Увеличивая число плательщиков НДС, правительство борется с бюджетной диспропорцией, однако есть и другие искажающие действительность факторы.
«НДС должны платить все», – уверен председатель Комитета государственных доходов Минфина РК Даулет Ергожин. На очередном заседании дискуссионного клуба «Атамекен» главный налоговик страны объяснил, что побудило правительство снизить пороговое значение для постановки на регистрацию плательщиков налога на добавленную стоимость.
- Если вы помните, НДС как налог был принят и разработан еще в Европе после Второй мировой войны. И рассматривался он, как один из прогрессивных налогов, который способствует развитию производства. При этом основополагающими принципами, которые были заложены при формировании налога, стали два положения: первое – это косвенный налог, второе – он взымается со всех и по всей цепочке, – пояснил Ергожин.
По его словам, в 2008 году в процессе обсуждения новой редакции Налогового кодекса в парламенте страны определенные категории предпринимателей были исключены из числа плательщиков НДС. Сделано это было в целях развития малого бизнеса.
- Но, тем самым, была деформирована вся система налогообложения, и созданы неравные условия: есть предприятия, которые платят НДС, напрягаются и сдают отчетность, а есть те предприятия, которые не платят этот налог... При этом возникает вопрос: почему нарушается сам принцип равенства в налогообложении? Напомню, что НДС относится к категории косвенных налогов, которые должны платиться всеми, – подчеркнул финансист.
Анализ, проведенный специалистами Минфина, показал, что Казахстан является чуть ли не единственной страной мира, где целая группа бизнесменов освобождена от уплаты косвенного налога. Более того, по словам Даулета Ергожина, «сама система вынуждает бизнес идти на преступление».
Сегодня большинство строительных компаний, пользуясь услугами предприятий малого бизнеса – «неплательщиков в законе», вынуждено прибегать к разным комбинациям со счетами-фактурами. В противном случае, им придется платить налог за себя и за того парня. Но, помимо роста криминальных схем, это приводит к перекосам в экономическом развитии.
- Почему у нас бизнес не укрупняется, а дробится? Возьмите любое среднее предприятие. Как только оно начинает вставать на ноги, первая задача, которую его владелец ставит перед своим бухгалтером, – это дробление. Для этого находят кучу родственников, либо сами сотрудники компаний регистрируют индивидуальные предприятия. Но мы же должны расти! Мы должны идти вперед, становиться более крупными и сильными, для того чтобы банки могли нас оценивать, как нормальных налогоплательщиков и кредиты выдавать, – указал главный фискал.
Переломным моментом в экономике страны стал 2014 год, когда из-за резкого падения цен на сырье снизились бюджетные поступления от крупных нефтедобывающих и металлургических компаний. ВВП страны стал менять свою структуру, отметил Ергожин:
- Производство перестало быть драйвером экономики, но стал расти сектор услуг и торговли, представленный в основной своей массе индивидуальными предпринимателями. Резко возросли поступления индивидуального подоходного налога, связанные с предпринимательской деятельностью, особенно, на уровне местных бюджетов.
В этой связи Министерство национальной экономики предложило снизить пороговое значение для плательщиков НДС с 9,8 млн тенге до 6,4 млн тенге. Под статус плательщиков подпадает свыше 77 тысяч предпринимателей.
При этом Даулет Ергожин опроверг ранее звучавшее мнение о том, что «плательщики НДС появятся даже в глухих аулах». По его словам, деревенские предприниматели просто не достигают условленных оборотов.
Еще один аспект проблемы – криминальный. Председатель налогового комитета привел данные: из 5 тысяч компаний, имеющих задолженность перед бюджетом, более половины оказалось зарегистрировано на подставных лиц. Только в Алматы заведено 1200 уголовных дел на предприятия, оказавшиеся на проверку «липовыми». Глава Комитета госдоходов уверен: регистрация плательщиков НДС существенно снижает риск лжепредпринимательства.
Говоря об общей экономической ситуации, главный фискал страны не смог обойти вниманием системные проблемы.
- Серьезная проблема – отсутствие длинных денег, отсутствие кредитов и залоговой массы. Это все начинает сжимать рынок до такой степени, что мы сейчас смотрим на показатели М1 и М2 (показатели денежной массы различной ликвидности, – прим. ред.) – они падают. Когда начинает сжиматься денежная масса – начинаются зачеты и бартер. А это указывает на падение предпринимательской активности, – заметил Даулет Ергожин.
Члены дискуссионного клуба высказали различные суждения по поводу налоговой новации. Общественный деятель Денис Кривошеев усомнился в целесообразности распространения налога на субъекты малого бизнеса.
Исполняющий обязанности директора региональной Палаты предпринимателей Алматы Юрий Тлеумуратов попросил принять во внимание возможность увеличения затрат малого бизнеса. В случае отнесения к плательщикам НДС (следовательно, отказа от сдачи отчетности по упрощенной декларации) их затраты на бухгалтерию могут возрасти до 2 млн тенге. Кроме того, он предложил гармонизировать нормы о пороге по постановке на учет плательщиков НДС с российским законодательством.
Экономист Магбат Спанов считает, что такие реформы не любят спешки. По его мнению, нужен подготовительный период от 2 до 3 лет.
Совершенно противоположную точку зрения высказал экономист Айдархан Кусаинов. Он считает, что «в экономике накопилось много кривизны» и новация об НДС эту «кривизну» выправляет. Кусаинов напомнил, что исключение предпринимателей из числа плательщиков НДС носило временный характер. Но, увы, нет ничего более постоянного, чем нечто временное.
- Когда-то все равно надо начинать, нужно возвращаться, отходить от временных схем. Да, может быть, это будет больно, но какие-то привычные схемы все равно будут ломаться, – сказал экономист.
По его словам, гораздо более сложной проблемой является отсутствие предсказуемой кредитно-денежной и курсовой политики Национального банка, что и порождает искажения в экономике.
Председатель правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Аблай Мырзахметов назвал отсутствие внятной кредитно-денежной политики корнем всех современных проблем бизнеса.
- Вот, например, сейчас активно обсуждается тема субсидий сельхозпроизводителям, где грядут серьезные реформы. Некоторые фермерские хозяйства нам откровенно заявляют: нам важнее не размер субсидий, а дешевые оборотные средства, полученные в срок, чтобы мы могли весной отсеяться. Получается, что от кредитно-денежной и внятной курсовой политики Нацбанка судьба бизнеса зависит больше, чем от того, что мы сейчас обсуждаем. Если бы была решена проблема доступности финансов, то не было бы таких очередей за мерами господдержки, – резюмировал председатель правления НПП «Атамекен».
Алексей Банцикин