Еще до пандемии аким Алматы Бакытжан Сагинтаев придумал посадить миллион деревьев, чтобы озеленить город и сохранить воздух чистым. Нынешние планы акимата связаны не только с озеленением города, но и с городским движением: перевод автобусов на газ, развитие троллейбусного парка и альтернативных видов транспорта, снижение автотрафика.
На страже экологии
Введенный из-за эпидемии коронавируса карантин отразился на загруженности дорог: количество автомобилей уменьшилось в пять раз (это показал анализ аппаратно-программного комплекса). Сразу после запрета на передвижение качество алматинского воздуха улучшилось – в соцсетях появились фотографии чистого голубого неба. В Алматы, где загрязнение атмосферы достигало катастрофических масштабов (смог над городом виден даже из космоса), воздух очистился.
Но после ослабления карантина поток машин быстро восстановился и уровень смога тоже.
По данным акимата, 11-12 мая индекс качества воздуха в Алматы находился на уровне 38 и описывался как "хороший", но уже 8-9 сентября индекс поднялся до уровня 61 и описывался как "умеренный".
Обеспокоенный этим вопросом алматинский акимат в сентябре утвердил план мероприятий на посткоронавирусную эпоху. "Экологическое благополучие Алматы является одним из главных приоритетов в работе акимата", – говорится в презентации "О мерах по улучшению экологической ситуации в Алматы", датированной сентябрем 2020 года. Inbusiness.kz изучил этот документ.
Как акимат будет улучшать городскую среду? Очень просто. В плане 12 пунктов:
- установка на 17 блокпостах на въезде в город оборудования и персонала для экологического контроля всех видов авто- и мототранспорта;
- запуск мобильных патрулей для проведения замеров выхлопных газов автотранспорта, передвигающегося по городу;
- независимый мониторинг качества топлива, реализуемого через АЗС (контрольные закупы, проведение лабораторных замеров и широкое информирование населения);
- поэтапное ограничение движения грузового транспорта в дневное время, с определением транзитной схемы проезда, без права въезда в центральную часть города;
- поэтапный перевод всей грузовой логистики на ночное время суток;
- увеличение количества выделенных полос для общественного транспорта;
- улучшение и расширение дорожной инфраструктуры для велосипедистов, самокатчиков и других альтернативных видов транспорта;
- увеличение и расширение инфраструктуры пешеходных тротуаров с озеленением;
- территориальное зонирование города с частичным и полным запретом автотранспорта (по примеру Лондона, Парижа, Сингапура и др.);
- внедрение и поощрение всех видов коллективной доставки работников (корпоративная развозка);
- модернизация автотехосмотра путем полного запрета допуска на улицы города технически неисправных автомобилей;
- полный перевод городского общественного и коммунального транспорта на экологически чистые виды топлива, обновление городского парка общественного транспорта на 1000 единиц.
Для выполнения этих 12 пунктов у акимата есть решение из трех пунктов:
- создание отдельного подразделения для экологического мониторинга и контроля;
- внесение изменений в Закон "О дорожном движении";
- выделение средств из республиканского бюджета.
Озелененный город будущего
Кроме того, власти планируют достичь и цели по посадке миллиона деревьев. В этом году в городе должны посадить 265 тысяч деревьев, а в следующем – 300 тысяч.
Предлагается изменить и правила озеленения. Сейчас за одно вырубленное дерево надо посадить десять, по новым правилам надо будет посадить 100. Причем к саженцам есть конкретные требования: дереву должно быть шесть-восемь лет, высота его ствола должна быть не менее трех метров, а диаметр – трех сантиметров. За саженцем, на котором должно быть не меньше пяти веток, нужно будет ухаживать три года.
Большие и дорогие планы акимата
Также в планах у акимата остается:
- строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги (общей протяженностью 66 км);
- развитие алматинского метрополитена (+3 станции до 2023 года);
- улучшение железнодорожной транспортной инфраструктуры в пригородной зоне Алматы;
- модернизация ТЭЦ-2 (есть несколько вариантов: перевод котлов на газ, установка фильтров, строительство новой ТЭЦ);
- газификация частного сектора, включая пригородную зону (планируется перевести на газ 2835 домов в Алматы и 170 000 в Алматинской области).
Катерина Клеменкова
Подпишитесь на наш канал Telegram!