За полтора года (январь 2019-го – июнь 2020-го) из Кыргызстана в Казахстан и Россию проследовало около 80 тысяч автотранспортных средств, без учета транзита под таможенным контролем.
По результатам мониторинга процесса перемещения товаров через госграницу комитетом государственных доходов выявлены систематические нарушения. В частности, по экспортному контролю порядка 400 попыток вывоза товаров, включенных в перечень изъятия, более двух тысяч попыток вывоза товаров, на которые установлены запреты и ограничения (нефтепродукты, медицинские маски, медицинские перчатки, лом цветного и черного металла, лесоматериалы, картофель, мука и т. д.).
Также имели место попытки незаконного вывоза природного урана – возбуждено уголовное дело, патроны для оружия военного образца – без разрешения на транзит продукции уполномоченного органа РК в области экспортного контроля.
По ввозимым товарам 2,6 тыс. фактов оформления товаросопроводительных документов на фиктивных получателей (непричастных к импорту и банкротов); 6 тыс. фактов лжетранзита – это 20% от всего потока товаров из КР, заявленного в качестве транзита (со стороны РФ выявлено 7,7 тыс. фактов).
Особое внимание уделяется соответствию товаров сведениям, указанным в товарно-транспортных накладных. Из 1500 тематических налоговых проверок автомашин, следовавших из Кыргызстана, в 98% случаев были выявлены нарушения.
Подавляющее большинство нарушений – несовпадение ввозимых из Кыргызстана товаров с наименованиями, указанными в товарно-транспортных накладных. Кроме того, цены товаров производства КНР, указанные в товарно-транспортных накладных, значительно ниже цен на аналогичные товары в нашей стране. В отдельных случаях – до 400 раз. Это влечет недопоступление НДС в бюджет РК и стран-партнеров.
Например, компания "Алекс Транс" в 2019 году заявила транзит в Россию. В транспортном документе для международных перевозок указала стоимость товаров народного потребления в объеме 19,8 тонны на 2,2 млн сомов. В сравнении с индикаторами таможенной стоимости Казахстана цены на женские джинсы ниже в 400 раз ($0,04 к $16), на футболки – в 150 раз ($0,08 к $12), на дубленки – в 400 раз ($0,1 к $40), на мужские джинсы – в 15 раз ($1,1 к $17), на женскую и мужскую обувь – в 80 раз ($0,2 к $16).
Более того, этот же предприниматель 51 раз допустил лжетранзит. То есть товары остались на территории Казахстана и по ним не уплачены налоги. Ущерб только от этого участника внешнеэкономической деятельности оценивается в 700 млн тенге, или 1,7 млн долларов США.
Что касается общих цифр, то данные экспорта КР и импорта РК существенно разнятся: цифры Кыргызстана ниже в 10 раз. По их информации, экспорт в РК за девять месяцев 2019 года составил 18 млрд тенге, а по нашим – 186 млрд тенге. С учетом фактов занижения стоимости и лжетранзита расхождения будут еще больше.
Более того, объем китайских товаров, ввозимых из Кыргызстана в Казахстан и Россию, в два раза превышает объем официального импорта в КР из КНР. В прошлом году в Кыргызстан из Китая импортировано 75 тыс. тонн товаров, а экспортировано (в РК и проследовало в РФ) – 149 тыс. тонн. Такая ситуация во взаимной торговле наносит урон бюджету РК и ставит в неравные конкурентные условия казахстанский бизнес, подчеркивают в КГД.
Напомним, расхождения в таможенной статистике между Казахстаном и Китаем за 2018 год составили $6 млрд, что на $900 млн, или 13%, меньше показателя годичной давности.
Согласно исследованию Transparency International Казахстан, наибольшие расхождения во внешней торговле Казахстана наблюдаются с Китаем, и "сопоставление данных по импорту из КНР показывает устойчивую тенденцию к увеличению доли контрабандного товара, пропускаемого таможенными органами Казахстана".
Майра Медеубаева