Сам этот документ ранее вызвал шквал критики, а 7 февраля во время расширенного заседания правительства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что полтора года назад давал поручение разработать Градостроительный кодекс, а сейчас в его адрес поступает много обращений от экспертов и бизнес-сообщества о том, что проект кодекса не отвечает поставленной задаче, представляет собой свод уже действующих норм, не содержит новых подходов и решений. Президент дал поручение основательно доработать проект, передает inbusiness.kz.
Несмотря на ожидания представителей отрасли, документ из мажилиса в министерство промышленности и строительства (МПС) возвращать не стали, законопроект будут дорабатывать созданные в его стенах рабочие группы. Но мажилисмен Бакытжан Базарбек призвал коллег "не питать иллюзий": перед ними, заявил он, не проект кодекса, который должен защищать граждан, а "200 листов белой бумаги".
Евростандарты
Вице-министр строительства и промышленности Тимур Карагойшин на презентации проекта Строительного кодекса в мажилисе 13 февраля заявил, что их проект СК поддержали правительство, администрация президента, а все замечания и предложения депутатов мажилиса будут учтены рабочей группой. Наименование проекта кодекса Строительным, а не Градостроительным он также считает обоснованным.
"Мы изучили европейские стандарты, где подобный документ называется Строительным. Потому что из 100% нормы строительства 80% — это чисто строительные нормативы. 20% — это архитектура и градостроительные регламенты. Они регламент разрабатывают, и согласно этому регламенту мы должны ввести его в строительные нормы СНРК. И вводим, – объяснил Тимур Карагойшин. – Так что регламенты архитектуры и градостроительства регулируются строительными нормами. У них (в зарубежных странах. – Прим. авт.) жестко соблюдаются нормативы строительства при разработке архитектуры и градостроительства. Градостроительство – это планирование".
Тимур Карагойшин объяснил, почему в Казахстане существует точечная застройка. По его словам, план детальной планировки (ПДП) должен соответствовать генплану.
"В нем предусмотрено, где в каком ПДП должен быть пятиэтажный, девятиэтажный дом согласно всем электрическим, водным, тепловым мощностям. А у нас, к сожалению, точечная застройка произошла. В связи с чем согласно поручению президента мы этот процесс автоматизируем полностью градоэкспертизой. Сейчас в автоматическом режиме все области и города приводят в соответствие в цифровом формате генпланы и согласно им – ПДП. В этой системе будут техусловия, архитектурно-планировочные задания, мощности, в автоматизированном режиме оттуда будут приниматься все монополисты", – добавил он.
Лобби от застройщиков
Однако мажилисмен Бакытжан Базарбек призвал коллег верить только фактам. По его словам, он изучил этот законопроект вдоль и поперек, а вопросов стало больше, чем было. Депутат перечислил статьи проекта Строительного кодекса, которые взяты из старых норм казахстанских законов и откровенно лоббируют интересы застройщиков.
"Статья 78 кодекса взята из закона РК об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, статья 47-1. Это лоббистская норма в интересах застройщиков, когда проекты детальной планировки корректируются два раза в год, но не более. Из-за него общественность негодовала, в Алматы митинги происходят. Мы думали, что в проекте СК Тимур Жиенбаевич (Карагойшин. – Прим. авт.) исправит это. Но он эту лоббистскую норму оставляет здесь. Идем дальше. Статья 83. Это функциональные зоны. Научная общественность взывала, говорила, особенно в Алматы, что селе- и оползнеопасные зоны должны "сесть" как функциональное зонирование. Неоднократно в министерство письма писали. Но 83-я статья просто скопирована со старого закона. А нам преподносят, что это новый закон. Никакого закона нет, это старые нормы".
Бакытжан Базарбек подчеркнул, что в кодексе остались все лоббистские нормы застройщиков из "старых" законов. Депутат обратил внимание и на статью 84 "Жилая зона". Он напомнил, что в Алматы жилая зона застроена сейсмоопасно, на тектонических разломах, в селеопасных районах.
"Единственная надежда была, что жилую зону запретят размещать в оползне- и селеопасных зонах. Но, статья 84 кодекса – это 100% состав старого закона. Никаких изменений. Берем 86-ю статью кодекса "Общественная зона". Вы знаете, что недавно в Алматы в результате селя погибли четыре человека. Зона, где находились эти дома, — это общественная зона. Научная общественность надеялась, что в новом кодексе это отрегулируют, общественную зону запрещается устанавливать на селе- и оползнеопасных зонах. Смотрим 86-ю статью – никаких изменений. Как она была в интересах застройщиков, так и осталась".
Депутат прошелся еще по ряду статей. По его мнению, статья 87 проекта кодекса о рекреационных зонах на 100% взята из старых норм и позволит застройщикам и дальше "пилить", делить и застраивать рекреационные зоны.
Не защищает интересы людей
"У нас есть инструкции по разработке градостроительных проектов. Тимур Жиенбаевич в 96-й, 97-й статьях о градостроительных нормах просто берет общие нормы, но самых главных документов, которые сопутствуют градостроительной разработке, нет. То есть по этому законопроекту непонятно, как вообще разрабатывают градостроительные проекты, – добавил мажилисмен. – Статьи 149-154 – приемка объекта в эксплуатацию. Неоднократно общественность говорила, почему мы страдаем от того, что некачественные жилые комплексы вводят в эксплуатацию. Это оттого, что мы отменили комиссионную приемку. А ее отменили из-за коррупции. В приемке участвуют четыре субъекта – авторский, технадзор, заказчики, подрядчики".
По словам депутата, в нынешней редакции проекта Строительного кодекса застройщики также будут иметь при себе "ручные" авторские, технические надзоры и ни за что не отвечать. В итоге все недоделки лягут тяжестью на плечи дольщиков, которые будут жить в этих ЖК.
"И тогда неоднократно говорилось о сейсмоаудите, что его необходимо ввести до приемки объекта в эксплуатацию. Министерство эти предложения получило, смотрим редакцию статей 149-154 – те же нормы, которые были разработаны в 2000-х годах в интересах застройщиков, это все осталось", - подчеркнул он.
Депутат подверг сомнению слова Тимура Карагойшина, что в новом СК будет усилен контроль за сейсмостойкостью зданий. Действительно, статья 146 проекта Строительного кодекса содержит новый механизм – оценку сейсмоопасности.
"Как влияет оценка сейсмоопасности на завершенный объект? Кодекс не отвечает, это просто формальные нормы. Где и в каком документе будет учтена оценка сейсмоопасности? Кодекс не отвечает. В нем они пишут, что на технически сложных стройобъектах устанавливается инженерная сейсмометрологическая станция. Что это за станция – кодекс не отвечает. 145-я статья по сейсмике включает паспортизацию, визуальный обход. Извините, но "сейсмо" – это людские судьбы", – уверен мажилисмен.
По его словам, недавнее землетрясение в Алматы может опять произойти сегодня-завтра и необходимо принимать предупредительные меры до приемки объекта в эксплуатацию.
"Этот кодекс может сделать школьник 10-го класса, даже не студент первого курса. Это реферат, курсовая работа. Ее преподносят нам как СК. Нет сейсмоаудита, сейсмообследования – ничего нет. Этот кодекс не отвечает на существующие риски, – продолжил мажилисмен. – Он копирует старый закон, по которому каждый застройщик имеет при себе технадзор. Он не будет идти на стройобъект, а просто дома сидят заслуженные аксакалы, имеют аккредитацию и будут подписывать документы. Кодекс по сути дела не защищает интересы людей. Это всего лишь 200 страниц белой бумаги".
По его словам, статья 118 СК вообще противоречит поручениям президента, который четко сказал о необходимости демонополизации строительного сектора. А в МПС, заявил Бакытжан Базарбек, не обращают внимания на поручения главы государства и "загоняют" негосударственную экспертизу в одну государственую экспертизу. По его словам, он уже не говорит об обилии стилистических, орфографических, грамматических ошибок в проекте Строительного кодекса, которые не допускает даже студент третьего курса.
Вице-министр МПС Тимур Карагойшин на это ответил, что все замечания принимаются. На все вопросы обещал ответить при рассмотрении проекта СК в рабочей группе.
Депутат Мурат Ергешбаев внес предложение по усилению уголовной ответственности технадзоров, которые сейчас, по его словам, отделываются легким испугом, штрафом, выходят свидетелями по делу. На это вице-министр ответил, что "технадзор в цифровом формате будет нести ответственность, и она будет храниться в облачном хранении. ГАСК по ней будет принимать эту работу". Также он согласился с необходимостью ужесточения уголовной ответственности в отношении технадзора.
Неслышащее МПС
Мажилисмен Болатбек Нажметдинов поднял злободневную тему о частной экспертизе строительных проектов в связи со словами Тимура Карагойшина о том, что те выдали за год 28 тыс. экспертиз, причем за один день выдано больше 1900 экспертных заключений, за два дня – 2 тыс. Депутат отметил, что их аккредитуют, аттестуют и выдают лицензии госорганы. Болатбек Нажметдинов тоже поинтересовался, что мешало госорганам ужесточить контроль, а не пытаться отдать весь объем работ частных экспертов в государственную монополию.
"Что вам мешало исключить из процесса конкретных нарушителей, которые некомпетентно или дефектно сделали экспертизу проекта, поставить заслон реализации всех этих проектов, привлечь всех нарушителей к ответственности? – продолжил задавать вопросы Болатбек Нажметдинов. – Из-за землетрясений в Турции вы решили усилить присутствие госконтроля через госэкспертизу. То есть вы не контролируете ситуацию, но хотите все проекты забрать себе в госэкспертизу. Как вы снизите в таком случае коррупционные риски?"
Тимур Карагойшин ответил так же, как уже много раз отвечали представители госоргана – комитета по делам строительства и ЖКХ, который ранее входил в бывшее министерство индустрии и инфраструктурного развития. А именно вообще не слыша доводов негосударственных экспертов.
Вице-министр в очередной раз отметил, что частные эксперты стройпроектов работают в своей информсистеме и госорган не имеет права "лезть в их компетенцию", что частные эксперты так же, как и госэкспертиза, должны нести ответственность за свои нарушения, в том числе уголовную.
"У них есть своя палата, но конкретных действий нет!" – заявил он.
В этой связи крайне любопытно, что Палата экспертных организаций не раз вносила свои предложения по наведению порядка в сфере стройэкспертизы, исключала из своего членства экспертные организации, допустившие нарушения, однако комитет по делам строительства и ЖКХ и после этого позволял им работать через информационную систему РГП "Госэкспертиза", сама вводила новшества, но вице-министр упорно считает, что у тех "нет конкретных действий". Может, просто не слышит?
Об этом можно прочитать здесь, здесь, здесь и здесь.
Будет жарко
Депутат Кудайберген Бексултанов добавил, что критику со стороны коллег в адрес министерства промышленности и строительства и проекта Строительного кодекса он понимает, но его успокаивает то, что у мажилиса есть законодательная инициатива, орган имеет право делать поправки в законопроекты.
"Думаю, в рабочей группе будет жарко. КДС, надеюсь, будет объективно работать. Здесь есть понятие "уплотнительная застройка". Сейчас это широко обсуждается СМИ и гражданами. Уже во время застройки идет противоречие застройщика с жителями. Также есть проблема с коммуникациями, и дальше в эксплуатации тоже будут большие проблемы, – считает Кудайберген Бексултанов. – В кодексе есть норма о назначении главного архитектора города и области. Зачем? Это все прописано в законе о госслужбе. В целом мы все понимаем, что будем работать над важнейшим документом".
Депутат мажилиса Мурат Абенов подытожил, что в СК есть три разных направления – вопросы отрасли, вопросы госконтроля и безопасности, потребности граждан. Все это объединить сложно, но необходимо. Для работы над проектом кодекса он пообещал пригласить ученых, экспертов, других специалистов. По его словам, "есть отдельные критические взгляды, связанные с перераспределением рынка". Мурат Абенов отметил, что их решат, но "преимущественно через призму безопасности граждан, эффективного развития территорий, возможность граждан безопасно жить в комфортной среде". Также, по словам Мурата Абенова, СК должен обеспечить инвестиции в сферу, равную конкуренцию.
Ранее представители бизнес-сообщества, рынка стройэкспертизы, архитекторы-градостроители высказывались о проекте Строительного кодекса.
Изображение andreas160578 с сайта Pixabay