Как показывает международный опыт, многие страны мира получают значительную прибыль от легализации возмездных разрешений на тонировку автомобильных стекол, передает inbusiness.kz.
Так, в Кыргызстане по итогам 2024 года от выдачи разрешения на "затемнение окон" машин в бюджет поступило порядка 4 млрд тенге. В Узбекистане также платная тонировка легализована – допускается наклеивание черной пленки, если ее светопропускание превышает 70%.
В ОАЭ, Южной Корее и других странах можно тонировать не только задние, но и передние стекла авто. Однако светопропускание должно быть не ниже 40–50%. Кроме того, необходимо соблюдать технические требования и платить государству соответствующую пошлину.
Эксперты уверены, что если правительство Казахстана позволит за оплату пошлин тонировать передние стекла машин, среди казахстанцев найдется не мало желающих воспользоваться этой услугой.
К слову, "блатные" номера, которые в свое время можно было заполучить только по знакомству или за взятки, государство с 2012 года выдает за дополнительную плату. Только в 2024 году казахстанцы потратили 15,8 млрд тенге на приобретение VIP-госномеров, перечислив столько же денег государству. То есть, успешный опыт платного предоставления госуслуг в сфере транспорта уже существует.
Следует отметить, что технический регламент Таможенного союза (Евразийского союза) "О безопасности колесных транспортных средств" допускает использование тонировки на передних боковых стеклах при условии светопропускания не менее 70%.
В Казахстане тонировка передних стекол запрещена с 2007 года. С тех пор вопрос о снятии данного запрета неоднократно поднимался общественными активистами, автоэкспертами и даже депутатами. А в прошлом году была опубликована петиция, собраны подписи.
Однако полиция продолжает настаивать, что тонированные стекла затрудняют обзор в темное время суток и повышают риски безопасности дорожного движения. В то же время, казахстанцы, высказывая свое мнение в соцсетях, обращают внимание на то, что передние и задние стекла автомобилей, используемых
правоохранительными органами и высшими должностными лицами государства, полностью затонированы.
"Разве им "тон" не мешает водить, или их безопасность не важна? Почему полиция останавливает только нас, обычных людей, и заставляют снимать пленку? Где принцип равенства всех перед законом?", – вопрошает интернет-пользователь К.Билал.
Автоэксперт Аскар Ташенов отмечает, что есть как плюсы, так и минусы тонировки.
"Я еще с девяностых ездил с глухо тонированными стеклами, мне, как опытному водителю, это не мешало. Тонировка передних стекол авто дает много преимуществ, в частности повышает безопасность за счет удержания осколков при ДТП, обеспечивает соблюдение личного пространства посредством защиты от посторонних глаз, снижает нагрев салона, защищает водителя и "штурмана-шотгана" (shotgun, пассажир на переднем сиденье) от ультрафиолетовых-лучей. Также это предотвращает выгорание интерьера, в том числе кресел и приборной панели, не говоря уже об улучшении внешнего вида автомобиля. С "тоном" авто солидно смотрится", – говорит Ташенов.
По его мнению, к минусам относятся снижение видимости в темное время суток, возможные искажения изображения и отражения в стекле.
Преимущества тонировки передних стекол:
- безопасность: матовая пленка, обволакивающая стеклянную поверхность, удерживает острые осколки при разбитии стекла в случае аварий или нападения, снижая риск травмирования водителя и пассажиров;
- сохранение зрения: оберегает глаза водителя и пассажиров от вредных УФ-лучей и вспышек света фар встречных автомобилей;
- конфиденциальность: благодаря одностороннему зрительному контакту, уберегает от посторонних взглядов;
- защита от солнца и перегрева: затемнение снижает проникновение солнечного тепла в салон, делая пребывание в машине комфортнее в жаркую погоду. К тому же регулирует температурный режим путем задержания тепла в зимнее время;
- защита интерьера: помогает предотвратить выгорание и повреждение обивки салона от ультрафиолетового излучения.
- декоративный эффект: улучшает и придает автомобилю более стильный, презентабельный и эстетичный вид;
- снижение нагрузки на кондиционер: эффективнее удерживает прохладу в салоне, что может косвенно снизить расход топлива.
Недостатки тонированных передних стекол:
- снижение видимости: затемнение стекол, особенно в темное время суток, может затруднить обзор и ориентацию на дороге;
- искажение изображения: тонировка может изменять оптические свойства стекла, это иногда приводит к искажению при смене светового режима, что повышает риск аварий;
- отражения: в темное время суток в затемненных стеклах может отражаться собственное лицо водителя, что мешает обзору. Пониженная светопропускная способность может стать причиной возникновения трудностей с парковкой автомобиля, особенно при движении задним ходом;
- юридические проблемы: несоблюдение допустимого уровня затемнения, установленного законодательством, может привести к штрафам (если бы сняли запрет).
- влияние на зрение: существует альтернативное мнение, что тонировка может ухудшать не только видимость, но зрение, хотя научного подтверждения этому нет.
Депутат мажилиса Олжас Куспеков продвигает вопрос легализации платной тонировки передних стекол автомобилей еще с 2024 года, как на площадке мажилиса, так и в рамках публичных обсуждений.
"Если мы снимем этот запрет, то удовлетворим актуальный насущный запрос общества. Это также станет эффективным источником устойчивых неналоговых поступлений в бюджет. По официальным данным Бюро национальной статистики, в Казахстане зарегистрировано более 6,2 млн транспортных средств, 86,5% из которых – легковые. Если хотя бы 5% из этих миллионов авто затонируют свои стекла и в среднем заплатят за разрешение 50 МРП, то в бюджет поступят более 50 млрд тенге", – подчеркнул мажилисмен Куспеков.
По его словам, если бы доходы от тонировки направлялись через специальный фонд на ремонт и содержание сельских улиц и автодорог, этого хватило бы для решения многих их проблем.
В то же время парламентские фракции партий Respublica и AMANAT направили в правительство запрос с просьбой вновь разрешить тонировку предних стекол транспортных средств.
Что же решило правительство?
Вице-премьер–министр национальной экономики Серик Жумангарин поставил точку в этом вопросе. Он, отвечая на запрос депутатов, акцентировал на том, что основными принципами дорожного движения, установленными законом "О дорожном движении", являются приоритет жизни и здоровья участников дорожного движения. Ради этого придется поступиться комфортом.
"Действующий на протяжении 18 лет запрет на затемнение передних стекол показал свою эффективность – несмотря на значительный рост количества автотранспорта на 238% или на 3,6 млн автомашин (с 2,6 млн ед. до 6,2 млн) смертность на дорогах снизилась на 59% (с 4 365 погибших в 2007 году до 2 579 в 2024 году)", – подчеркнул Жумангарин.
Он отметил, что снижение светопропускания стекол приводит к ухудшению периферийного и контрастного зрения, у водителя повышается вялость и сонливость, увеличивается площадь "слепых" зон, возрастают риски ДТП.
По его словам, есть еще одна дополнительная, но весомая причина, которая препятствует снятию запрета – имеющиеся автоматические системы фиксации нарушений не позволяют производить замеры светопропускания стекол без участия человека. А "человеческий фактор", как утверждает вице-премьер, повлечет коррупционные риски при любом механизме контроля: в центрах техосмотра, испытательных центрах и лабораториях, также сотрудниками налоговой, таможенной и пограничной службы или полиции.
Обеспечение контроля за соблюдением установленных параметров светопропускания стекол через процедуру технического осмотра также не будет эффективным. Так как легковые автомобили, возраст которых не превышает 7 лет освобождены от прохождения техосмотра.
При этом для осуществления контроля за соблюдением светопропускания не менее 70%, как предлагают депутаты, потребуется приобретение специальных сертифицированных приборов, определяющих светопропускание стекол – "тауметров". Стоимость одного такого прибора составляет свыше 400 тыс. тенге и для осуществления минимального контроля за 6 млн машин потребуется 4 тыс приборов на сумму до 2 млрд тенге.
Помимо этого, власти опасаются, что применение пленок поставит под угрозу безопасность сотрудников госорганов, осуществляющих контрольно-надзорные функции на дорогах – транспортной инспекции, полиции, таможенной и пограничной служб, так как отсутствует визуальное определение опасности.
Уполномоченные органы категорически против легализации платной тонировки, утверждая, что это приведет к росту количество ДТП и пострадавших от них. По данным международных организаций использование ремней безопасности снижает риск получения травм при ДТП на 75%, при опрокидывании автомобиля – на 91%. Использование водителем мобильного телефона повышает риск попасть в ДТП в 3–4 раза. Введение тонирования стекол не только снизит эффективность работы по выявлению подобных правонарушений, но и затруднит расследование преступлений, совершенных с использованием машин.
Предлагаемое разрешение на затемнение стекол приведет к тотальному тонированию автомобилей, а для проведения сплошной проверки полицией повлечет отвлечение сотрудников от непосредственной работы, связанной с обеспечением охраны закона и порядка, обслуживанием вызовов граждан, что не обеспечит принцип неотвратимости наказания и приведет к росту преступлений.
"Вместе с тем, образование новых фондов может спровоцировать нерациональное распределение финансовых ресурсов, что усложняет бюджетную консолидацию и создает дополнительные сложности в достижении экономических целей. Кроме того, согласно указу президента, действует мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора – данный запрет продлится до 31 декабря 2026 года. Принимая во внимание изложенное, легализацию платной тонировки передних боковых стекол автомобилей полагаем нецелесообразной!", – заявил зампремьера Серик Жумангарин.
Читайте по теме:
Тонировка на казахстанских автомобилях: комфорт или угроза безопасности