Как заявил министр энергетики Канат Бозумбаев, "сначала надо модернизировать нефтеперерабатывающие мощности, потому что нам надо добиться обеспечения нефтепродуктами внутреннего рынка". После модернизации, по его мнению, цена на "высокоэффективное производство" будет значительно выше.
На примере Атырауского нефтеперерабатывающего завода глава Минэнерно дал такой расклад: если сейчас выход светлых нефтепродуктов составляет 40%, то после завершения проекта модернизации он будет 92%, соответственно, "эффективность переработки нефти при поставках на этот завод будет в два с лишним раза выше". "Поэтому надо провести модернизацию, а потом какая разница, кто поставляет на внутренний рынок по внутригосударственным правилам: частник или государство? Главное, чтобы были четкие правила, было сырье и были эффективные условия", - уверен министр.
Пример именно с АНПЗ не случаен. Во-первых, именно модернизация этого завода, по данным министерства энергетики, уже выходит на финишную прямую, и завершение модернизации ожидается в конце 2016 года. Во-вторых, АНПЗ - самый старый нефтеперерабатывающий завод в стране, введенный в эксплуатацию в 1945 году. Изначально он был ориентирован на переработку всего до 800 тыс. тонн эмбинской нефти и бакинского дистиллята в год.
В середине 2000-х годов одна модернизация завода уже проводилась, однако по ряду причин ожидаемого эффекта так и не было получено. В рамках же нынешнего проекта модернизации предполагается не только увеличить мощность АНПЗ до 5 млн тонн в год, но и строительство комплекса по производству ароматических углеводородов. Реализация проекта подразумевает строительство технологического пакета "Paramax BTX", лицензируемого французской компанией "Axens" (секция предфракционирования ксилолов, секция изомеризации ксилолов, секция трансалкилирования толуола, секция разделения рафината), а также строительство установки каталитического риформинга с непрерывной регенерацией катализатора и с блоком извлечения бензола. В рамках КПА планируется выпускать 133 тыс. тонн бензола и 496 тыс. тонн параксилола в год, установки комплекса также могут работать в режиме производства высокооктанового компонента автобензина. Также в проект модернизации входит и строительство комплекса по глубокой переработке нефти.
Павлодарский нефтехимический завод был введен в эксплуатацию в 1978 году, и ориентирован на переработку нефти из западно-сибирских месторождений. В рамках модернизации планируется увеличение производительности завода до 7,0 млн. тонн нефти в год; обеспечение выпуска моторных топлив в соответствии с требованиями экологических классов К-4, К-5; обеспечение возможности переработки казахстанской нефти в объеме 5,2 млн. тонн в год.
Самый молодой НПЗ в Казахстане - Шымкентский. Запущенный в 1985 году, сегодня он сменил название на "ПетроКазахстан Ойл Продактс", и управляется на паритетной основе Национальной компанией "КазМунайГаз" в лице АО "КазМунайГаз – ПМ" и Китайской Национальной Нефтяной Корпорацией CNPC. Завод изначально был ориентирован на казахстанскую нефть месторождений Кумколь и Кенкияк, а также западносибирскую нефть. Его программа модернизации предусматривает восстановление проектной мощности до 6 млн. тонн/год, улучшения качества моторных топлив до требований экологических классов К-4 и К-5. Модернизация Павлодарского и Шымкентского заводов, по планам Минэнергетики, должна завершиться к концу 2017 года.
Стоит отметить, что до этого в Казахстане никогда не проводилась одновременная реконструкция всех трех действующих нефтеперерабатывающих заводов. Специалисты не раз отмечали, что фактически на территории действующих производств строятся новые заводы. Это не только масштабная, но и дорогостоящая затея - общий размер инвестиций превышает 5 миллионов долларов.
Главной задачей модернизации всех трех нефтеперерабатывающих заводов правительство ставило решение проблемы дефицита ГСМ на внутреннем рынке. Сегодня порядка 30% высокооктанового бензина республика ежегодно импортирует из-за рубежа. Обновление производственных мощностей должно вывести страну на стопроцентное обеспечение внутреннего рынка ГСМ собственным производством. Мощности по переработке нефти после модернизации должны составить 18,5 млн. тонн в год, появится базовая продукция, а дизельные топлива будут соответствовать требованиям экологических стандартов качества Евро-5.
Первоначально, когда программа модернизации только утверждалась, речь шла исключительно об обеспечении внутреннего рынка и вывода производства нефтепродуктов на качественно новый уровень. Но в 2015 году в рамках программы приватизации решено было включить все три нефтеперерабатывающих завода в перечень подлежащих приватизации объектов. Какую часть пакета акций НПЗ предполагается выставить на продажу, пока неясно. Но уже сейчас в правительстве убеждены, что проведенная модернизация позволит значительно увеличить стоимость объектов и вызвать особый интерес инвесторов.
Лилия Ахметова, Астана