/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 440,47 Brent 36,55
Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Кабмин хочет добавить в критерии отбора проектов нормы по казсодержанию и коэффициенты возврата предельных сумм концессионерам.

08:05 24 Июль 2020 4139

Проектам ГЧП отрежут валютные риски

Автор:

Майра Медеубаева

Минэкономики инициировало срочные изменения в правила реализации проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Изменения размещены на площадке нормативно-правовых актов, их обсуждение продлится до 5 августа 2020 года.

Как сообщается в обосновании, в целях снижения нагрузки на бюджет по проектам ГЧП предлагается конкретизировать критерии отбора. МНЭ приводит доводы счетного комитета, утверждающего, что увеличение количества проектов ГЧП приводит к росту гособязательств, которые несоразмерны с объемами привлекаемых инвестиций.

В этой связи согласно нововведениям основными критериями для реализации проектов ГЧП, в том числе концессионных проектов, является наличие в совокупности следующих факторов. Так, в первую очередь проект должен ориентироваться на привлечение инвестиций частным партнером (концессионером) в целях создания ценности для населения на долгосрочный период. Во-вторых, целью проекта должны являться повышение качества предоставляемых услуг и привлекательность для бизнеса. Предполагаемая сумма выплат из бюджета, за исключением выплат по текущим бюджетным программам, должна быть не больше суммы денежных средств, вовлекаемых частным партнером в проект (на стадии отбора проекта), в том числе собственных денежных средств частного партнера, составляющих не менее 10% от стоимости объекта ГЧП/концессии. Проект не должен предусматривать валютные риски, за исключением договоров концессии. Реализация проекта должна предполагать выпуск продукции на территории Казахстана и оказание соответствующих услуг, казахстанское содержание ресурсов которых составляет не менее 50%. В числе предлагаемых изменений – увеличение сроков эксплуатации объекта ГЧП частным партнером с трех до пяти лет.

В целях исключения пересмотра договоров ГЧП в сторону ухудшения условий, повышения нагрузки на бюджет и других фактов, которые могут привести к затруднению реализации проекта, минэкономики вносит еще один пункт в правила. Так, допускается внесение изменений и (или) дополнений в заключенный договор ГЧП по соглашению сторон только при условии положительной бюджетной эффективности (в денежном выражении) таких изменений (не увеличения расходов бюджета, увеличения госдохода), а также, если изменения не снижают предусмотренных договором ГЧП требований к качественным характеристикам, объему, доступности товаров, работ, услуг, а также при условии сохранения экономической и социальной эффективности проекта ГЧП.

Кроме того, в целях снижения нагрузки на бюджет предлагается установить запрет на перенос сроков выплат компенсации инвестиционных затрат (КИЗ), установленных договором ГЧП, на более ранние периоды. Согласно новым правилам выплата КИЗ будет осуществляться после ввода объекта ГЧП в эксплуатацию равными долями в течение срока, составляющего не менее пяти лет, в соответствии с договором ГЧП.

Напомним, в июне этого года в счетном комитете заявили, что основная нагрузка на бюджет по республиканским проектам придется на 2023-й и последующие годы в среднем 58 млрд тенге ежегодно. На местные бюджеты на 2020-2021 годы в среднем по 70 млрд тенге ежегодно по всем регионам. По словам председателя счетного комитета Натальи Годуновой, увеличение количества проектов ГЧП приводит к росту гособязательств, которые не соразмерны с объемами привлекаемых инвестиций.

«На привлечение одного тенге частных инвестиций затрачивается два тенге бюджетных средств. И это на фоне отсутствия встречных обязательств частного инвестора. Это не стимулирует частных партнеров к повышению результативности реализуемого проекта», – сообщила она.

Отметим, одним из самых крупных проектов ГЧП в Казахстане является строительство Большой Алматинской кольцевой автодороги (БАКАД), стоимость которой составила 512 млрд тенге. При этом, как писал Inbusiness.kz, «при укреплении национальной валюты свыше зафиксированного курса на момент заключения договора стоимость снизится, в случае ослабления курса есть вероятность удорожания проекта на 15-20%». Как ранее сообщали в мининдустрии, в этой связи в ходе переговоров стороны пришли к соглашению о конвертации долларового займа в тенговый после завершения строительства, что позволит снизить потенциальные расходы по компенсации валютного риска.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Государственно-частное партнерство в сфере образования имеет ряд нерешенных вопросов.

15 Февраль 2020 22:50 10463

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Строительство школ в стране не успевает за количеством пребывающих учеников. Основная нехватка ученических мест наблюдается в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. На сегодняшний день реализация проектов в сфере образования по механизму ГЧП не может решить проблему с нехваткой мест. Об этом говорили на «круглом столе» на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Так, основными проблемами развития проектов по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) зампред Нацпалаты «Атамекен» Юлия Якупбаева назвала низкий уровень информированности рынка о практиках и возможностях проектов ГЧП, дефицит квалифицированных экспертов для подготовки и сопровождения проектов и недостаточное количество успешных проектов для тиражирования. Также существуют дополнительные факторы, в частности отсутствует надлежащий контроль за заключением и исполнением договорных обязательств и возрастающая нагрузка на бюджет.

Для улучшения ситуации минэкономики в лице Казахстанского центра ГЧП предлагает внести ряд поправок в законопроект. В их числе, решение проблемы монополизации консалтинговых услуг, переход на цифровизацию ручного режима с инвесторами и выпуск журналов по вопросам ГЧП.

По мнению зампреда НПП, данные изменения не решают поставленных задач. В этой связи Нацпалата предлагает создать экосистему по вопросам развития ГЧП, реестр аккредитованных консультантов, цифровую платформу. Для максимального тиражирования лучших практик предлагается введение рейтингов регионов по проектам ГЧП, выпуск специальных обзоров, как это делается аналогичными центрами в других странах.

«Мы предлагаем уйти от ручного поиска инвесторов к платформенному решению. Сделать кейс-анализ, чтобы каждый инвестор или участник из региона мог зайти на сайт и получить не талмуд документов, а абсолютно понятный практический анализ: как они могут реализовывать тот или иной проект, с какой долей вероятности он будет успешен. На сегодняшний день до получения госзаказа у инвестора уходит почти 2 года на проработку проекта. Это очень долго. Мы считаем, что цифровой формат даст больше эффекта по сравнению с госструктурами и ручной выборкой», - отметила Юлия Якупбаева.

В свою очередь вице-министр образования Бибигуль Асылова рассказала о проблемах, с которыми систематически сталкивается министерство в реализации проектов ГЧП. По ее мнению, создание цифровой платформы с внесением изменений в законодательство о ГЧП просто необходимо либо будут продолжаться нарушения на местах.

«Мы даже не можем винить местные исполнительные органы в том, что они неправильно реализуют какие-то проекты, потому что у нас действительно нет прозрачности, есть ряд шероховатостей законодательстве», - подчеркнула спикер.

По данным вице-министра в реализации инвестиционных проектов в образовании чиновники и инвесторы столкнулись с рядом трудностей. В их числе ограничение лимитов обязательств местных исполнительных органов. В этой связи министерство предлагает освободить от этого лимита инвестиции по механизму ГЧП в сферу образования. Далее – отсутствие вертикали, регионы не имеют связи с Казцентром ГЧП. Также Бибигуль Асылова обозначила злоупотребления по продаже или реализации проектов социальной сферы, так как это очень чувствительная сфера.

«Необходимо определить базовые решения, это означает что нельзя за 300 млн тенге отдавать в доверительное управление садик или за 50 млн не продавать в школу искусств и так далее. Какая-то сопоставимость эффекта от реализации проекта к местному бюджету должна присутствовать. Необходима формула, учитывая, что это обязательства бюджета должна быть интеграция Казцентра ГЧП с базой казначейства», - акцентировала внимание вице-министр.

В свою очередь, директор департамента государственно-частного партнерства НПП «Атамекен» Назгуль Узалина озвучила ряд предложений по типовому проектному решению строительства школ в Казахстане. Так, по ее словам, существует земельный вопрос, когда местные исполнительные органы не могут выдать свободные земельные участки; юридические вопросы - отчуждение или участие социально-предпринимательских корпораций (СПК); польза инвесторов и финансовые расчеты. Это три ключевые проблемы, которые на сегодня волнует инвесторов города Алматы. В рамках образовательного заказа представляется 544 тысячи тенге на каждого ребенка, в госзаказ входит компонент «строительство школы», который выплачивается в течение 8 лет и подушевое финансирование.

Так, в рамках госпрограммы инвестор может получить кредитование. В случае, если он не передает школу в собственность государства, он может получить субсидирование в рамках «Экономики простых вещей». В случае, если он планирует передать школу на баланс МИО, то субсидии не предусмотрены. Банковские представители озвучили свои основные проблемы почему не хотят кредитовать проекты по строительству в школ. Первая причина - на инвестиционной фазе риски банка не защищены, они могут участвовать в проекте только после заключения договора, то есть не имеют право голоса при планировании данного проекта. Вторая причина - долгий срок возврата средств - 8 лет.

Таким образом, изучив данные вопросы, НПП проанализировала в чем разница между госзаказом и проектом ГЧП. Так, к примеру, если акимат города Алматы при своей ежегодной потребности 30 тысяч ученических мест планируют строить 8 школ в год, то ежегодная нагрузка на бюджет составит порядка 20 млрд тенге. Если проект будет реализовываться по механизму ГЧП, то нагрузка на бюджет снижается до 8 млрд тенге ежегодно после года эксплуатации.

«Рассмотрев финансовую модель, мы поняли, что без дополнительных факторов проект по строительству школ совершенно не окупаемый. В этой связи мы рассматриваем два варианта. Первый вариант - предложение по строительству школ без передачи местным исполнительным органам, в частности предусмотреть дополнительную плату для окупаемости со стороны родителей либо со стороны акимата. Размер минимальной дополнительной платы составил 13 тысяч тенге в месяц в зависимости от желания инвесторов по сроку окупаемости», - рассказала глава департамента.

Второй вариант - передача школ на баланс МИО. В этом случае предлагается найти решение по разделению выплаты подушевого финансирования, которая состоит из двух компонентов, но сейчас является неделимой – поэтому выносится на рассмотрение разделение выплаты подушевого финансирования на операционный и инвестиционный компоненты, а также софинансирование со стороны местных исполнительных органов не менее 10% для снижения рисков инвесторов и кредиторов на инвестиционной стадии. Кроме этого, НПП предлагает рассмотреть и улучшить механизм компенсации при досрочном расторжении проекта.

Какие необходимы изменения в законодательство по мнению представителей Нацпалаты? В первую очередь, требуется усовершенствовать механизм для гарантирования выплаты кредитором при расторжении договора ГЧП; снятие ограничений по заключению прямого соглашения по всем проектам ГЧП, сегодня прямое соглашение заключается только по особо значимым проектам, поэтому инвесторам, которые сейчас строят школы не представляется возможным снизить свои риски. В случае, если школа будет передаваться на баланс акимата, предлагается рассмотреть возможность финансирования со стороны государства в размере не менее 10%; закрепление компетенции по разработке типовых проектных решений за Центром ГЧП и НПП «Атамекен» совместно с привлечением экспертных организаций. В числе предложений разделение выплаты подушевого финансирования на инвестиционные и операционные составляющие и сокращение сроков возмещения затрат с 8 лет до 5-7 лет; субсидирование ставки кредитования в случае, если объект будет переходить в государственную собственность.

Майра Медеубаева

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Государство в этом проекте берет на себя обязательство по обеспечению госзаказа в течение восьми лет.

31 Октябрь 2019 15:30 2737

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Первое самоокупаемое студенческое общежитие на 330 мест площадью 3 780 кв. метров откроют в Кызылорде до конца года. Проект реализуется по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий документ был подписан между управлением образования Кызылординской области и частным партнером – ТОО «Дильмаш».

Условия договора предполагают три составляющие окупаемости. Первая из них – государственный заказ, в рамках которого за одно койко-место предусматривается 122 МРП. То есть государство берет на себя обязательство в течение восьми лет обеспечивать проект государственным заказом. Если брать в расчет действующий размер месячного расчетного показателя – 2525 тенге, то за это время государство выплатит за заказ 813 млн тенге. Эти средства будут выделяться из республиканского бюджета. Возмещение инвестиционных и операционных расходов из местной казны при этом не планируется.

Второй статьей доходов владельца студенческого общежития станет оплата за проживание самими студентами. В этом проекте, в частности, ежемесячный платеж постояльца составит семь тысяч тенге. И третий источник доходов – оказание дополнительных платных услуг: сдача в аренду коммерческих помещений, магазин, прачечная, столовая, интернет-кафе.

«Один из важных критериев конкурса, которым руководствовались при выборе проекта, – готовность здания, чтобы студенты колледжей уже могли в этом году заселиться в общежитие. Тот проект, который предложило ТОО «Дильмаш», отвечал этому условию. Здание находится рядом с медицинским колледжем. Планируется, что в нем будут жить преимущественно студенты этого учебного заведения. Мы привыкли, что общежития у нас старого формата – длинный коридор и комнаты, комнаты. А здесь будут комфортабельные комнаты секционного типа, в которых живут по три человека, и на каждую секцию свой санузел и кухня», – пояснила inbusiness.kz консультант АО «Центр развития государственно-частного партнерства» Айгуль Садыкова.

Стоит отметить, что это общежитие стало первым проектом ГЧП, который реализуется в рамках пяти социальных инициатив Елбасы, озвученных в марте 2018 года. Вне схемы государственно-частного партнерства вопрос дефицита жилья у студентов в основном местные власти решают путем государственного заказа. Например, в столице в студенческий жилищный фонд привлечены коммерческие площади, которые имели профиль гостиниц. Как сообщалось ранее, ежемесячная аренда одного квадратного метра в мини-гостиницах обходилась бюджету Нур-Султана почти на 40% дороже ставок на благоустроенное жилье.

Добавим, что, по данным Центра развития ГЧП, на сферу образования приходится наибольшее количество проектов государственно-частного партнерства – 332 договора, или 54% от общего количества. В здравоохранении заключены 127 договоров (21%), культуре и спорте – 49 договоров (8%), энергетике и ЖКХ – 40 договоров (7%), сфере транспорта и инфраструктуры – 28 договоров (5%).

Карина Алимова