Поток трудовых эмигрантов через территорию Казахстана возобновился – ООН

4880

Около 10 тысяч человек пересекают границу Казахстана и Узбекистана в поисках работы, сообщает inbusiness.kz со ссылкой на официальный сайт ООН.

Поток трудовых эмигрантов через территорию Казахстана возобновился – ООН

"Если взять период сезонной работы с ранней весны до поздней осени, то ежедневно границу на юге Казахстана пересекают около 10 тысяч человек", – сообщила руководитель НПО "Сана Сезiм" ("самосознание" в переводе с казахского) Шахноза Хасанова.

Но, как заметила она, это не полная статистика, так как тут учтены лишь только те, кто пересек границу наземным путем. Те, кто пересек границу воздушным путем, не учтены. По данным миграционной службы МВД РК, до пандемии в год количество трудовых мигрантов, пересекавших границу Казахстана, составляла один миллион человек.

"Казахстан на сегодня считается второй после России принимающей страной, куда приезжают трудовые мигранты. В основном большой поток трудовых мигрантов идет из Узбекистана и транзитом – еще один поток из Таджикистана", – уточнила г-жа Хасанова.

Она рассказала, как пандемия отразилась на трудовой миграции. Во-первых, сегодня с ослаблением ограничений из-за ковида и постепенным открытием границ наблюдается на рынке Казахстана большой спрос на трудовых мигрантов, но ежегодная квота, которая выделяется на каждый регион республики, очень маленькая. 

"А поток людей, ищущих работу, идет большой, что подталкивает к разного рода уловкам, отчего некоторые мигранты попадают в трудовое рабство", – подчеркнула г-жа Хасанова.

Помимо того, что страны Центральной Азии столкнулись с миграционным кризисом, скоплением на границах людей, которые не могли вернуться в Кыргызстан, Таджикистан или Узбекистан, появились другие проблемы. Тогда на межправительственном уровне этот вопрос был решен, людям была оказана гуманитарная помощь, открыт "зеленый коридор", и они смогли вернуться домой. Но пересечение границ усложнилось за последний год. 

Во-первых, пандемия сказалась на серьезном удорожании стоимости приезда в Казахстан. Дело в том, что мигранты стали пересекать границу авиасообщением, так как тут требовался только ПЦР-тест. 

"Как только-только стало открываться воздушное сообщение, но еще не было прямых рейсов между Казахстаном и Узбекистаном, то путь сюда в поисках работы и заработка для трудового мигранта значительно удлинился. Чтобы попасть на работу в Казахстан, людям приходилось пересекать несколько транзитных зон. И маршрут их следования был таким: Ташкент – Дубай, Дубай – Алматы, Алматы – Шымкент.  Покупку и все дорожные расходы брал на себя работодатель. И по прилету выставлялся счет за дорогие билеты (до 300 тысяч тенге, или примерно $700- $800), которые мигрант должен был отработать. У него отбирали документы, и, таким образом, он попадал в долговую кабалу. И поэтому количество групповых жалоб к нам от мигрантов в последнее время увеличилось в разы", – рассказала директор НПО. 

Еще одно отрицательное влияние пандемии – это посредники. 

"С моей точки зрения, граница стала новым способом предпринимательства. Появились как формальные практики пересечения границ, так и неформальные. Это "серая" зона, где процветают коррупционные практики", – пояснила г-жа Хасанова. 

Так, до пандемии люди в поисках работы могли пересекать границу пешим ходом. И на той стороне границы их ждали работодатели из числа граждан Казахстана. Стороны договаривались о работе и условиях найма. С закрытием границ вербовщиками стали выступать граждане Узбекистана, которые через социальные сети и специально созданные чаты в телефоне создавали группы для желающих найти работу в Казахстане. Вербовщики организовывали перелет, но по прилету сдавали людей работодателю и, получив свою оплату, уезжали назад. Люди же оставались один на один со своими проблемами и не защищенные юридически. 

"Жертвами торговли становятся, когда имеет место нарушение элементарных правил трудового законодательства с двух сторон: работника и работодателя. Причина трудового рабства в незнании законов и в отсутствии трудового соглашения. Дело в том, что для найма работника работодатель на территории Казахстана обязан заплатить госпошлину, а трудовой мигрант по прибытии в Казахстан – получить ИИН, чтобы подписать трудовой договор и тем самым обезопасить себя в будущем. Обе стороны, к сожалению, очень частно не выполняют этих правил", – рассказала директор НПО.

По информации Шахнозы Хасановой, за первое полугодие 2021 года возглавляемая ею НПО оказала помощь 97 людям, 70 процентов из которых – это иностранные граждане, в основном из Узбекистана, Таджикистана и России. 

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться