Власти Казахстана "заморозят" цены на 33 вида продуктов: проект приказа

2219

"Магазины у дома" против, считая, что новые правила ударят по малой рознице и вынудят повышать цены на другие товары.

Власти Казахстана "заморозят" цены на 33 вида продуктов: проект приказа Фото: pixabay.com

Против расширения перечня социально значимых продовольственных товаров (СЗПТ) до 33 наименований выступили предприниматели мелкой розничной торговли – владельцы магазинов у дома в Восточно-Казахстанской области. Они заявили, что это приведет к убыточности, как следствие, к закрытию магазинов, передает inbusiness.kz. Расширение перечня усилит госконтроль за ценами и заставит розницу ограничить торговую наценку в преддверии налоговой реформы.

На встрече с представителями госорганов, которая прошла на площадке областного филиала партии "Республика", состоялось бурное обсуждение проекта приказа по расширению перечня СЗПТ, опубликованного на сайте "Открытые НПА". Предприниматели заявили, что их поддерживают представители магазинов у дома по всей стране. По их мнению, в министерстве торговли и интеграции, которое выступило разработчиком проекта, не справляются со своими обязанностями по удержанию цен, снижению инфляции в стране.

"Цену на бензин государство не может контролировать, и цены пошли вверх. Производители продукции получают дотации из госбюджета. Оптовиков никто не может контролировать. С инфляцией в 12% годовых правительство не знает, что делать. Теперь решили расширить список СЗПТ до 33 наименований. И опять это бремя хотят положить на малый и микробизнес, то есть розничную торговлю. Супермаркетов расширение списка тоже коснется. Но они имеют больше возможностей получать скидки от поставщиков, субсидии, льготное и товарное кредитование и могут легче выдерживать низкие надбавки за счет больших объемов продаж и ассортимента. Они могут в начале года брать беспроцентные кредиты на закуп СЗПТ и в конце года ту же сумму отдавать без процентов. Мы, розничная торговля, магазины у дома, этих возможностей не имеем, поэтому мы категорически против расширения этого перечня", – заявил председатель Ассоциации предпринимателей торговли ВКО Владимир Бердник.

"Куры – это то, что бегает"

В обновленном перечне СЗПТ вместо существующих 19 наименований указаны 33. Например, в него вошли скумбрия, твердые сыры, мякоть говядины, мясной фарш, куры, черный чай. Это означает, что на все СЗПТ можно устанавливать торговую розничную надбавку не больше 15%.

"С таким списком предпринимателям просто не выжить. Помимо этого, он не корректен. В пункте 22 указано "мясо кур" – бедро, голень, окорочка куриные, а в пункте 23 написано "куры". Кто мне может объяснить – что такое "куры"? Я вам скажу: это то, что бегает на своих ногах в палисаднике или на птицефабрике. А у нас в магазинах нет такой продукции. Мы торгуем тушками куриными, цыплятами бройлера, также есть куриная продукция. Что за уровень у специалистов, которые писали проект приказа?" – возмущен Владимир Бердник.

Предпринимательница Светлана Щукина тоже высказала уверенность, что после расширения списка СЗПТ магазинам у дома, торговым павильонам просто не выжить, и разложила калькуляцию.

"У нас есть такие затраты: 2-3% от дохода в зависимости от региона – это СНР. 5% – это зарплата продавцам. В магазинах у дома очень тяжелый график, поэтому мы и так ощущаем кадровый голод. Меньше продавцам платить не получится. На коммунальные услуги уходит 2-3%. Так как у нас есть скоропортящаяся продукция, мы никогда не отключаем холодильники. А это дополнительные затраты на электроэнергию. Помимо этого, многие сейчас покупают продукты в рассрочку по Kaspi Red, и процентные ставки тоже взимают с предпринимателей. Как бизнесу выкручиваться и работать дальше, если не с чего будет платить налоги?" – возмущается Светлана Щукина.

Предприниматели также отмечают, что плата за коммунальные услуги увеличилась за год примерно в два раза и сейчас у многих составляет самую большую статью расходов. А если в начале 2024 года небольшой магазин у дома в 50-70 квадратных метров, по их данным, платил за электроэнергию 50-70 тыс. тенге в месяц, то сейчас 200 тыс. тенге и выше.

При расширении списка СЗПТ, по их словам, увеличится административная и бюрократическая нагрузка в виде штрафов, дополнительной отчетности, которая будет отнимать время и ресурсы у малого и микробизнеса. Магазинам у дома придется тщательно отслеживать закупочные и отпускные цены по 33 позициям, подтверждать наценку не более 15%, регулярно предоставлять данные в государственные органы. Хотя выбор поставщиков продуктов не зависит от желания магазинов.

"Цены на продукты исходят от цены производителя (импортера). Поставщики товаров в магазины у дома (оптовики, производители, дистрибьюторы, дилеры) могут отказаться поставлять товары в розничную сеть или сократить объемы поставок, предпочитая другие каналы продаж или другие регионы. Это создаст риск возникновения дефицита СЗПТ на полках магазинов. Также магазины могут начать предлагать более дорогие, но менее качественные аналоги, просто сократить ассортимент или вообще отказаться от СЗПТ", – утверждают представители магазинов у дома.

Руководитель департамента торговли и защиты прав потребителей по ВКО Асхат Сагидолдин разъяснил, что цену на свои товары, кроме СЗПТ, предприниматели могут устанавливать сами.

"В Законе "О регулировании торговой деятельности" регламентировано, что субъект внутренней торговли на СЗПТ устанавливает предельный размер торговой надбавки до 15% от отпускной цены производителя, закупочной цены оптового поставщика, указанной в договоре поставки. Субъект внутренней торговли в случае наличия социально значимого товара от нескольких производителей или оптовых поставщиков устанавливает размер торговой надбавки не более 15% от отпускной цены производителя, закупочной цены оптовых поставщиков на СЗПТ с наиболее низкой стоимостью", – добавил он.

Оставить все как есть

Но предприниматели заверили, что для компенсации убытков или недополученной прибыли по социально значимым продовольственным товарам в размере 5-10% магазины будут вынуждены повышать цены на другие товары, не входящие в перечень. А это может привести к общему росту инфляции в других сегментах.

По словам Владимира Бердника, их предложение однозначно: оставить перечень 19 наименований СЗПТ без изменений, так как он на сегодняшний момент оптимален и соответствует требованиям для поддержания продуктовой корзины для социально уязвимых слоев населения. Как один из вариантов при расширении списка СЗПТ он предлагает обеспечить дотации для магазинов у дома – такие же, как для производителей и крупных, средних торговых сетей. Как отметил Владимир Бердник, вслед за ВКО такие же встречи будут проводить представители магазинов у дома в других регионах страны.

На сайте "Открытые НПА" обсуждение проекта приказа о расширении перечня социально значимых продовольственных товаров продлится до 19 декабря 2025 года. Там он набрал больше 50 комментариев, в основном, негативных. По словам их авторов, расширение перечня социально значимых товаров при фиксированной наценке 15% экономически необоснованно, "так как закупочные цены и операционные расходы растут быстрее установленного лимита". Введение такого количества СЗПТ, пишут они, однозначно приведет к банкротству магазинов у дома.

Читайте по теме:

Тарифы загнали бизнес в угол и грозят остановкой производств

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться