С 4 января 2026 года в Казахстане вступил в силу расширенный перечень социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ). Список увеличили с 19 до 33 позиций. На эти продукты торговая наценка для конечного потребителя не должна превышать 15%.
Казахстанцы уже давно заметили, что подорожало абсолютно все, не исключение и продукты питания. И решение минторговли о расширении списка СЗПТ продиктовано в первую очередь защитой социально уязвимого населения. Однако малый бизнес в регионах, в частности, в Петропавловске, заявляет, что такие меры ведут к массовому закрытию придомовых магазинов. Поэтому, пока госорганы рапортуют о профилактическом характере проверок и миллионных запасах в закромах, магазины у дома бьют тревогу: работа с наценкой в 15% превращается в благотворительность за счет предпринимателей, передает inbusiness.kz.
Как ищут виноватых в росте цен?
К слову, на второй день после вступления в силу нового перечня СЗПТ аким СКО Гауез Нурмухамбетов лично проинспектировал торговые точки Петропавловска. Информацию о начавшихся проверках активно передавали друг другу и владельцы придомовых магазинов в WhatsApp-чате. Как отметили в департаменте торговли и защиты прав потребителей СКО, в целях недопущения необоснованного роста цен на СЗПТ и исключения непродуктивных посреднических цепочек при областном акимате действует региональная комиссия по расследованию посреднических схем по всей цепочке ценообразования продовольственных товаров. Работа комиссии координируется через местные исполнительные органы, в ее состав входят представители департаментов торговли, госдоходов, экономических расследований, агентства по защите и развитию конкуренции, а также местных исполнительных органов.
При этом контроль ведется высокотехнологично – через анализ электронных счетов-фактур (ЭСФ).
"Для выявления необоснованного роста цен на постоянной основе проводится анализ электронных счетов-фактур ключевых субъектов рынка, а также в рамках совместной работы осуществляется постоянный контроль движения товара от производителя до полки торговых сетей и розничных магазинов. На сегодняшний день уполномоченным органом проводятся регулярный мониторинг цен и активная информационно-разъяснительная работа с субъектами внутренней торговли. Основной акцент сделан на профилактике правонарушений и обеспечении соблюдения норм законодательства, регулирующего предельную торговую надбавку при реализации СЗПТ", – отметил заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей СКО Галымжан Абаев.
Если цена на полке завышена, комиссия по расследованию посреднических схем "разматывает" всю цепочку поставок – от поля до прилавка.
Штрафов пока нет
По словам представителя департамента торговли, обращений по вопросам завышения цен на социально значимые продовольственные товары в госорган с начала 2026 года не поступало. Соответственно, и административные штрафы за превышение торговой надбавки на СЗПТ департаментом не налагались. Весь январь госорганы делают акцент на разъяснительной работе.
"Практика показывает, что нарушения могут выявляться в различных форматах торговли – как в небольших магазинах у дома, так и в отдельных торговых точках розничной сети. При этом нельзя выделить какой-либо один формат торговли как системного нарушителя. В большинстве случаев превышение торговой наценки связано с недостаточным контролем закупочных цен и некорректным ценообразованием на местах", – продолжает Галымжан Абаев.
Стабфонд как подушка безопасности
Во время проведения мониторинга цен аким области подчеркнул, что вопрос продовольственной безопасности находится на особом контроле. Для сдерживания роста цен в регионе действует стабилизационный фонд.
По информации пресс-службы акима области, в прошлом году объем финансирования стабфонда составил 2,9 млрд тенге, в него было закуплено 13 тыс. тонн продукции, что составляет 50% трехмесячной потребности городского населения. На сегодняшний день запасы стабфонда составляют порядка 12 тыс. тонн.
"Торговая надбавка на социально значимые продукты в области не превышает 15%. Перечень СЗПТ расширен, что позволяет обеспечить население разнообразной продукцией по доступным ценам. Вся продукция реализуется через 32 торговые точки, включая крупные торговые сети, а также 8 точек стабфонда в Петропавловске и Бесколе", – отметил во время обхода торговых точек аким СКО Гауез Нурмухамбетов.
Фото: акимат СКО
Крик души малого бизнеса
Между тем, как отмечают представители малого бизнеса, предельная надбавка в 15% для них давно стала убыточной. Предприниматели Петропавловска, объединенные в Союз предпринимателей "РИСК", в конце прошлого года направили обращение в минторговли и в НПП "Атамекен" с расчетами и предложениями. Их расчеты наглядно показывают, что магазины у дома фактически субсидируют социальную стабильность из своего кармана.
При наценке в 15% на бутылку растительного масла по закупочной цене в 800 тенге чистая прибыль магазина составляет всего 30-40 тенге. Этих денег, как утверждают предприниматели, не хватит даже на оплату электроэнергии, которая постоянно дорожает, не говоря уже о налогах и зарплате.
– Закуп: 800 тенге.
– Наценка (15%): + 120 тенге = 920 тенге.
– Расходы:
- налог (3%): 28 тенге;
- зарплата продавца (4%): 37 тенге;
- банковский эквайринг (1,5%): 14 тенге;
- обналичивание счета (1%): 9 тенге.
– Остаток: 32 тенге.
"Отнять отсюда коммуналку, бухгалтера, хозрасходы – и что остается? Работа ради работы?" – возмущаются предприниматели.
Также среди основных претензий бизнеса к новому списку СЗПТ – включение в него овощей, фруктов, мяса и рыбы без учета их специфики. В отличие от муки и соли, помидоры и огурцы – товар капризный.
"Процент при некондиции на овощах такой, что при наценке в 15% мы гарантированно уходим в минус. Овощи и фрукты должны продаваться с наценкой не менее 30-35%, чтобы покрыть естественную порчу и сушку", – уверены в Союзе предпринимателей "РИСК".
Также предприниматели подчеркивают абсурдность размытых формулировок. Под категорию "помидоры" или "сыр" попадает вся группа товаров, хотя социальными должны быть только конкретные позиции. Например, тепличные овощи первого сорта или сырный продукт, а не весь ассортимент с полки.
Неравные условия: супермаркеты против придомовых магазинов
Как уже ранее неоднократно отмечали представители малого бизнеса, ситуация обостряется и тем, что меры господдержки (льготные кредиты, оборотные средства, дешевые товары из стабфонда) получают в основном крупные торговые сети и производители. Магазины у дома остаются один на один с дистрибьюторами, которые уже заложили свою маржу в отпускную цену.
"Торговые представители от заводов к нам не ходят. Мы берем товар у оптовиков или перекупщиков, которые закладывают свою маржу. В итоге цена на полках уже высокая. На чем зарабатывать? Список СЗПТ – это 50-60% нашего оборота теперь под 15-процентным замком. Многие коллеги планируют закрываться – смысла работать нет", – говорит индивидуальный предприниматель Жаслан Давлетов.
Фото: акимат СКО
"В декабре были предупреждения, а с 2026 года их отменили – сразу штрафы. Мы не можем отказаться от продажи мяса или овощей, потому что наши покупатели – это в основном пенсионеры. Мы превращаемся в социальные объекты, но льгот по коммуналке у нас нет, в отличие от производителей. В нынешних условиях получается, что мы работаем ради работы, предприниматели уже вынуждены сами стоять за прилавками, чтобы хоть как-то выжить", – продолжает индивидуальный предприниматель, член совета торговли при Палате предпринимателей СКО Татьяна Данильченко.
Цена ошибки: штрафы 2026 года
Несмотря на текущее затишье, санкции по статье 204-4 КоАП РК остаются жесткими:
- Штраф при первом нарушении: для малого бизнеса – 5 МРП (21 195 тенге), среднего – 35 МРП (148 365 тенге), крупного – 150 МРП (635 850 тенге).
- Штраф при повторном нарушении в течение года: для малого бизнеса – 10 МРП (42 390 тенге), среднего – 70 МРП (296 730 тенге), крупного – 300 МРП (1 271 700 тенге).
Не сдерживать цены, а помогать нуждающимся
В своем обращении представители Союза предпринимателей "РИСК" даже предлагают в качестве альтернативы перестать регулировать цены для всех и перейти к "социальному кошельку".
"Нельзя весь бизнес заставлять работать себе в убыток или отказываться от реализации СЗПТ, так как этот товар невыгоден для реализации. В Казахстане около 1,5 млн нуждающихся, следовательно, нужно открыть для них электронный кошелек и отправлять необходимую сумму, которая покрывает разницу в высокой цене на хлеб, картофель и другие социально значимые продукты. Это гораздо проще, чем регулировать весь рынок. И нуждающийся в помощи человек будет знать, что ему государство помогает. К примеру, в США есть госбюджет на поддержку сельского хозяйства, и адресная соцпомощь выплачивается именно из него. В Казахстане тоже так можно было бы сделать. Это очень хороший механизм, отработанный в развитой аграрной стране, который можно применить и у нас", – резюмирует председатель союза предпринимателей "РИСК" Игорь Бухонин.
Удастся ли властям и предпринимателям найти компромисс или магазины у дома начнут исчезать с карт городов, уступая место крупным сетям, покажет время.
Читайте по теме:
Как в 90-е: пустые прилавки грозят казахстанцам из-за новой меры