Опубликовано "Открытое обращение о необходимости обеспечения публичности данных закупок "Самрук-Казына". Его текст опубликован на сайте avaaz.org в понедельник, 7 февраля. К 15:15 по времени Алматы петицию подписали 1329 человек, сообщает inbusiness.kz.
Открытое обращение адресовано министру финансов Ерулану Жамаубаеву и председателю правления ФНБ "Самрук-Казына" Алмасадаму Саткалиеву. Петиция создана пользователем, подписавшимся Nastya Y.
Автор указывает на то, что, несмотря на "высокий уровень прозрачности сферы госзакупок в стране", некоторые направления остаются "достаточно закрытыми и неподотчетными гражданам". Одно из них – закупки квазигоссектора.
Автор ссылается на президента Касым-Жомарта Токаева, который на заседании мажилиса 11 января говорил о непрозрачности закупок.
Напомним читателям слова главы государства:
"Сохраняются вопросы по прозрачности закупок фонда. Жалобы приходят регулярно. Следует обязательно найти ответы на данные вопросы. В частности, важно сократить основания, позволяющие заключать договоры по государственным закупкам способом из одного источника. Предстоит в целом пересмотреть порядок закупок "Самрук-Казына" и иных национальных компаний. В прошлом году вышел новый закон о регулируемых закупках, но большое количество вопросов по-прежнему решается на уровне подзаконных актов и решений самого фонда. Нужно обеспечить согласование правил и процедур "Самрук-Казына" с министерством финансов и агентством по защите и развитию конкуренции".
Доверие отсутствует, участвовать невозможно
Одной из основных проблем закупок "Самрук-Казына" автор петиции называет "отсутствие доверия бизнеса и возможности участвовать на конкурентных условиях", что, по ее словам, подтверждается "большим процентом закупок, осуществленных неконкурентным способом".
Проблема заключается в том, что для общественности и бизнеса открыта информация только по отдельным закупкам ФНБ, но "нет возможности скачать данные целиком по конкретному заказчику, провести анализ и понять статистику".
"Без этого нельзя понять проблемы закупочной системы "Самрук-Казына". Что покупают? У кого? Каким способом? По какой цене? Справедливая ли это цена? Какова доля конкурентных закупок в отраслях и регионах? Кто основные поставщики? Завышаются ли цены? Лоббируются ли интересы определенных поставщиков? И есть ли необоснованное ограничение конкуренции? Вовремя ли реализуются контракты? Не теряются ли предоплаты? И еще много других вопросов без ответа", – пишет автор открытого обращения.
Что предлагается сделать
В опубликованном документе обозначено предложение – сделать данные закупок фонда публичными и доступными для скачивания и анализа в машиночитаемом формате. Для этого необходимо "реализовать публичный API для доступа к данным закупок на основе международного стандарта открытых данных в госзакупках Open Contracting Data Standard".
Автор отмечает, что согласно Закону РК "О доступе к информации" вся информация о закупках государства должна быть открыта.
"Мы считаем, что данные закупок квазигосударственных компаний должны быть открытыми, как и данные госзакупок. Причем все данные – от планирования до исполнения договора: планы, закупки, протоколы допуска и итогов, контракты, акты и платежи, а также жалобы и результаты их рассмотрения. И не просто открытыми, а доступными в машиночитаемом виде", – говорится в обращении.
Гражданское общество "выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что в рамках плана действий по реформированию закупок "Самрук-Казына" отсутствуют пункты, нацеленные на повышение прозрачности".
Разработчики обращения предлагают включить в план действий по реформированию "Самрук-Казына" несколько пунктов:
- Обеспечить прозрачность закупочного цикла от планирования до выполнения контрактов с публикацией не только информации и документов, но также и структурированных открытых данных в соответствии со всемирно признанным стандартом OCDS.
- Обеспечить контроль соблюдения требований к прозрачности и установить реальную ответственность закупающих органов за непубликацию или частичную публикацию информации и данных на каждом этапе государственных закупок.
- Важно содействовать более широкому общественному контролю над госзакупками со стороны СМИ, НПО и самих активных жителей (в том числе на сельском уровне) для обеспечения эффективных расходов. Взаимодействие закупающих и контролирующих органов с представителями общественности позволит повысить подотчетность, добросовестность и, главное, эффективность государственных закупок.
- Усилить контроль над искусственным уклонением от проведения конкурентных процедур (например, путем дробления предмета закупок или надуманным обоснованием отсутствия конкуренции). Обеспечить реальную ответственность за подобные нарушения.
Пока только структура и кадровые вопросы
Напомним, через две недели после выступления президента, 24 января, ФНБ "Самрук-Казына" сообщил об утверждении новой организационной структуры.
"Численность сотрудников сокращается в два раза – с 248 до 124 (штатные единицы были сокращены со 177 до 124, специалисты на аутстаффинге – 71 человек – исключены полностью, уточнит на следующий день фонд. – Ред.), количество руководящих позиций – с 10 до 5. Оптимизировано количество структурных подразделений – с 27 до 18 (на 33%), исключены должностные позиции "советников" как штатных единиц. Принято решение о закрытии зарубежных представительств фонда", – отмечается в сообщении на сайте ФНБ.
В том же сообщении было сказано о досрочном прекращении (с 24 января) полномочий руководителей четырех компаний, принадлежащих фонду: ТОО "Самрук-Қазына Инвест", АО Samruk-Kazyna Construction, ТОО "Самрук-Казына Контракт", ТОО "Самрук-Казына Бизнес Сервис".
25 января фонд опубликовал план мероприятий по осуществлению реформ, содержащий "конкретные меры по реформе бизнес-процессов и практики корпоративного управления в портфельных компаниях".
"В плане отражены системные меры по изменениям в кадровой политике, системе закупок, инициативы по повышению корпоративной социальной ответственности фонда и портфельных компаний, поддержке бизнеса, совершенствованию процессов работы службы комплаенс, новые подходы в дивидендной и инвестиционной политике, приватизации активов и развитии человеческого капитала", – перечисляется в опубликованном пресс-релизе.
Примечательно, что в числе ожидаемых эффектов от реализации мер называются "увеличение зарплаты производственного персонала на первом этапе до среднеотраслевого показателя" и "увеличение доли отечественных товаропроизводителей с 78% до более 85%".
В тот же день, 25 января, фонд сообщил об освобождении с занимаемых должностей семерых менеджеров, они подали заявления:
- Андрея Кравченко, управляющего директора по правовому сопровождению и рискам – члена правления АО "Самрук-Қазына";
- Мухтара Манкеева, управляющего директора по корпоративному управлению и социально-трудовым отношениям АО "Самрук-Қазына";
- Ерлана Дурмагамбетова, управляющего директора по стратегии, устойчивому развитию и цифровой трансформации АО "Самрук-Казына";
- Мухтара Тажигалиева, соуправляющего директора по управлению активами АО "Самрук-Казына";
- Бектенбая Есполова, соуправляющего директора по связям с общественностью и правительством АО "Самрук-Казына";
- Жаната Тусупбекова, председателя правления ТОО "Объединенная химическая компания";
- Куата Кожакова, генерального директора КФ Samruk-Kazyna Trust.
Елена Тумашова