По словам министра труда и социальной защиты населения Тамары Дуйсеновой, при разработке Социального кодекса был детально изучен международный опыт и за его основу взята структура Социального кодекса Евросоюза, но с учетом специфики нашей страны, передает inbusiness.kz.
"Остановлюсь на пяти основных новеллах кодекса. Первая новелла – это цифровая карта семьи, или персонифицированная база семьи в нашей стране. Она формируется на основе данных из всех действующих информационных систем госорганов. Главной целью ее внедрения является обеспечение равного доступа казахстанцев к мерам государственной поддержки. Для этого в проекте кодекса, во-первых, цифровая карта семьи определена как инструмент, определяющий среднесрочные и долгосрочные задачи и направления социальной политики государства. То есть государство может не только четко определить, кому, когда, какую помощь необходимо оказать, но и имеет возможность рассмотреть меры по предупреждению социальных рисков", – сказала она.
Во-вторых, карта будет служить инструментом электронного уведомителя, который, исходя из социального статуса и степени благополучия семьи или его членов, будет информировать о том, какой вид господдержки они вправе получать.
"Такое уведомление будет направляться каждой семье в виде SMS-сообщений центральным госорганом. В-третьих, государственная поддержка будет оказываться в проактивном формате. То есть соцвыплаты, соцпомощь гражданам будут назначаться исходя из данных, имеющихся в информационной системе. Действующие бумажные документы будут поэтапно исключены из системы", – уточнила министр.
Вторая новелла – новая парадигма господдержки, которая предусматривает сначала адресные меры на упреждение социальных рисков и только затем адресную помощь, направленную на борьбу с последствиями социальных рисков.
"При этом надо обратить внимание на два вопроса. Первое. Посредством цифровой карты мы выявили высокую вероятность столкновения многодетных семей с различными социальными рисками. Поэтому предусмотрены дополнительные адресные меры защиты детей с сохранением действующей системы соцподдержки семей с детьми. Еще одно важное изменение в этом направлении заключается в том, что для предоставления АСП черта бедности будет определяться не через прожиточный минимум, а через уровень медианного дохода. Если прожиточный минимум обеспечивает физиологическое восстановление человека, то медианный доход – это средний прожиточный минимум, покрывающий фактические потребительские расходы населения в целом", – продолжила Дуйсенова.
С 2025 года, по ее словам, АСП будет предоставляться гражданам, имеющим доходы ниже среднего медианного или общенационального дохода. Конечно, его сумма будет значительнее и будет предоставлена вместе с адресными мерами, что обеспечит семьям возможность выхода из трудной жизненной ситуации.
"Третья новелла касается трансфомации системы социального обслуживания. Основная цель – повышение доступности специальных социальных услуг для лиц с инвалидностью, особенно в сельской местности. Для этого мы рассматриваем следующие изменения. Внедрение подушевого норматива. Его размер будет классифицироваться в виде подушевого норматива для услуг, а для компенсаторных технических средств – в виде предельных цен. Эти изменения, с одной стороны, приведут к монетизации отдельных видов услуг или товаров, с другой стороны, широкое вовлечение частного сектора в предоставление специальных соцуслуг позволит расширить доступность отраслевой инфраструктуры до сельской местности", – пояснила министр.
Еще одно изменение – вовлечение в оказание специальных соцуслуг лицам с инвалидностью, членам их семей.
"С этой целью члены семей будут оформляться как индивидуальные помощники либо соцработники. Труд их будет оплачиваться, будут осуществляться пенсионные взносы и соцотчисления. Таким образом, незанятые члены семей будут обеспечены работой в период трудоспособного возраста и социально защищены при наступлении возможных социальных рисков", – добавила глава ведомства.
Четвертая новелла кодекса – повышение уровня соцобеспечения занятых граждан. Современная система страхования включает пять видов социального риска. Эта система отвечает международным стандартам и конкретным экономическим условиям. Поэтому ее основа сохраняется.
"Однако меняется ее цель. Система будет направлена не только на осуществление социальных выплат, а прежде всего на стимулирование легальной занятости для повышения уровня социальной защищенности формально занятых граждан. Для достижения этой цели предусматривается снижение страховых тарифов для наемных работников малого бизнеса, налоговых нагрузок в отношении граждан, работающих с помощью платформы, поэтапное увеличение размеров соцвыплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы. Со следующего года гражданам, потерявшим работу, в соответствии с периодом уплаты взносов предусмотрены выплаты в размере 45% от прежнего дохода до шести месяцев", – отметила министр.
Пятая новелла – новые подходы к обеспечению занятости населения. Предложенные новые подходы будут реализованы в следующих трех направлениях. Первое – либерализация рынка труда.
"Это означает признание всех форм гибкой занятости, включая платформенную занятость. Эти изменения предусматривают защиту самозанятых граждан от наступления социальных рисков, а при наступлении рисков – соцподдержку. С этой целью вводятся новые подходы, такие как понятие "независимый работник", признание их публичных договоров трудовыми договорами, определение операторов онлайн-платформ налоговыми агентами. Стоит отметить, что вводимые оптимальные режимы не требуют дополнительной регистрации от сегодняшних работников и не несут дополнительной финансовой нагрузки на них. Их взносы будут производиться за счет отчисляемых ими сегодня процентов операторам платформ и таксопаркам", – сказала глава минтруда.
Второе направление касается повышения навыков рабочей силы. Для оценки навыков и компетенций вводится система сертификации. Это предусмотрено для повышения квалификации трудовых ресурсов страны, а также снижения предъявляемых ограничений по требованию стажа при приеме на работу, сообщила она.
Третье направление – формирование цифровых центров занятости. На сегодняшний день процесс поиска работы, регистрации в качестве безработного, подачи заявления на назначение соцвыплат по потере работы из ГФСС полностью оцифрованы и начал осуществляться через электронную биржу труда.
"В связи с этим в проекте Соцкодекса предусматривается трансформация действующих центров занятости в мобильные центры, которые будут координировать все инициативы и программы по развитию региональных рынков труда с учетом специфики областей. Кроме того, подготовлен ряд поправок в сопутствующие законы, направленных на совершенствование миграционной политики и трудового законодательства. Их цель – обеспечение экономики Казахстана востребованными и квалифицированными кадрами, совершенствование трудовых отношений между работодателями и работниками", – резюмировала Дуйсенова.