Жители Восточного Казахстана в письменном обращении попросили президента страны Касым-Жомарта Токаева придать статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ) лесным зонам Катон-Карагайского, Глубоковского районов, Риддера, городу Алтай и одноименному району, передает inbusiness.kz.
Они предложили создать здесь национальные парки, ввести мораторий на рубку хвойных пород на 20 лет, при этом дать возможность жителям бесплатно собирать и вывозить из леса дровяную древесину, валежник для собственных нужд. Под письмом подписались около трех сотен человек. Именно проблеме сохранения лесов посвящалась встреча в онлайн-режиме активистов из Риддера с представителями местных и территориальных уполномоченных органов, учеными, общественниками.
Последствия пожарищ
Полтора года назад в Риддере случилась беда: загорелся лесной массив. Пожар быстро перекинулся на жилые дома. Без крова остались 35 человек, а один погиб. Тогда сгорело больше 276,4 га леса. Поврежденный бор стали вырубать только через год, после всех необходимых процедур, проведения тендеров на право рубок. Но неравнодушные жители Риддера возмутились, что в лесу под видом уборки горельника вырубают здоровые деревья и, по сути, уничтожают лес.
Специалисты тогда попробовали объяснить, что понятие "здоровый лес" после пожара – весьма условно. Даже деревья с зеленой кроной, поврежденные огнем, неизбежно погибнут, говорили они. После пожара в течение трех-четырех месяцев в жаркую погоду деревья повреждают жуки-короеды.
Очевидно, эти доводы активистов не убедили. По словам жительницы Риддера Натальи Денисовой, у них есть видеокадры, которые свидетельствуют о беспорядочных рубках в лесу. К слову, как сообщали местные СМИ летом этого года, факт незаконной рубки, нарушения правил выявили там и официальные органы при комплексной проверке. Правда, о массовости "беспорядков" речи не шло. Но жители придерживаются другой точки зрения. Ольга Кайгородова из Риддера рассказала на онлайн-встрече, что активисты обеспокоены происходящим в городе и его окрестностях.
"Мы видим, насколько вырубается лес, безобразно просто. Обращения в местные структуры спускались на тормозах. Ни по одной нашей жалобе не было принято адекватного решения, - говорит она. – Лесхозы не справляются со своими охранными функциями. Никаких мер для восстановления леса не принято. Наши лесхозы занимаются только вырубкой леса, больше ничем".
В процессе обсуждения проблемы Ольга Кайгородова подчеркнула, что жители, не являясь специалистами в лесной сфере и создании ОППТ, хотят одного - сохранить лес. По ее мнению, нужно провести проверку на предмет законности пилорам, которые работают в лесах Риддера, поскольку там легальна деятельность всего трех пилорам, но по факту их якобы гораздо больше.
При этом в минэкологии согласились с их предложением жителей создать ООПТ на этих территориях. Стоит отметить, что сейчас часть лесов ВКО и всего Казахстана относится к ведению местных исполнительных органов – управлений природных ресурсов и регулирования природопользования. Там за порядком следят лесхозы. Часть, где созданы ООПТ – в ведении комитета лесного хозяйства и животного мира министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК.
А как же бизнес?
Председатель общественного совета Риддера Василий Русин между тем добавил, что Риддер всегда был регионом, где заготавливали много леса в промышленных масштабах. В советские времена на этих территориях работали два леспромхоза, несколько лесхозов.
"Сейчас в городе имеют лицензии три лесопользователя, которые работают в рамках закона. В лесных массивах находится много объектов бизнеса, включая базы отдыха, - заметил он. - Любые действия не должны создавать препятствия для дальнейшего развития этого бизнеса. Лесохозяйственная деятельность, сельское хозяйство, туризм тесно переплетены, друг друга дополняют, и нужно изучить рациональность любых изменений в законодательстве и ограничений в пользовании лесом".
Придание лесам Риддера статуса ООПТ негативно скажется на 4 тыс. охотопользователей, заявила юрист областного объединения охотников и рыболовов Оксана Валиева. Директор Алтайского филиала ТОО КазНИИ лесного хозяйства и агромелиорации, доктор сельскохозяйственных наук Андрей Калачев отметил, что совершенно непрактично создавать Национальный парк там, где это просят жители Риддера. Если это делать, то только в верховьях рек, "где сохранились девственные пихтачи".
"На территории нашего региона сохранилось два больших массива пихтовых насаждений, в верховьях рек Белопорожняя Уба, Становая Уба. Между ними и Западно-Алтайским заповедником есть территория, за счет которой рассматривалось расширить заповедник. Это узкая полоса вдоль границ РФ. Тогда добавится порядка 109 тыс га к Западно-Алтайскому заповеднику. И мы сохраним реликтовые леса общим массивом, который там находится", - предложил Андрей Калачев.
По его словам, опасения жителей по поводу "истребления лесов" являются необоснованными. Деревья, которые достигли возраста спелости, можно и нужно рубить. Но лесхозы, подчеркнул он, рубками не занимаются. Эту работу выполняют лесопользователи – предприниматели. Для определения того, насколько такие рубки правильны и законны, уже давно созданы специальные контролирующие и регулирующие органы.
Президент региональной Ассоциации лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности ВКО Виталий Чернецкий также отметил, что в Восточном Казахстане не может быть опасений по поводу сокращения лесов. Только с 2008 года по 2018 год покрытая лесом площадь в регионе увеличилась на 216 тыс. га.
"В 2003 году был принят Лесной кодекс, который всем нашим лесам, даже на территории лесхозов, дал статус охраняемых лесов. Это уже маленькая ООПТ, но в составе государственного учреждения лесного хозяйства. В Риддерском лесхозе разрешено проходить ежегодно рубками главного пользования свыше 2,3 тыс. га. Это 1,2% от площади леса. В Пихтовском лесничестве – 1%. То есть, если рубить и ничего не восстанавливать, то только за 100 лет будут вырублены все леса", – привел аргументы Виталий Чернецкий.
"Крест" на Риддере
В то же время, согласно закону, статус национального парка предусматривает платное его посещение, ограничения для проезда на автомобиле, запрет на рубки главного пользования. По словам Виталия Чернецкого, сейчас жители населенных пунктов рядом с Катон-Карагайским национальным парком завозят древесину из соседних районов, потому что там рубить деловую древесину нельзя. Вокруг национального парка создается природоохранная полоса шириной в два километра, в которой запрещено недропользование. В Риддере под этот запрет попадут ряд месторождений ТОО "Казцинк". Придется переносить также котельную, полигон ТБО, очистные сооружения.
"Тогда на Риддере можно "поставить крест". В 2001 году создали Катон-Карагайский национальный парк, и численность населения в районе упала на 48%. В период с 2004 года по 2022 годы она сократилась с 42 тысяч человек до 21 тысячи. В Риддере за этот период население уменьшилось только на 15%. В любом национальном парке есть зона заповедного режима, куда нельзя даже за деньги сходить", - говорит Виталий Чернецкий.
По его мнению, с нарушениями в лесах нужно бороться, повышая ответственность должностных лиц.
Заведующий лабораторией охотоведения Института зоологии министерства высшего образования и науки РК Константин Плахов добавил, что в республике наблюдается злоупотребление принципами уникальности и создавать ООПТ на территории целых районов - это не самое лучшее предложение.
"Нужно провести дополнительно исследования с участием соответствующих научно-исследовательских организаций для того, чтобы определить ценность этих территорий, не только для сохранения пихтовых лесов, но и для понимания, насколько все это вместе соответствует идее сохранения природных комплексов", - считает Константин Плахов.
Но Наталью Денисову доводы специалистов не убедили. Она заявила, что мораторий на рубки главного пользования хвойных деревьев необходим, потому что "везде вырубили все, что можно".
По словам заместителя руководителя Управления природных ресурсов и регулирования природопользования ВКО Армана Есентаева, в Казахстане уже вводили мораторий на рубки главного пользования – с 2004 по 2014 годы, но природоохранный эффект от него оказался весьма сомнителен. Есть рекомендуемые ежегодные объемы рубок, а если они не осваиваются, то лес попросту гибнет, "превращаясь в труху".
"Мораторий приведет к большим ограничениям по тем арендаторам, которые работают на краткосрочной и долгосрочной аренде. Много рабочих мест придется сократить, - объяснил он. – Что касается дровяной древесины, то на сегодня законодательство позволяет обеспечить лесом население на платной основе. Есть несколько процедур: купить в лесхозе или у долгосрочников. Но мы добиваемся, чтобы для населения это было бесплатно, и уже два года через депутатов, руководство области вносим предложения о внесении изменений в лесное законодательство касательно заготовки дров. Для этого нужна и ваша поддержка".
Руководитель областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира по ВКО Кайрат Мейрембеков как организатор встречи пообещал все мнения выступающих довести до руководства минэкологии.