/img/tv1.svg
RU KZ
Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Кабмин хочет добавить в критерии отбора проектов нормы по казсодержанию и коэффициенты возврата предельных сумм концессионерам.

08:05 24 Июль 2020 8517

Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Автор:

Майра Медеубаева

Минэкономики инициировало срочные изменения в правила реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Изменения размещены на площадке нормативно-правовых актов, их обсуждение продлится до 5 августа 2020 года.

Как сообщается в обосновании, в целях снижения нагрузки на бюджет по проектам ГЧП предлагается конкретизировать критерии отбора. МНЭ приводит доводы счетного комитета, утверждающего, что увеличение количества проектов ГЧП приводит к росту гособязательств, которые несоразмерны с объемами привлекаемых инвестиций.

В этой связи согласно нововведениям основными критериями для реализации проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов, является наличие в совокупности следующих факторов. Так, в первую очередь проект должен ориентироваться на привлечение инвестиций частным партнером (концессионером) в целях создания ценности для населения на долгосрочный период. Во-вторых, целью проекта должны являться повышение качества предоставляемых услуг и привлекательность для бизнеса. Предполагаемая сумма выплат из бюджета, за исключением выплат по текущим бюджетным программам, должна быть не больше суммы денежных средств, вовлекаемых частным партнером в проект (на стадии отбора проекта), в том числе собственных денежных средств частного партнера, составляющих не менее 10% от стоимости объекта ГЧП/концессии. Проект не должен предусматривать валютные риски, за исключением договоров концессии. Реализация проекта должна предполагать выпуск продукции на территории Казахстана и оказание соответствующих услуг, казахстанское содержание ресурсов которых составляет не менее 50%. В числе предлагаемых изменений – увеличение сроков эксплуатации объекта ГЧП частным партнером с трех до пяти лет.

В целях исключения пересмотра договоров ГЧП в сторону ухудшения условий, повышения нагрузки на бюджет и других фактов, которые могут привести к затруднению реализации проекта, минэкономики вносит еще один пункт в правила. Так, допускается внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП по соглашению сторон только при условии положительной бюджетной эффективности (в денежном выражении) таких изменений (не увеличения расходов бюджета, увеличения госдохода), а также, если изменения не снижают предусмотренных договором ГЧП требований к качественным характеристикам, объему, доступности товаров, работ, услуг, а также при условии сохранения экономической и социальной эффективности проекта ГЧП.

Кроме того, в целях снижения нагрузки на бюджет предлагается установить запрет на перенос сроков выплат компенсации инвестиционных затрат (КИЗ), установленных договором ГЧП, на более ранние периоды. Согласно новым правилам выплата КИЗ будет осуществляться после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию равными долями в течение срока, составляющего не менее пяти лет, в соответствии с договором ГЧП.

Напомним, в июне этого года в счетном комитете заявили, что основная нагрузка на бюджет по республиканским проектам придется на 2023-й и последующие годы в среднем 58 млрд тенге ежегодно. На местные бюджеты на 2020-2021 годы в среднем по 70 млрд тенге ежегодно по всем регионам. По словам председателя счетного комитета Натальи Годуновой, увеличение количества проектов ГЧП приводит к росту гособязательств, которые не соразмерны с объемами привлекаемых инвестиций.

«На привлечение одного тенге частных инвестиций затрачивается два тенге бюджетных средств. И это на фоне отсутствия встречных обязательств частного инвестора. Это не стимулирует частных партнеров к повышению результативности реализуемого проекта», – сообщила она.

Отметим, одним из самых крупных проектов ГЧП в Казахстане является строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), стоимость которой составила 512 млрд тенге. При этом, как писал Inbusiness.kz, «при укреплении национальной валюты свыше зафиксированного курса на момент заключения договора стоимость снизится, в случае ослабления курса есть вероятность удорожания проекта на 15-20%». Как ранее сообщали в мининдустрии, в этой связи в ходе переговоров стороны пришли к соглашению о конвертации долларового займа в тенговый после завершения строительства, что позволит снизить потенциальные расходы по компенсации валютного риска.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Аэропорт в Туркестане требует изменения лимитов гособязательств по проектам ГЧП

13 Октябрь 2020 09:07 1445

Минэкономики планирует внести изменения в закон.

Строительство международного аэропорта в Туркестане требует изменения лимитов гособязательств по проектам государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий проект приказа опубликован на официальном портале правовой информации в понедельник, 12 октября.

Как указывается в инициированном минэкономики документе, следует рассмотреть вопрос по изменению лимитов гособязательств по проектам ГЧП Туркестанской области с учетом реализации проекта ГЧП по строительству международного аэропорта.

В настоящее время лимит гособязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, местных исполнительных органов устанавливается согласно следующему расчету: ScolLG < InLB * k, где:

  • ScolLG – лимит гособязательств местного исполнительного органа на соответствующий финансовый год, состоящий из суммы лимита принятия и принятых и непогашенных гособязательств по проектам ГЧП;
  • InLB – объем собственных доходов местного исполнительного органа c учетом трансфертов общего характера;
  • k – поправочный коэффициент для местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения, столицы (k = 0,2 для местных исполнительных органов областей, k = 0,5 для города республиканского значения, столицы).

Минэкономики предлагает данный абзац дополнить словами «а также в случае реализации проекта по строительству аэропорта с пропускной способностью аэровокзала не менее 400 пассажиров/час местными исполнительными органами области». Таким образом, поправочный коэффициент по проекту строительства аэропорта в Туркестане будет таким же, как в городах республиканского значения (Алматы, Шымкент) и столице – 0,5.

При этом в случае превышения лимита принятия гособязательств по проектам ГЧП, в том числе государственных концессионных обязательств, местного исполнительного органа, при подготовке и реализации проектов по строительству линий легкорельсового транспорта, аэропорта с пропускной способностью аэровокзала не менее 400 пассажиров/час применяется лимит, увеличенный на сумму превышения, сообщается в пояснительной записке проекта.

Публичное обсуждение продлится до 26 октября.

Напомним, инвестором строительства аэропорта выступило ТОО Turkistan International Airport. Подрядчик – турецкая компания YDA Group. Как ранее сообщал пресс-секретарь первого президента Айдос Укибай в Twitter, 28 сентября Нурсултан Назарбаев принял участие в церемонии открытия международного аэропорта города Туркестана.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Предприниматели проекта ГЧП в Усть-Каменогорске распродают имущество для погашения кредитов

16 Сентябрь 2020 11:11 3817

Общественники и бизнес просят разрешить работу школьных столовых.

Власти, выступившие инициатором модернизации школьных столовых, отвернулись от своего детища в самый сложный период. Местные госорганы, которые в прошлом году радостно отчитались о реализации этого пилотного проекта ГЧП, пока бессильны помочь своим частным партнерам. На бюджетные деньги, предназначенные для питания школьников из малообеспеченных и многодетных семей, закупили технику для дистанционного обучения детей. Такие по-настоящему злободневные вопросы прозвучали на заседании рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО. Его тема – выход из локдауна участников проекта модернизации школьных столовых по ГЧП.

В проект ГЧП по Усть-Каменогорску на ремонт помещений и обновление оборудования школьных столовых было привлечено 450 млн тенге частных инвестиций без выплат из бюджета. В 2019 году участники проекта государственно-частного партнерства заключили договоры по 35 из 44 школ города. С 1 сентября прошлого года столовые в этих общеобразовательных учреждениях заработали в новых условиях. В текущем году участники проекта ГЧП заключили еще семь договоров, и сейчас в этих «столовках» завершаются ремонтные работы. Уже в 2020 году началась реализация аналогичного проекта в 46 школах Семея. Там провели конкурсные процедуры, определили частных партнеров – пока по 18 школам. На сегодня в Семее ведется подготовка к модернизации столовых. Сторонами договоров ГЧП со стороны государства выступают управление образования ВКО, городские отделы образования, а со стороны частных партнеров – предприниматели, ИП и ТОО, чей бизнес связан с питанием школьников. Но теперь предприниматели из Усть-Каменогорска, чьи столовые закрыты с середины марта, несут большие убытки, потеряли персонал и продают свое собственное движимое и недвижимое имущество, чтобы погасить долги перед банками за кредиты.

Хорошие проекты превратились в плохие

ИП Яна Родякина только разводит руками: она даже не представляет, как выйдет из столь тяжелой ситуации. Своих работников она потеряла только потому, что не в состоянии платить им, пока те находились в вынужденном отпуске.

«Если мы сейчас выходим на работу, начинаем кормить наших детей, то у нас не будет персонала. Мы людей не можем восемь месяцев держать без зарплаты. Нам время надо дать, чтобы у нас было время найти персонал. Мы только главных специалистов при себе держим, но их мало, – говорит Яна Родякина. – Мы понемногу готовим еду на заказ, на вынос. По кредитам нам дали отсрочку только на два месяца, а сейчас мы кредиты дальше платим. У кого-то есть еще финансовая подушка, и они могут платить. Мы продаем свою недвижимость, личные автомашины».

Участник праймериз партии Nur Otan, депутат областного маслихата Олег Чернышов выразил мнение, что «у нас беда заключается в том, что хорошие проекты становятся не очень хорошими, и возникает очень много проблем». С его слов, партия взяла под свой контроль реализацию проекта ГЧП по модернизации школьных столовых, но, когда тот стал «тихо умирать», замолчала и партия. Олег Чернышов уверен, что ответственность за его реализацию лежит также на партии, и контроль над реализацией такого проекта ГЧП необходимо возобновить совместно с офисом «Рухани жаңғыру».

«Возможно, это поможет сдвинуть с мертвой точки проблемные вопросы, которые сегодня есть в данном проекте», – высказался Олег Чернышов.

Как рассказал заместитель руководителя управления образования ВКО Кажимукан Оспангалиев, целью проектов ГЧП стали модернизация материально-технической базы устаревших школьных пищеблоков с применением современных технологий и проведение необходимого ремонта. Но в связи с объявлением ЧП, а также введением карантинных и ограничительных мер, связанных с пандемией КВИ, школьное питание приостановлено еще со второй четверти 2020 года.

«Конечно, это поставило частных партнеров в затруднительное положение. Мы готовы рассмотреть вопросы, связанные с пролонгацией проекта на сроки продолжительности ЧП и карантинные, а также ограничительных мер», – обнадежил г-н Оспангалиев.

«Сколько времени потеряли наши партнеры, столько им потом и необходимо предоставить дополнительно, – заметил Кажимукан Оспангалиев. – По договору это все указать. А так в связи с ограничительными мерами управление образования не уполномочено самостоятельно решить такой вопрос».

Представитель регионального центра ГЧП ВКО Анар Райханова объяснила, что проект рассчитан на семь лет, и два месяца ушло на саму модернизацию, ремонт и приобретение мебели, оборудования и инвентаря. По ее словам, в соответствии с законодательством в сфере государственно-частного партнерства возможна пролонгация таких договоров, но никаких выплат из бюджета, чтобы покрыть убытки предпринимателей, не предусмотрено. Председатель рабочей экспертной группы по развитию малого и среднего бизнеса общественного совета ВКО Елена Березинская-Абилова считает, что при пролонгации проекта необходимо учесть и те убытки, которые понесли предприниматели. Соответственно, продлевать договоры на больший срок, нежели предлагают в управлении образования ВКО.

Председатель профсоюза работников предпринимательства ВКО Галина Казанцева убеждена, что, помимо продления сроков договоров, бизнес в школьных столовых необходимо освободить от арендной платы, потому что у них фактически нет дохода. Она также высказала мнение о том, чтобы школьным столовым разрешили «каким-то образом работать». Яна Родякина тоже выразила пожелание, чтобы предпринимателям позволили кормить хотя бы детей и учителей из дежурных групп. Представитель управления контроля качества и безопасности товаров и услуг Усть-Каменогорска Бахыт Дарымбаева заверила, что такие предложения они уже вносили в республиканскую межведомственную группу, но там пока непреклонны – и запрет на деятельность школьных столовых идет от главного государственного санитарного врача РК. Но г-жа Дарымбаева пообещала продублировать такую просьбу наверх, опираясь на протокол совещания рабочей экспертной группы по развитию среднего и малого бизнеса общественного совета ВКО.

Бюджетный кодекс запрещает

Кроме того, общественники предлагают увеличить в будущем стоимость комплексных обедов для детей из малообеспеченных и малоимущих семей. Сейчас цена одного комплексного обеда для такого ребенка составляет 375 тенге, но такой суммы недостаточно: цены на продукты питания растут ежедневно. Также они высказали пожелание, чтобы предпринимателям разрешили развозить обеды для детей из социально защищаемых категорий населения по домам, где они и проходят дистанционное обучение. Но заместитель руководителя отдела образования Абзал Маулетханов заверил, что за счет денег на всеобуч, согласно бюджетному законодательству, запрещено кормить такую категорию детей. К слову, в Усть-Каменогорске – около 30 тыс. школьников, и 6 тыс. из них – это дети из социально уязвимых слоев.

«Если ребенок не находится в стенах школы, то за эти деньги кормить его дома нельзя. Это будет нецелевое использование средств», – заверил он, добавив, что деньги, предназначенные для этих целей, уже перевели на другие статьи бюджетных расходов и закупили компьютеры для дистанционного обучения детей.

Директор филиала фонда «Даму» по ВКО Олег Пак пообещал предпринимателям из школьных столовых помочь с рефинансированием кредитов по ставке 6% годовых в рамках программы «Дорожная карта бизнеса – 2025».

«Мы соберем все предложения, будем решать вопрос предпринимателей с региональным центром ГЧП, управлением образования, окажем методическую помощь, – резюмировала Елена Березинская-Абилова. – Также обратим внимание на внутренние коррупционные риски при реализации этого проекта. Может, тогда будем двигаться быстрее в реализации этих проектов».

Ольга Ушакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!