В Казахстане изменят механизм начисления АСП

4845

Для предоставления адресной социальной помощи черта бедности будет определяться не через прожиточный минимум, а через уровень медианного дохода.

В Казахстане изменят механизм начисления АСП Фото: gov.kz

По словам министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, при разработке Социального кодекса был детально изучен международный опыт и за его основу взята структура Социального кодекса Евросоюза, но с учетом специфики нашей страны, передает inbusiness.kz.

"Остановлюсь на пяти основных новеллах кодекса. Первая новелла – это цифровая карта семьи, или персонифицированная база семьи в нашей стране. Она формируется на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. Главной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам государственной поддержки. Для этого в проекте кодекса, во-первых, цифровая карта семьи определена как инструмент, определяющий среднесрочные и долгосрочные задачи и направления социальной политики государства. То есть государство может не только четко определить, кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеет возможность рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков",  сказала она.

Во-вторых, карта будет служить инструментом электронного уведомителя, который, исходя из социального статуса и степени благополучия семьи или его членов, будет информировать о том, какой вид господдержки они вправе получать. 

"Такое уведомление будет направляться каждой семье в виде SMS-сообщений центральным госорганом. В-третьих, государственная поддержка будет оказываться в проактивном формате. То есть соцвыплаты, соцпомощь гражданам будут назначаться исходя из данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены из системы",  уточнила министр. 

Вторая новелла – новая парадигма господдержки, которая предусматривает сначала адресные меры на упреждение социальных рисков и только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков. 

"При этом надо обратить внимание на два вопроса. Первое. Посредством цифровой карты мы выявили высокую вероятность столкновения многодетных семей с различными социальными рисками. Поэтому предусмотрены дополнительные адресные меры защиты детей с сохранением действующей системы соцподдержки семей с детьми. Еще одно важное изменение в этом направлении заключается в том, что для предоставления АСП черта бедности будет определяться не через прожиточный минимум, а через уровень медианного дохода. Если прожиточный минимум обеспечивает физиологическое восстановление человека, то медианный доход – это средний прожиточный минимум, покрывающий фактические потребительские расходы населения в целом",  продолжила Дуйсенова. 

С 2025 года, по ее словам, АСП будет предоставляться гражданам, имеющим доходы ниже среднего медианного или общенационального дохода. Конечно, его сумма будет значительнее и будет предоставлена вместе с адресными мерами, что обеспечит семьям возможность выхода из трудной жизненной ситуации. 

"Третья новелла касается трансфомации системы социального обслуживания. Основная цель – повышение доступности специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью, особенно в сельской местности. Для этого мы рассматриваем следующие изменения. Внедрение подушевого норматива. Его размер будет классифицироваться в виде подушевого норматива для услуг, а для компенсаторных технических средств – в виде предельных цен. Эти изменения, с одной стороны, приведут к монетизации отдельных видов услуг или товаров, с другой стороны, широкое вовлечение частного сектора в предоставление специальных соцуслуг позволит расширить доступность отраслевой инфраструктуры до сельской местности",  пояснила министр. 

Еще одно изменение – вовлечение в оказание специальных соцуслуг лицам с инвалидностью, членам их семей. 

"С этой целью члены семей будут оформляться как индивидуальные помощники либо соцработники. Труд их будет оплачиваться, будут осуществляться пенсионные взносы и соцотчисления. Таким образом, незанятые члены семей будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков",  добавила глава ведомства. 

Четвертая новелла кодекса  повышение уровня соцобеспечения занятых граждан. Современная система страхования включает пять видов социального риска. Эта система отвечает международным стандартам и конкретным экономическим условиям. Поэтому ее основа сохраняется. 

"Однако меняется ее цель. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан. Для достижения этой цели предусматривается снижение страховых тарифов для наемных работников малого бизнеса, налоговых нагрузок в отношении граждан, работающих с помощью платформы, поэтапное увеличение размеров соцвыплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы. Со следующего года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты в размере 45% от прежнего дохода до шести месяцев",  отметила министр.  

Пятая новелла – новые подходы к обеспечению занятости населения. Предложенные новые подходы будут реализованы в следующих трех направлениях. Первое – либерализация рынка труда. 

"Это означает признание всех форм гибкой занятости, включая платформенную занятость. Эти изменения предусматривают защиту самозанятых граждан от наступления социальных рисков, а при наступлении рисков  соцподдержку. С этой целью вводятся новые подходы, такие как понятие "независимый работник", признание их публичных договоров трудовыми договорами, определение операторов онлайн-платформ налоговыми агентами. Стоит отметить, что вводимые оптимальные режимы не требуют дополнительной регистрации от сегодняшних работников и не несут дополнительной финансовой нагрузки на них. Их взносы будут производиться за счет отчисляемых ими сегодня процентов операторам платформ и таксопаркам",  сказала глава минтруда. 

Второе направление касается повышения навыков рабочей силы. Для оценки навыков и компетенций вводится система сертификации. Это предусмотрено для повышения квалификации трудовых ресурсов страны, а также снижения предъявляемых ограничений по требованию стажа при приеме на работу, сообщила она. 

Третье направление – формирование цифровых центров занятости. На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение соцвыплат по потере работы из ГФСС полностью оцифрованы и начал осуществляться через электронную биржу труда. 

"В связи с этим в проекте Соцкодекса предусматривается трансформация действующих центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей. Кроме того, подготовлен ряд поправок в сопутствующие законы, направленных на совершенствование миграционной политики и трудового законодательства. Их цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками",  резюмировала Дуйсенова.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться