Поводом для очередного брифинга в Департаменте Агентства по противодействию коррупции (ДАППК) по Восточно-Казахстанской области стало подписание соглашения в рамках проекта Protecting business and investments между этим ведомством и руководством ТОО "Сункар". Журналистам рассказали: только благодаря прямому вмешательству ДАППК по ВКО предприятие смогло после двухлетних мытарств получить лицензию на добычу песчано-гравийной смеси на месторождении Капан-Булакское-1 в Жарминском районе области.
"Здесь что-то неладное"
Директор ТОО "Сункар" Серикказы Кусаинов рассказал inbusinnes.kz, что его предприятие, где насчитывается около полутора десятка человек, существует с 2015 года. Поначалу ТОО "Сункар" занималось перевозками материалов к местам строительства дорог. Позже, в 2018 году, здесь решили открыть свой карьер и добывать песчано-гравийную смесь для поставок дорожным строителям. Стоимость этого проекта оценивается в 120 млн тенге.
"Мы стали обращаться в акимат ВКО, чтобы получить документы. Но, поскольку все длилось два года, у нас стали возникать подозрения, что здесь что-то неладное. Нам отказывали по разным причинам, ссылались, что документы не в порядке. Мы им пакет документов привозим, сдаем. А нам его возвращают – якобы есть нарушения. Дают исправить. Исправим, сдаем – там минимум 10-20 дней рассматривают, и опять находят нарушения. Нам знакомые подсказали, что есть антикоррупционное агентство, куда мы и обратились. И они нам помогли. Мы им очень благодарны!" – говорит г-н Кусаинов.
Будут защищать
Офицер по особо важным делам Управления превенции и добропорядочности Департамента Агентства по противодействию коррупции по ВКО Арыстан Аскар дополнил, что обращение от Серикказы Кусаинова к ним поступило в сентябре 2019 года.
"Мы со своей стороны начали немедленно реагировать. Собрали рабочее совещание со всеми заинтересованными государственными органами, пригласили представителя ТОО "Сункар". В результате выявили ряд проблем. Они касаются того, что есть определенные коллизии в законодательстве. Летом 2018 года был принят новый Кодекс о недропользовании. У ТОО "Сункар" затребовали документы в соответствии с новым законодательством, – говорит Арыстан Аскар. – Кроме того, была "сырой" сама процедура выдачи лицензии, это ряд согласований на местном и республиканском уровнях. По результатам работы с другими органами мы проблему решили, 11 ноября ТОО "Сункар" получило лицензию от Управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО по согласованию с межрегиональным департаментом "Востказнедра". Это яркий пример и говорит о достижениях проекта".
После получения лицензии предприниматель заключил с ДАППК по ВКО меморандум в рамках проекта по защите прав бизнеса и инвесторов Protecting business and investments.
По словам первого заместителя руководителя Департамента по противодействию коррупции по ВКО Жигера Байдилдина, соглашение с ТОО "Сункар" стало 25-м по счету в Восточном Казахстане в рамках этого проекта.
Как отмечает Жигер Байдилдин, все инвесторы и предприниматели имеют право заключить меморандум с областным Департаментом Агентства по противодействию коррупции.
"Наше требование – чтобы они неукоснительно соблюдали антикоррупционное законодательство. Если в их работе есть какие-то барьеры, которые создают чиновники, то они могут обратиться к нам, и мы им окажем содействие. Это юридические консультации, анализ, внесение предложений в отраслевой департамент или министерство о том, что необходимо изменить определенную норму закона, которая стала тормозом в развитии бизнеса. Мы оказываем защиту от недобросовестных чиновников", – говорит г-н Байдилдин.
По его словам, Protecting business and investments – это одна из актуальных программ, которая способствует развитию предпринимательства, налаживанию благоприятного климата для инвестиций.
"Теперь будем с ними работать, – отметил Серикказы Кусаинов. – Наша обязанность – работать по закону, не выходить за его рамки. Конечно, к нам с проверками приходят представители многих госорганов. Если с их стороны будут незаконные давления, то мы обратимся в ДАППК по ВКО. Они будут нас защищать".
Сами пришли
"Предприниматели нередко жалуются нам на затягивание сроков в предоставлении госуслуг, неправильную трактовку нормативно-правовых актов, или эти НПА не до конца регулируют отношения между государством и предпринимателем. Было несколько случаев, когда неправомерные решения были приняты со стороны должностных лиц. Мы вносили представления, нанесенный предпринимателям ущерб был возмещен в полном объеме, на виновных лиц было наложено административное взыскание", – уверяют в ДАППК по ВКО.
Сам проект был запущен бывшим Агентством по делам государственной службы и противодействию коррупции РК еще в прошлом году. После этого сотрудники областного департамента "пошли в народ".
"Мы вышли к предпринимателям. Разослали письма на предприятия о том, что хотим выступить, дать информацию в роли защитников. Буквально за 2018 год, в первой половине 2019 года мы регулярно организовывали встречи с коллективами промышленных объектов. Среди всех крупных, средних и мелких предприятий мы провели информационную работу, – рассказал Арыстан Аскар. – Собирали коллективы и говорили о проекте".
Руководитель Управления превенции и добропорядочности Департамента Агентства по противодействию коррупции по ВКО Ренат Набиев подчеркнул, что из 25 предпринимателей, подписавших с ними соглашения, только трое пришли, когда у них возникли большие проблемы с госчиновниками. Это ИП "Е. Н. Березинская-Абилова", ТОО "Промотход Казахстан" и ТОО "Сункар". Остальные решили дружить с департаментом в рамках Protecting business and investments профилактики ради.
Этот проект реализуется по всей стране. И все же, как считает Ренат Набиев, в Восточном Казахстане есть свои особенности.
"У нас госслужащие более законопослушные, чем в других регионах, образованные в рамках правового поля. Порядка больше. Я бы не сказал, чтобы какой-то госорган в ВКО намеренно и нагло вмешивается в бизнес. Проблемы больше связаны с применением норм законодательства, – объяснил он. – Проблема в том, что некоторые наши госслужащие неправильно трактуют нормы законодательства. У нас нет шквала жалоб, обращений со стороны предпринимателей. Но сам проект подразумевает не только защиту их прав и законных интересов, но и добропорядочное отношение бизнеса к закону".
Ольга Ушакова