Приоритеты Кодекса о недрах не заденут уран

12104

Новое регулирование недропользования не приведет к перераспределению долей в урановых СП.

Приоритеты Кодекса о недрах не заденут уран

Доли в урановых СП, где АО "НАК "Казатомпром" владеет менее 50% акций, не будут перераспределяться после вступления в силу нового Кодекса о недрах. Об этом abctv.kz в комментарии сообщил один из участников круглого стола по новому законодательному регулированию недропользования в рамках IX горнопромышленного форума "МАЙНЕКС Центральная Азия – 2018".

"Нет, не перераспределяются", – сказал источник, комментируя вопрос abctv.kz о том, будет ли приоритетное право "Казатомпрома" на владение долями в более 50% в совместных урановых предприятиях, закрепленное в Кодексе о недрах за нацкомпанией, распространяться на уже функционирующие СП. При этом участник рабочей группы, разработавшей кодекс, разъяснил, что преобладание доли "Казатомпрома" будет обязательным для будущих компаний, добывающих уран в Казахстане.

Напомним, российская Uranium One контролирует долю в 70% в СП "Южная горно-химическая компания" (ЮГХК), владеющем урановыми рудниками "Акдала" и "Южный Инкай". В совместных предприятиях "Каратау" и "Акбастау", разрабатывающих одноименные рудники, российской урановой компании принадлежит по 50%. Кроме того, Uranium One владеет 30% долей в СП "Хорасан-У", занимающемся добычей уранового сырья на руднике "Хорасан", наряду с японскими партнерами, чье участие доходит до 40%.

Приоритеты впереди

Между тем в Кодексе о недрах, который вступит в силу в конце июня, не будет устанавливаться приоритетное право государства при передаче права недропользования в сфере твердых полезных ископаемых, сообщил на форуме директор Департамента недропользования Министерства по инвестициям и развитию (МИР) Руслан Баймишев.

"Те основные боли, которые пугали инвесторов, мы убрали. Это касалось приоритетного права государства при передаче права недропользования. Отныне нет такого в твердых полезных ископаемых. Мы ввели ту же самую мировую практику, которая везде используется, – это внедрение возможности ограничения, блокирования сделки. Это практика, которая есть во всем мире", – сказал он в своем докладе на "МАЙНЕКСе".

Вместе с тем в выступлении на форуме Баймишев уточнил, что субъекты индустриально-инновационной деятельности будут иметь возможность получать права недропользования на основе прямых переговоров в течение пяти лет после вступления кодекса в силу. Такой же привилегией будут пользоваться и нацкомпании в сфере горнорудной промышленности, но в течение следующих двух лет. Таким образом, принцип "первый пришел – первый получил" будет применяться не полностью, особенно учитывая, что открытие территорий для разведки будет происходить постепенно в течение переходного периода в пять лет. Их выставление на рассмотрение инвесторов будет происходить согласно государственной программе управления недрами, которая сейчас разрабатывается в МИР. Притом что в ведомстве пока планируют оставить систему аукционов на время транзита.

"Этот документ (программа управления недрами. – Ред.), который действительно показывает инвестору, в каком направлении движется государство, какие территории будут открыты в ближайшее время для предоставления права по принципу "первый пришел - первый получил", какие территории будут выставляться для проведения аукциона, где будет разведка осуществляться по углеводородам, урану. Также будут предусмотрены показы информации, куда будут направляться бюджетные средства на проведение геологических изысканий. По сути, те территории, право недропользования которых будет предоставляться первоначально, будут отражены в этой программе", – пояснил директор Департамента недропользования в своей презентации на "МАЙНЕКСе".

Среди других преференций кодексом также предусмотрена возможность льготного соглашения о переработке твердых полезных ископаемых (ТПИ). Льготы будут предоставлены в случае вложений на сумму более 50 млн долларов. Обязательным условием в переговорах с уполномоченным органом должно быть обладание правом недропользования на добычу. Преференции инвесторам могут быть предоставлены по корпоративному налогу до 10 лет, земельному налогу до 10 лет, налогу на имущество до восьми лет, уплате таможенных пошлин и привлечению иностранных работников.

Танго вдвоем

Лицензия на разведку участков будет выдаваться после вступления кодекса в силу только в том случае, если площадь включена в программу управления государственным фондом недр. Вся информация по собственникам лицензий будет доступна в публичном пространстве. При этом лицензии будут предоставляться только для разведки и добычи ТПИ, для урана и углеводов останется контрактный режим регулирования взаимоотношений государства и инвесторов.

"Лицо подает заявление на интересующие его смежные блоки, должна быть общая граница. Планировалось, что эта система в итоге заработает и в бумажном формате, и будет действовать в режиме онлайн. На сегодня эта работа проводится, но, может быть, расстрою, но скажу правду: с 29 июня система онлайн еще работать не будет. Это будет проходить лишь тестовый вариант. Пока будет работать система, когда эти заявки будут приниматься в бумажном виде. В последующем, когда эта система пройдет аттестацию в установленном законодательством порядке, она будет уже запущена в действие", – сказал Баймишев.

При этом он сослался на австралийский опыт, где заявки подаются в равных пропорциях в бумажном и электронном виде. По его словам, в случае необходимости корректировки заявленной территории уполномоченный орган будет уведомлять об этом инвестора. Стоит отметить, что в выдаче лицензии может быть отказано, и такое действие компетентного госоргана можно будет обжаловать в суде. Ожидается, что процедура предоставления будет занимать примерно 10-15 дней.

"Основные условия лицензий – это подписной бонус, который должен оплатить инвестор, указано 100 МРП, минимальный расчетный показатель в этом году составляет 2405 тенге. Плата за пользование земельными участками на один блок – это и есть те самые социальные платежи, которые ранее согласовывались с акиматом. Теперь они определены в Налоговом кодексе, и эти платы идут в местный бюджет. Понятно, чем больше территория, соответственно, больше плата за пользование земельными участками, но мы понимаем, что это арендный платеж. И минимальные расходы на операции по разведке. Если вы берете только один блок, к примеру, и планируете проводить на нем разведку, расходы в первые три года не должны быть ниже 1200 МРП, порядка 8,5 тысячи долларов", – рассказал Баймишев.

Для стимулирования активности инвесторов требования по минимальным расходам при геологоразведке будут возрастать каждые три года. В целом срок лицензии на разведку будет действовать шесть лет. Он может быть продлен еще на пять лет при условии 40% возврата территории. Для продления лицензии недропользователю будет необходимо предоставить дополнительную заявку на шестой год ее действия. Она будет рассмотрена компетентным госорганом в течение 15 дней с вытекающим решением о продлении или отказе.

"Важно знать, что обладатель лицензии на разведку имеет исключительное право пользоваться участком недр в целях проведения операций по разведке ТПИ, включая поиск месторождения, оценку их ресурсов для последующей добычи. Нюанс, конечно, который мы все понимаем, но если по закону (ранее действующему закону о недропользовании. – Ред.) у нас было право на разведку только одного или нескольких компонентов определенным геологическим отводом, то теперь тот блок, который выдается, он выдается на все виды ТПИ. Лицензия два квадратных километра – это ориентировочно. Эта цифра может меняться – максимум 200 блоков. Проектный документ – это план разведки, разрабатываться будет и утверждаться самим недропользователем. Количество лицензий не ограничено. По проектному документу скажу, что, конечно же, согласование с экологами будет обязательным требованием", – разъяснил тонкости обладания лицензией директор Департамента недропользования МИР.

Кроме того, проектные документы будут проходить экспертизу согласно требованиям промышленной безопасности, уточнил Баймишев в своем докладе.

Лицензия может быть отозвана при переходе права недропользования без одобрения уполномоченного органа в случае возникновения угрозы национальной безопасности. Впрочем, проблему можно будет устранить в течение года. Также риск отзыва лицензии может возникнуть в случае неуплаты обязательных платежей – подписного бонуса, платы за пользование участками или неисполнения обязательств по минимальным ежегодным затратам на разведку. Если недропользователь их все-таки не выплачивает в течение трех месяцев, то лицензия отзывается.

Старые занозы

Действующие недропользователи, владеющие контрактами, смогут переходить на лицензии. Однако такой транзит должен быть утвержден специальной комиссией из заинтересованных госорганов, которая и определит условия перехода.

Между тем отдельные нормы закона о недрах 2010 года сохранят свое действие для контрактов, поскольку без них работа действующих недропользователей затруднится. При этом по старым контрактам останутся требования по ликвидационному фонду, добыче попутных ископаемых, возмещению исторических затрат и оплате геологической информации. Хотя по новым лицензиям компенсировать расходы Советского Союза и Казахстана по разработке месторождений у инвесторов надобности не будет, согласно Кодексу о недрах.

Кроме того, с вступлением в силу кодекса у недропользователей будет возможность получить техногенно-минеральные образования (ТМО) из государственной собственности в свое расположение в течение двух лет через подачу заявки. Отдельные контракты на подземные воды, которые теперь будет регулировать Комитет водных ресурсов МСХ, должны будут перейти в течение трех лет на спецводопользование, пояснил Баймишев.

Обязательства разведчиков

Значимым нововведением Кодекса о недрах является освобождение разведки в рамках новых лицензий от требования местного содержания и регулирования закупа товаров, работ и услуг (ТРУ). В то время как по добычным лицензиям обязательства по ТРУ остаются на уровне не менее 50%. По текущим контрактам режим требований по закупкам остается прежним.

Вместе с тем государство ужесточает требования по ликвидации последствий разведки. Работы по рекультивации исследованных местностей недропользователь должен будет провести в течение шести месяцев после окончания разведочных работ. В случае перебоев срок можно будет продлить еще на шесть месяцев.

Если исследования проводились дистанционно, без нарушения земной поверхности, например с использованием аэрогеофизики, то составляется лишь специальный акт, констатирующий окончание геологоразведки. При необходимости бурения и извлечения горной массы акт ликвидации будет удостоверяться компетентным органом, акиматом и собственником земельного участка при наличии.

Вопросы о создании государственных операторов по закупкам и ликвидации деятельности недропользователей будут отрегулированы в подзаконных актах кодекса, пояснил abctv.kz вице-министр по инвестициям и развитию Тимур Токтабаев в кулуарах "МАЙНЕКСа".

Само проведение вскрышных работ для опытной добычи разрешается новым регулированием только в случае выявления минерализации ТПИ. Если объем вскрыши превысит тысячу кубометров, то понадобится разрешение уполномоченного органа. Для его получения недропользователь может обратиться с заявкой, которая будет рассмотрена в течение 10 дней. В случае одобрения инвестору нужно будет предоставить соответствующее объемам обеспечение. Только после утверждения заявки недропользователь может приступать к извлечению горной массы. Кроме ликвидационных работ, инвестор должен будет выполнить гидрологические исследования, уточнил Баймишев в своем докладе на "МАЙНЕКСе".

В отчетности по лицензиям недропользователь будет предоставлять сведения об исполнении лицензионных обязательств, закупленных товарах, работах и услугах, местном содержании, геологическую информацию и данные о составе лиц, организаций, напрямую или косвенно контролирующих недропользователя. Отчеты о выполнении лицензионно-контрактных условий будут подтверждаться аудитором, проводящим аудит финансовой отчетности инвестора.

По итогам лицензионного проведения разведки недропользователь будет иметь исключительное право получить лицензию на добычу в случае утверждения запасов по ГКЗ (государственная комиссия по запасам. – Ред.) или по стандартам международной отчетности. Такой момент Кодекса о недрах также подразумевает, что инвестор сможет использовать покрываемое лицензией пространство недр и для попутного использования общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в пределах охваченного блока, пояснил Баймишев в своем докладе на "МАЙНЕКСе".

Данияр Сериков

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться