Вовлечь как можно больше граждан в IPO компаний фонда, создать прецеденты наказания за неисполнение плана приватизации, избавиться от "порочной практики", когда одни компании группы размещают свободные средства на депозитах, а другие заимствуют их под значительно больший процент. Казахстанская ассоциация миноритарных акционеров (QAMS) разработала пакет инициатив по выводу компаний ФНБ на фондовый рынок и повышению рыночной эффективности самого фонда. Предложения подготовлены по запросу агентства РК по стратегическому планированию и реформам и ФНБ "Самрук-Казына". Пакет инициатив уже направлен адресатам. Подробнее о том, что в нем, рассказали представители ассоциации, сообщает inbusiness.kz.
"Новая экономика" встала на старые рельсы
"Почему мы инициировали пакет мер по приватизации? Потому что видим, что "новая экономика" пока идет по старым рельсам, – говорит председатель управляющего совета ассоциации Ерканат Абени. – Принимаются полумеры в виде сокращения штата "Самрук-Казына" на 50% (из 248 человек сократили 124 – 53 штатных сотрудника и 71 специалиста на аутстаффинге, также наполовину – с 10 до 5 – уменьшили количество руководящих позиций. – Ред.). Это мы уже проходили. В 2014 году штат сокращался до 150 человек, а потом каким-то чудом снова разросся до 248. Такие меры не решают ключевых проблем и не устраняют их первопричины".
Мерой, которая может изменить ситуацию, должна стать приватизация – вывод акций компаний группы на фондовый рынок и повышение рыночной эффективности холдинга ("поскольку "Самрук-Казына" декларирует преобразование в инвестиционный холдинг").
"Звучат призывы так называемых народных экономистов приватизировать, сделать из национальных компаний департаменты при министерствах. Мы против этого, потому что это откат назад, в Советский Союз, в нерыночную экономику, – продолжает Ерканат Абени. – Мы не хотим консолидации активов в руках финансово-олигархических групп. Конечно, все может измениться, но при нынешнем раскладе есть большой риск, что эти активы при приватизации могут консолидироваться через западные фонды и безымянные трасты, которые не раскрывают конечных бенефициаров и снова окажутся в руках финансово-олигархических групп. И ничего не изменится".
Поэтому авторы инициатив считают правильным пойти путем, которым пошел весь мир, – сделать прозрачные инструменты фондового рынка, которые обеспечивают справедливый доступ к капиталу и справедливую оценку компаний. При этом предлагается сделать упор на казахстанский рынок, на казахстанский средний класс.
"Потому что без среднего класса экономика развиваться не будет", – поясняет эксперт.
Будут ли активы интересны через 5-10 лет?
Инициативы, которые разработали в ассоциации миноритарных акционеров, можно изложить в нескольких основных пунктах. Часть их касается того, какие компании и на каких принципах необходимо размещать на фондовом рынке.
Вот они:
- Размещение акций наиболее подготовленных к IPO обществ как на зарубежных, так и на местных фондовых площадках.
- Акции наименее подготовленных к IPO обществ должны предлагаться на внутреннем фондовом рынке в размере не более 10% от размещаемого объема с существенным дисконтом (не менее 20%) к оценочной стоимости для граждан РК.
- Необходимо рассматривать приватизацию путем IPO компаний второго, третьего и ниже уровней, а не только холдингов.
"Необходимо рассматривать для IPO не только компании вроде "КазМунайГаза", Air Astana и КТЖ, но и компании второго и третьего уровней, – комментирует член управляющего совета ассоциации Арман Батаев. – Предлагаем, чтобы "Самрук-Казына" и другие нацкомпании не ждали удобного окна и выгодной цены, а использовали время. Так как время – самый главный ресурс для нас на данный момент. Тем более сырьевые цены на очень высоком уровне, и не исключено, что это последняя возможность выгодно продать (акции компаний фонда. – Ред.). Но на первое место нужно ставить не выгоду, а формирование среднего класса и развитие локального фондового рынка".
Еще один аргумент, почему не стоит медлить, привел член управляющего совета ассоциации Данияр Темирбаев:
"Фонд "Самрук-Казына" – это активы "старой" экономики. Мы видим, что интерес [нынешних] инвесторов к цифровым платформам и экосистемам совсем другой, чем, например, к нефтяным компаниям. Когда-то ExxonMobil и Chevron были крупнейшими по капитализации индексными бумагами, сейчас в десятку входят Apple, Facebook и пр. Вопрос к "Самрук-Казына": будут ли инвесторам интересны его активы через 5-10 лет с учетом трендов мировой экономики на сокращение углеродной составляющей?".
В ответ на утверждение, что сейчас не время проводить IPO в Казахстане, Данияр Темирбаев приводит такой пример: в России, которая "под санкциями, и там сильны геополитические риски", в прошлом году семь компаний совершили первичное размещение, в этом году на Московской бирже планируется 40 IPO.
"Почему-то на зарубежных рынках проводят IPO, компании успешно размещаются, а у нас говорят – не время, – удивляется спикер. – С "мантрой" по поводу неготовности компаний "Самрук-Казына" к выходу на IPO надо заканчивать".
Советы директоров стали формальными
"Первопричина, почему компании [фонда] не торопятся [проводить IPO], – они не хотят быть прозрачными. В мутной воде легче ловить рыбу. Топ-менеджеры больше заинтересованы в увеличении расходной части, а не в росте капитализации, потому что там тендера, там основной заработок многих нечистоплотных топ-менеджеров", – продолжает Ерканат Абени.
Ассоциация подготовила ряд предложений, как исправить ситуацию.
Перечисляем основные поинты:
- Критерием эффективности менеджмента квазигосударственных компаний должно стать создание дополнительной акционерной стоимости, повышение рыночной капитализации.
- Запретить государственным служащим входить в составы советов директоров.
- Для предотвращения саботажа необходимы внедрение долгосрочной мотивации менеджмента квазигосударственных компаний в виде опционов на акции, а также разная система оплаты труда в публичных и непубличных компаниях с госучастием.
"С точки зрения обеспечения прозрачности ничего лучше в мире не придумали, чем IPO и публичные компании. Это общественный контроль через акционерную форму собственности, и он позволяет максимально эффективно контролировать бизнес. Для того чтобы этот процесс был максимально эффективным, нужно совершенствовать институт независимых директоров. В пакете инициатив мы предложили несколько дополнительных мер и механизмов, которые должны улучшить корпоративное управление и прозрачность самих публичных компаний", – говорит член управляющего совета ассоциации Дмитрий Сочин.
Разработчики предлагают, в частности, обеспечить в составе совета директоров не менее половины независимых директоров. Кроме того, от миноритарных розничных и миноритарных институциональных инвесторов должны участвовать как минимум по одному представителю.
"Сейчас мы видим формальные советы директоров, формальное исполнение – комментирует Ерканат Абени. – Фонд "Самрук-Казына" – это, по сути, запасной бюджет правительства, который используют на разные нужды. Поэтому трудно говорить об эффективности и улучшении общественного контроля посредством миноритариев: пока у людей не будет прямого денежного интереса, не будет и надлежащего контроля над исполнением".
Именно поэтому эксперты ассоциации предлагают мотивировать руководство компаний бонусами в виде акций, которые будут "напрямую привязаны к капитализации": если топ-менеджеры будут заинтересованы в росте капитализации, то произойдет снижение расходной части.
Избавиться от "порочной практики"
Разработчики пакета инициатив предлагают несколько реформ, которые, на их взгляд, способствуют успешному размещению национальных компаний.
Например, предлагается:
- Объявить мораторий на новые инвестиционные проекты, за исключением инфраструктурных, модернизации существующих проектов и проектов, направленных на развитие и диверсификацию экономики Казахстана, пока не будет проведена приватизация и пока не утверждены четкие и прозрачные принципы инвестирования.
- Утверждение крупных проектов выносить на общие собрания акционеров.
- Ограничить расходы квазигосударственных компаний на социальные проекты, поскольку они несвойственны корпоративным структурам и сокращают рыночную эффективность. Социальными расходами должны заниматься госбюджет и специализированные фонды.
- Предусмотреть условия для эффективной инвестиционной политики в части размещения свободных денежных средств. Необходимо оптимизировать управление активами и пассивами внутри группы, осуществлять кросс-финансирование через инструменты фондового и денежного рынков. Цель – избавиться от существующей на сегодняшний день порочной практики, когда компании размещают избыточную ликвидность на депозитах, а другие компании холдинга заимствуют эти же средства под значительно больший процент.
Для самого АО "Самрук-Казына" предлагается сохранить только функции инвестиционного фонда, отношений с инвесторами и кредиторами (как внутренними, так и зарубежными). Холдинг не должен вмешиваться в операционную деятельность "дочек", управление должно происходить исключительно через советы директоров.
В качестве критериев эффективности АО предлагается учитывать увеличение прибыли на акцию и коэффициента дивидендных выплат дочерних и зависимых компаний.
Как заинтересовать граждан
Что касается участия граждан в первичных размещениях компаний фонда, то главный принцип, которого здесь необходимо придерживаться, как считают разработчики пакета инициатив, – это инклюзивность. То есть максимальное вовлечение физических лиц.
Тезисы на этот счет таковы:
- Приоритетность небольших по объему заявок для расширения базы розничных инвесторов (принцип инклюзивности). Спрос на ценные бумаги со стороны институциональных инвесторов необходимо удовлетворять после полного покрытия интереса розничных инвесторов.
- Предусмотреть механизм ограничения консолидации крупных пакетов на первичном и вторичном рынках в целях предотвращения агрессивного поглощения доли миноритарных акционеров и сохранения free-float (количество акций в свободном обращении).
- Гражданам, чьи доходы составляют меньше определенного уровня, необходимо предоставить опционы на покупку акций в течение определенного периода после IPO/SPO – по цене размещения.
"Мы предлагаем право "первой ночи" для граждан Казахстана на активы, которые будут выставлены на IPO. Это значит, что сначала полностью удовлетворяются заявки, поданные в торговых системах бирж физлицами, затем – заявки казахстанских институциональных инвесторов (ЕНПФ, страховых компаний и пр.) и в третью очередь – заявки иностранных инвесторов, – говорит Данияр Темирбаев. – Это важно не только с точки зрения вовлечения в экономический оборот многих наших граждан, но и с точки зрения развития рынка внутреннего капитала. Нужно решить, мы развиваем рынок внутреннего капитала или, как всегда, идем на Запад".
Кроме того, продолжает Дмитрий Сочин, предлагается, чтобы номинальные держатели, например Bank of America, Bank of New York раскрывали конечных собственников.
Инструментом обеспечения широкого участия казахстанцев в IPO представители ассоциации называют опцион для физлиц. Он может стать компромиссом между рыночной и социальной составляющей размещений. Этот инструмент предлагается использовать гражданам, которые в момент выхода той или иной компании на биржу не имеют финансовой возможности приобрести акции: с помощью опциона они смогут сделать это позже.
"Это право купить, но не обязательство. Если акция вырастет [в цене], то они могут воспользоваться правом [покупки по цене размещения]. Таким образом, будут обеспечены инклюзивность и справедливое распределение народных активов среди казахстанцев", – поясняет Ерканат Абени.
Пакет предложений включает некоторые изменения в законодательство.
"Механизм обращения опционов у нас пока хромает, не умеем мы с ними работать, – отмечает Дмитрий Сочин. – Сейчас очень хороший момент эти вещи предусмотреть – опционы для покупки и опционы менеджменту в случае его успешной деятельности (выполнения планов по росту прибыли и капитализации)".
Ускорение и наказание
Еще один момент, который в ассоциации миноритариев считают важным, – это соблюдение сроков приватизации.
"Продажа госпакетов в компаниях должна осуществляться в сжатые и четко обозначенные сроки, а не так, как в прошлые разы. Например, план приватизации 2016-2020 годов почти полностью провален, из девяти компаний только одна вышла на IPO", – говорит Арман Батаев.
Авторы инициатив уверены:
- Ускоренная приватизация через IPO "дочек" и "внучек" госхолдингов позволит привлечь интерес иностранных институциональных инвесторов к Казахстану и приблизить страну к вхождению в биржевой индекс MSCI, что, в свою очередь, станет прямой дорогой для ценных бумаг казахстанских эмитентов в портфели западных фондов.
Необходимо ввести ответственность за приватизацию.
"Должны быть созданы прецеденты наказания за неисполнение плана приватизации. Если планы приватизации принимаются, то правительство должно относиться к ним с высокой степенью ответственности", – заключает Данияр Темирбаев.
Добавим, что в понедельник, 7 февраля, было опубликовано открытое обращение по поводу закупок фонда "Самрук-Казына", авторы изложили свои предложения – сделать данные закупок фонда публичными и доступными для скачивания и анализа в машиночитаемом формате. Документ обращен к министру финансов Ерулану Жамаубаеву и председателю правления ФНБ "Самрук-Казына" Алмасадаму Саткалиеву. К 20:00 четверга, 10 февраля, обращение подписали почти 5 тыс. человек.
Елена Тумашова