая, Казахстана, стран Центральной Азии в Германию, Нидерланды, Бельгию и другие страны. Сегодня этот маршрут практически заблокирован", – сообщил белорусский железнодорожник, пожелавший остаться неназванным.

Эксперты объяснили, насколько серьезен масштаб проблемы, связанный с совместными учениями с РФ и закрытием границ Польши для белорусской инфраструктуры. Пропускная способность главного коридора Китай – Европа через Оршу и Брест составляет до 80–90 пар поездов в сутки.

Средний контейнерный поезд насчитывает 50–57 вагонов длиной около 700–900 метров. То есть каждый застрявший состав занимает около километра пути.

Это дает представление о масштабах кризиса. Белорусские железнодорожники уже оценили длину очереди "брошенных поездов" в 80–110 километров. По их словам, даже при их массовой эвакуации и максимально оптимизированном распределении по станциям и запасным паркам, в Беларуси начнется дефицит свободных железнодорожных путей уже через 7–10 дней. Станции будут блокироваться, а маневровая работа – сильно осложняться или вовсе станет невозможной.

Тогда транзит будет обходить белорусскую территорию. Последствия закрытия границы затронут все заинтересованные стороны, считает представитель жд-сообщества. Беларусь фактически потеряет статус ключевого транзитного канала и валютные поступления от транзита.

"Минск долгие годы позиционировал себя как мост между Китаем и Европой в рамках инициативы "Один пояс, один путь", но теперь транзит будет обходить белорусскую территорию. На настоящий момент закрытие польско-белорусской границы для железнодорожных перевозок является самым серьезным ударом по сухопутному маршруту Китай – Европа за последние годы. Компании будут искать обходные пути, однако затраты и сроки доставки неизбежно возрастут", – резюмирует белорусский железнодорожник.

Без сомнения, и Беларусь, и Польша потеряют деньги, которые зарабатывают на транспортных услугах, отмечает экономист, старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC Анастасия Лузгина. Но Польше проще переориентироваться на другие направления, у нее есть морской транспорт. А Минск жалуется в ООН на Польшу из-за закрытия границы.

Впрочем, ключ к выходу из кризиса есть и у Беларуси. Ситуация на этом направлении, вероятно, улучшится только в случае прекращения РФ и Беларусью эскалации и военных действий вблизи польской границы. Ведь деньги любят не только тишину, но и мир.

Читайте по теме:

Польша дала согласие на пребывание в стране войск НАТО

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться