С 1 июля вступит в силу Социальный кодекс РК, в который на данный момент предложено внести ряд поправок. Среди них обязанность для индивидуальных предпринимателей платить соцотчисления и пенсионку с одинаковой суммы дохода; изменения, касающиеся договоров гражданско-правового характера между работодателем и работником; увеличение оплаты больничного с 15 МРП до 25 МРП; возможность установления 4-дневной рабочей недели по соглашению сторон в трудовом договоре и отмена налога для самозанятых (ЕСП). Каким образом новшества отразятся на благополучии казахстанцев и к каким экономическим последствиям могут привести, в интервью inbusiness.kz рассказала эксперт Вера Капацина.
– Каким образом нововведение по обязательным соцотчислениям и пенсионным взносам с одинаковой суммы дохода отразится на декретных выплатах, если женщина производила социальные отчисления через ИП?
– На данный момент частным лицам и ИП по-прежнему предоставляется возможность устанавливать базу для социальных отчислений и отдельную базу для пенсионных отчислений, даже после внедрения Социального кодекса. Если человек увеличит свою базу для социальных отчислений, то это может привести к увеличению декретных выплат, так же как и к увеличению пенсионных отчислений. Аналогично, человек в предпенсионном возрасте может устанавливать высокий доход для своей пенсионки через ИП.
С внедрением Социального кодекса государство требует, чтобы базы для социальных и пенсионных отчислений были одинаковыми. Если человек увеличивает свою базу для социальных отчислений, то ему необходимо увеличить свою базу для пенсионных отчислений соответственно. Государство побуждает людей увеличивать обе базы одновременно, чтобы поддерживать равновесие между социальными и пенсионными отчислениями.
Если женщина, например, желает получать высокие декретные выплаты через ИП, то она может установить высокую базу для социальных отчислений, но тогда она должна будет увеличить свою базу для пенсионных отчислений соответственно. Это означает, что увеличение дохода для социальных отчислений может повысить декретные выплаты, но одновременно увеличит пенсионные отчисления.
– Не секрет, что некоторые люди открывают ИП, чтобы увеличить размер декретных выплат. Они отчисляют дополнительные налоги, чтобы повысить размер социальных выплат, которые затем перекрывают затраты на эти налоги и обеспечивают ежемесячное пособие на время декрета. С учетом поправок будут ли женщины продолжать использовать этот метод?
– Наверное, они будут это меньше делать. Потому что, помимо соцотчислений, придется платить еще и пенсионные. Раньше женщины платили только социальные отчисления, но получали хорошие декретные выплаты, которые начислялись уже через несколько месяцев после рождения ребенка. Однако при новых нормах они будут отчислять больше денег, включая пенсионные взносы, но не смогут получить их обратно так быстро, как декретные выплаты. Если, к примеру, женщина родит в 20 лет, то вернуть пенсионные выплаты она сможет только через 40 лет. То есть вообще не очень хорошая перспектива. Теперь женщины будут задумываться, нужно ли им отчислять деньги в пенсионный фонд, помимо социальных отчислений. Если молодая женщина еще подумает, стоит ли отчислять пенсионку, то людям предпенсионного возраста проще – по пенсиям данная опция будет более рабочая.
– Одно из важных нововведений в Социальном кодексе РК касается договоров гражданско-правового характера. Соцотчисления будут уплачиваться за счет работодателя без удержания с заработной платы физического лица. Как изменится сумма к получению и какие социальные гарантии получат работающие по ГПХ в части декрета, например, или потери работы, больничного?
– Самая главная мысль здесь в том, что это все будет уплачиваться за счет работодателя – того лица, кто нанимает работника по ГПХ. Закон здесь гласит, что удерживать с этого человека ничего не надо. Сумма к получению может измениться следующим образом. Например, она может измениться в сторону уменьшения дохода человека по ГПХ. Возьмем, к примеру, компанию, в которой есть бюджет в размере 100 тыс. тенге на IT-специалиста для того, чтобы наладить какую-то сеть. При этом больше денег нет, только эти 100 тыс. тенге. Мы понимаем, что 5% нужно заплатить государству. Я условно говорю IT-специалисту: "У меня есть 100 тыс. тенге, но 5% я обязана предоставить государству, поэтому договор с тобой я заключу на 95 тыс. тенге. Либо вы двигаетесь по своей стоимости услуг и соглашаетесь на меньшую сумму, либо я ищу другого товарища, кто мне это сделает". Поэтому сумма к получению может измениться тем, что компании начнут давить на людей, чтобы они немного уступали по цене и можно было компенсировать дополнительную плату в виде соцотчислений.
Или второй вариант. Я закупаю эти работы для какого-то своего клиента. Например, у меня есть большой проект и нужно, чтобы какую-то небольшую работу сделал человек по ГПХ. Я понимаю, что я должна заплатить 5% плюсом. Поэтому, чтобы не выплачивать со своего кармана, я увеличиваю цену своей услуги клиенту. К примеру, то, что я обещала сделать клиенту за 500 тыс. тенге, теперь буду делать за 550 тыс. тенге.
Каждое соцотчисление несет в себе наличие гарантий. Прежде всего, декретные выплаты, выплаты при потере работы – все это будет уже доступно тем людям, которые работают по ГПХ. Насчет больничного скажу так: этот процесс возникает в рамках трудовых отношений. То есть в отношениях "работодатель-работник" – тех людей, которые находятся в штате. Работодатель платит больничный исходя из средней заработной платы. В отношении работника ГПХ работодатель не может этого делать – у него нет средней зарплаты. Гарантии, скорее всего, появятся в отношении социальных выплат, а вот больничных – вряд ли.
– Таким образом, в связи с изменениями в ГПХ возможно увеличение стоимости услуг и товаров?
– Да, возможно. Кто-то должен будет покрыть затраты в размере 5%, и это, вероятно, отразится на ценах.
– С 1 июля текущего года вступит в силу норма, увеличивающая размер оплаты больничного с 15 МРП до 25 МРП (в 2023 году это 86 250 тенге). Как Вы считаете, какие плюсы и минусы данной нормы будут для работодателей и работников с точки зрения экономики?
– Повышение размера оплаты больничного листа для работников является положительным моментом, однако для работодателей это означает дополнительные расходы. Чем выше заработная плата у человека, тем меньше ему выгодно брать больничный лист, так как он теряет большую часть своей зарплаты. В этом случае работники могут искать компромиссы с работодателем или взять отпуск вместо больничного.
Однако для людей с низкими доходами повышение порога до 25 МРП может стать хорошей новостью, так как они могут получить оплату за время болезни. При этом люди с высоким доходом не ощутят изменений и будут продолжать работать, даже если болеют. Таким образом, принцип "чем выше заработная плата, тем меньше болеют" останется в силе. Те же, кто имеет низкие или средние доходы, могут использовать право на больничный лист.
– А может ли эта поправка спровоцировать вал больничных, если выгодно?
– Получение компенсации в размере 86 тыс. тенге не является значительной суммой, и для тех, кто получает такую же зарплату, это может стать объектом спекуляции. Однако я не ожидаю, что это приведет к массовому уходу на больничный. Если бы компенсация была увеличена до 125 МРП, тогда возможно.
– В кодексе также указано, что размер социального пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за один месяц, не может превышать 25-кратную величину месячного расчетного показателя за соответствующий год. Но нет речи о принижении МРП по больничному листу. Не означает ли это, что работодатель вправе оставить за собой оплату больничного в размере 15 МРП?
– Нет, у работодателя так сделать не получится. Плата за больничный лист считается следующим образом. Средняя зарплата умножается на количество рабочих дней, и эту сумму работодатель должен выплатить. Он не может выплатить меньше этой суммы, единственное, есть потолок – сумма будет не выше 25 МРП. Меньший порог выплаты ограничивается расчетом – количеством рабочих дней, когда работник болел, и его средней зарплатой. Даже при всем желании у работодателя не получится оплачивать 15 МРП, у него ограниченный потолок – 25 МРП.
– С 1 июля также в Трудовой кодекс внесены изменения, которые предусматривают возможность установления 4-дневной рабочей недели по соглашению сторон в трудовом договоре. Как это изменение повлияет на размер заработной платы и на производительность труда?
– Хочу отметить, что размер заработной платы является результатом соглашения между работником и работодателем. Зарплата указывается в трудовом договоре и определяется по договоренности сторон. Если мы переходим на 4-дневную рабочую неделю, то мы должны рассмотреть вопрос о количестве рабочих часов. Работник может работать 4 дня, но не 8 часов, а больше, чтобы получить 40 часов в неделю. В таком случае количество часов останется прежним, только один день будет свободным. Однако может возникнуть ситуация, когда по договору предусмотрено 40 часов, а при 4-дневной рабочей неделе – 32 часа. Здесь уже зависит от соглашения между работодателем и работником. Если количество часов остается прежним, то зарплата не изменится. Но если количество часов сокращается, то большинство работодателей будут предлагать снижение зарплаты. Однако следует учитывать, что это всегда зависит от договоренности между сторонами.
Есть случаи, когда оплата труда осуществляется по сдельной системе, например, за выполнение определенного объема работы или проекта. Если работник заканчивает проект за 4 дня, то он получит всю сумму за выполненную работу. Производительность труда зависит от многих факторов, в том числе и от культуры работника. Если у работника есть стимул быстро отработать и получить свою зарплату, то производительность труда повысится. Но если работник безалаберный, то и за 4 дня он не сможет сделать ничего. Производительность труда сильно зависит от настроя человека и его желания работать.
На рынке труда сегодня наблюдается снижение желания работать у многих людей. Однако повышение производительности труда возможно, если работодатель обеспечивает нормальные условия работы, предоставляет удобный офис, хорошую среду в коллективе и эффективно организует рабочий день. Со стороны работника также должно быть желание работать.
– Каковы экономические последствия введения трехдневных выходных дней для жителей Казахстана?
– Не уверена, что мы настолько заняты работой, чтобы нуждаться в таком продолжительном отдыхе. Важно, чтобы человек был занят чем-то полезным, иначе его мысли могут стать беспорядочными. Люди должны работать, развиваться, строить планы на будущее, думать о семье и карьере. Если же они проводят время в праздности, их мысли могут быть соответствующими. Это мое личное мнение.
Я считаю, что три дня выходных являются несколько излишней роскошью. Тем более сейчас, когда в мире, да и в Казахстане, достаточно непростая ситуация, чтобы отдыхать. Наоборот, нам нужно думать о том, как выйти из сложных ситуаций, сохранить экономику и принимать важные решения. Все-таки у нас есть ряд достаточно сложных вещей, над которыми лучше подумать, нежели отдыхать.
– Первоначально одним из факторов поправки было стремление к улучшению баланса между работой и личной жизнью работников, чтобы они больше могли находиться с семьей и уделять внимание детям…
– Я бы лично не отказалась от трех выходных, да и кто откажется? Но, во-первых, согласится ли работодатель оставить такую же зарплату.? И во-вторых, я же не буду все три дня сидеть с семьей, у меня же появится еще какое-то дополнительное время, и куда его тратить? Если на свое обучение, то тогда – да, это хорошо. Я могу ошибаться и хочу ошибаться, но больше склоняюсь к мысли, что таких сознательных граждан будет не так много. И если человек два дня не успевал справляться с домашними делами и уделять внимание семье, то еще один выходной мало что поменяет.
Тем не менее в этой поправке есть хороший пункт – это же право, не обязанность. Может быть, в каких-то сферах нашего бизнеса люди перейдут на 4-дневный график, а повально всю страну переводить на 3 выходных дня нельзя. Кто может это сделать, тот сделает – бизнес сам выровняется, каждая индустрия для себя будет решать, надо это им или нет.
– С 1 января 2024 года налог для самозанятых (ЕСП), запущенный в 2019 году, прекратит свое действие в соответствии с Социальным кодексом. Поскольку налог для самозанятых (ЕСП) отменяется, как изменится пенсионное обеспечение для этой категории граждан?
– У них не будет никакого пенсионного обеспечения. Вообще, это очень плохая поправка. Единый социальный платеж был очень эффективным и удобным инструментом для населения. Потому что люди, которые не работают в каких-то официальных компаниях, сами как-то "крутятся", зарабатывают, не лезут на баррикады, не встают на учет на биржу труда, не требуют каких-то пособий.
То есть сами ищут способы своего существования. Они тоже должны иметь право на какую-то социальную защиту. И это обеспечивал как раз-таки ЕСП – человек точно знал, что если заболеет, то его примут в больнице, и если он выйдет на пенсию, у него хоть какая-то пенсионная выплата будет. Плюс это дает определенные гарантии в отношении социальных выплат. Отмена данного налога опять ставит эту категорию людей вне социальных гарантий. Так нельзя делать.
Государство заставляет этих людей устраиваться на работу, но кто их возьмет? Если человек не может работать, или у него нет нужных квалификаций, или же он специалист, которому не нужно сидеть целыми днями в офисе, люди же разные бывают, и сферы жизни тоже разные. Вдруг он грузчик или она уборщица – что, они ИП будут открывать? Это просто бред, не будут они никогда ИП открывать. Это определенный социальный класс, определенная прослойка, которая не имеет стопроцентно высоких доходов. И она требует какой-то социальной обеспеченности.
– Как Вы считаете, какие причины легли в основу решения об отмене ЕСП для самозанятых?
– Мне неясны причины отмены ЕСП. Нужно реально смотреть на жизнь. Нельзя заставить человека с низким доходом открыть индивидуальное предприятие (ИП), если он, к примеру, занимается уборкой улиц или работает грузчиком. Открытие ИП требует оформления электронных счетов-фактур и выполнения множества других формальностей. Не все смогут это сделать. ЕСП служил связующим звеном между государством и людьми, находящимися в социально неблагополучном положении. Государство предоставляло им определенные гарантии, включая социальное и пенсионное обеспечение.
По моему мнению, отмена этого соглашения будет иметь негативные последствия. Люди не станут в одночасье открывать ИП или получать хорошую работу, а социального обеспечения у них не будет. Через несколько лет государство столкнется с проблемой обеспечения пенсионного возраста таких людей и защиты их прав, к чему оно не будет готово. Возможно, законодатели имеют весомые причины для принятия этого решения, но я не могу их точно обозначить.
– Какие трудности, на Ваш взгляд, могут возникнуть при переходе на другой налоговый режим?
– Сначала необходимо легализовать текущий налоговый режим, чтобы перейти на другой режим. Большинство людей должны стать индивидуальными предпринимателями, но многие из них не желают этого делать, так как уже давно могли бы зарегистрироваться в качестве ИП. В некоторых случаях после регистрации в качестве ИП переход на другой налоговый режим возможен только один раз в год. Но люди, которые не являются ИП, не имеют возможности перейти на другой налоговый режим.
Ранее им был доступен единый социальный налог, который позволял им выплачивать ежемесячные взносы в бюджет без необходимости регистрации в качестве ИП и сдачи отчетности. Это позволяло им спать спокойно, не думая о возможных претензиях за неуплату налогов в будущем. Кроме того, такие люди имели некоторую медицинскую и социальную защиту, а также пенсионное обеспечение. Теперь это будет невозможно.
– Очень большой пласт людей в Казахстане сдает в аренду недвижимость. Ведь в первую очередь это коснется их….
– Я не могу их назвать социально необеспеченными. ЕСП был для них очень хорошим решением, а теперь им всем придется зарегистрировать ИП либо отказаться от сдачи в аренду, что маловероятно. Эта поправка всех кнутом загоняет в "стадо" индивидуальных предпринимателей. Для государства это больше контроля, больше налогов – это же очевидно.
– По Вашему мнению, будут ли все принятые вышеупомянутые поправки применены должным образом после их введения в действие?
– Полагаю, что да. Поскольку поправки имеют законодательный характер, они внесены в кодекс. Это будет единый свод законов в части всех социальных выплат. Не будет отдельного закона – все будет в рамках одного документа. Это означает, что люди обязаны будут следовать ему, нравится им это или нет. Я думаю, что изменения будут должным образом реализованы. Однако уполномоченным органам необходимо выпустить брошюры либо разместить ряд примеров расчета на своих сайтах, чтобы люди могли понимать и применять эти изменения. Если люди что-то не будут применять, то это не потому, что не хотят, а потому, что не знают и не будут понимать смысла поправки.
– Если мы рассмотрим Социальный кодекс с практической стороны, то изменения, которые вносятся, усложнят или упростят жизнь казахстанцев в целом?
– В Социальном кодексе не предусмотрено революционных изменений. Он скорее объединяет уже существующие правила и нормы в один законодательный документ, включая поправки, касающиеся пенсионных и социальных выплат. Возможно, иметь все эти нормы в одном месте будет более удобно, чем искать их в разных правовых актах. Я отношу эти поправки к нормам, которые неизбежны для общества, учитывая его развитие, изменение экономических показателей и рыночной конъюнктуры. Я не могу сказать, что все станет легче, так как не вижу таких норм, но я также не могу сказать, что все станет хуже. Это нормальный процесс развития законодательства, который позволит решить новые задачи в рамках одного закона в будущем.
Читайте по теме:
Курьерам и таксистам предложат подписать публичный договор
В Казахстане изменят механизм начисления АСП
Свободные миллионеры Казахстана, кто они?