Первые сообщения о повышении ставки на казахстанский бензин появились в начале октября. Министр национальной экономики Руслан Даленов сообщил:
"В каждом литре бензина есть акциз, сегодня он составляет лишь восемь тенге. Сейчас обсуждается увеличение еще на 10 тенге с литра. Как вы знаете, бюджетные расходы выросли солидно, в том числе социальные обязательства. В республиканском бюджете расходы на социальную сферу уже превышают 45%. Естественно, нужна бюджетная консолидация, в том числе путем фискальной функции акциза".
Эксперты считают, что на данную ситуацию также влияют сообщения, которые появляются в социальных сетях и в местных СМИ, о ситуации, возникшей в последние месяцы на казахстанско-российской и казахстанско-киргизской границах. На фото и видео, которое было распространено на прошлой неделе пресс-службой Министерства энергетики Казахстана, можно было увидеть, как тысячи машин заезжают на территорию республики, чтобы заправиться казахстанским бензином и дизелем на наших АЗС впрок: десятки канистр в легковых машинах, а грузовые машины – с дополнительными баками. Сотни тысяч тонн дешевого топлива казахстанского производства уходит в соседние страны.
"Одна из причин возникшей ситуации в том, что внутренний рынок Казахстана не в состоянии был "переварить" дополнительные объемы бензина, которые возникли после завершения модернизации трех крупных казахстанских НПЗ. Поэтому усиливается контрабанда казахстанского бензина. В основном контрабанда идет в Кыргызстан", – сказал в интервью корреспонденту inbusiness.kz российский эксперт по нефтегазовым проектам Каспийского региона Игорь Ивахненко.
По его информации, в мае текущего года в соседнем Кыргызстане проводились парламентские слушания, в ходе которых были приведены следующие цифры: только за четыре месяца 2019 года контрабанда бензина из Казахстана составила 400 тысяч тонн.
В Минэнерго Казахстана считают, что защитить внутренний рынок усилиями одних только пограничников не получится. Достаточно посмотреть на географическую карту и на протяженность нашей границы с той же Россией: лазеек для вывоза контрабандой казахстанского топлива более чем достаточно. А поставить вдоль всего периметра границы заслоны и тем самым ограничить экспорт физически нереально.
"Любые запреты будут неизбежно порождать коррупцию на границе", – сказал министр энергетики Казахстана Канат Бозумбаев, комментируя ситуацию.
В связи с этим Министерство национальной экономики подготовило и направило на подпись Премьер-министру проект постановления Правительства о повышении ставки акциза на бензин. Решение должно вступить в силу уже с 1 декабря 2019 года. Акциз может возрасти более чем в два раза: с 10 500 тенге за тонну до 24 435 тенге.
Глава Минэнерго Канат Бозумбаев пояснил, что данный шаг неизбежен и связан он с открытыми границами с нашими соседями в рамках ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Из-за разницы цен на бензин (больше 100 тенге за литр. – Прим. автора) в Казахстане и России наше топливо в больших объемах вывозится в соседнюю Россию.
"Мы будем вынуждены пойти на поэтапное сближение цен с нашими соседями", – пояснил г-н Бозумбаев решение Правительства о повышении акцизов. Таким образом, бензин и дизель казахстанского производства в стране будут дорожать в самое ближайшее время.
Однако решение о повышении акцизов на бензин казахстанского производства объясняется не только открытостью единого таможенного пространства и благими намерениями Правительства предотвратить коррупцию на границе. В течение последних 20 лет казахстанское Правительство и ранее шло на повышение цен на ГСМ, как только утечка топлива в сопредельные страны приводила к его дефициту на внутреннем рынке и, соответственно, росту цен не только на бензин, но и на услуги перевозчиков и продукты питания.
Прибегать к таким мерам, как повышение цен на ГСМ, запрет на экспорт, Правительству приходилось еще до создания Таможенного союза.
Напомним, что проблему поднимали еще в рамках XII Евразийского энергетического форума KazEnergy. На сей раз специалисты сфокусировались на вызовах и проблемах, которые стоят сегодня перед энергетическим сектором Казахстана. Inbusiness.kz писал об этом ранее. Так вот, зарубежные эксперты обозначили "принцип сообщающихся сосудов", как один из главных вызовов казахстанской энергетики в рамках ЕАЭС.
"Искусственно низкие цены на казахстанские нефтепродукты стимулируют его потоки в сторону потребителей соседних государств, где цены несколько выше, а если быть точнее, на уровне российских, так как Кыргызстан, Беларусь и Армения покупают российскую нефть", – сказал глава энергетических исследований по России и Каспийскому региону IHS Markit Мэтью Сейгерс (Matthew Sagers), выступая с презентацией доклада в рамках форума KazEnergy.
Выход для разрешения ситуации, по мнению аналитиков агентства IHS, в том, что Казахстану следует позволить вырасти внутренним оптовым ценам на ГСМ до средней цены, которая наблюдается в странах – членах ЕАЭС. Этот процесс эксперты называют гармонизацией цен.
Таким образом, мы видим, что Правительство Казахстана решило поставить заслон перетокам топлива, приняв соответствующее постановление Правительства о повышении акцизов на бензин. И, как пообещал министр энергетики Канат Бозумбаев, повышение будет постепенным, и оно "не должно быть каким-то шоком".
Кульпаш Конырова