Начало 2022 года для казахстанской обрабатывающей промышленности выдалось не очень хорошо: индекс промышленного производства (ИПП) относительно января прошлого года составил 99,3%.
Иными словами, объем выпущенной продукции за год снизился. Еще более сильным оказалось снижение относительно декабрьского уровня – сразу на 27,7%, что стало самым сильным снижением по крайней мере с начала 2020 года, сообщает Inbusiness.kz со ссылкой на @DataHub_FCBK.
И кто в этом виноват?
Если в целом, то металлурги (ИПП составил 96,8%), легковики (84,1%) и химики (86,6%). Именно в этих отраслях промышленности произошел спад.
А если более подробно, то по сравнению с январем 2021 года в Казахстане сократилось производство (грустно загибаем пальцы):
- шерсти;
- мяса (кроме птицы);
- растительного и сливочного масла;
- молока;
- сыра;
- сахара;
- шоколада;
- чая;
- практически всех видов алкоголя;
- тканей;
- постельного белья;
- носков;
- кокса;
- фосфорных удобрений;
- цемента и бетона;
- ферросплавов;
- цинка;
- алюминия;
- меди;
- серебра и золота;
- трансформаторов; аккумуляторов;
- светильников;
- мебели; ювелирных изделий.
Увы, это далеко не полный список.
Но будем справедливы: есть немало видов продукции, производство которой возросло: например, в этом списке туалетная бумага, макароны, консервы, лекарства, легковые автомобили и другое.
Так что общие показатели промышленности оказались выше уровня первого месяца прошлого года, даже несмотря на просадку обрабатывающего сектора. По итогам прошедшего месяца ИПП к январю 2021 года составил 102,9%.
Росту этого показателя пока помогает нефть.
Ее добыча в январе текущего года (без учета газового конденсата) составила 6,7143 млн тонн, что на 14,1% больше, чем годом ранее.
К слову, уже 4 месяца подряд нефтедобыча держится на рекордном уровне -выше 6,6 млн тонн. Как сказал бы Виктор Черномырдин: "Никогда такого не было, и вот опять!".
И связано это в первую очередь с политикой ОПЕК+, которая в последнее время ежемесячно повышает квоты на добычу нефти для участников (а Казахстан участник) сделки.
На 12% выросла и добыча газа: в январе показатель составил 5,27 млрд куб. м. Это, к слову, еще один максимальный показатель, по крайней мере - с начала 2013 года.
При этом рост был достигнут за счет нефтяного попутного газа (+19,6% до 3,1 млрд), тогда как рост добычи естественного природного газа оказался не таким и сильным (+2,5%, до 2,16 млрд).
А что в регионах? Там все просто: индустрия рулит.
Наибольшие темпы роста промышленности – в Атырауской области (+16,2%), что не выглядит удивительным, учитывая рост добычи нефти.
Следом идет Карагандинская область (+6,3% за счет роста выпуска продукции металлургии).
К слову, нефтяная и индустриальная столицы Казахстана в том же порядке расположились и в экспортном рейтинге страны.
А еще в первую пятерку по темпам роста промышленности вошли три южных региона.
Жамбылская область за счет добычи полезных ископаемых, производства цемента, мазута и дизтоплива (+5,4%) получила бронзу в этом капиталистическом соревновании.
Добыча урана, производство цемента, труб и колбасы подняли Туркестанскую область (+5,2%) на четвертое место.
Алматинская область добавила 4,8% в основном за счет пищевой промышленности.
Но кроме лидеров есть у нас и отстающие: в 6 регионах относительно начала 2021 года производство сократилось.
А вот проблемы аутсайдера - Актюбинской области - требует более пристального рассмотрения.
В 2007-2013 годы нефть занимала порядка 60% зарубежных поставок региона (сейчас – 31%). Она приносила в среднем 4,3 млрд долларов экспортной выручки (ныне весь экспорт за 9 месяцев всего 1,65 млрд).
В целом внешние поставки области составляли в среднем 6,9 млрд долларов, и в эти годы регион стабильно занимал 2-4-е места в соответствующем табеле о рангах.
Но к 2019 году стоимость экспорта актюбинского черного золота упала до 748 млн долларов, вследствие чего регион переместился на 10-е место в экспортном рейтинге.
И вот новая напасть: индекс промышленного производства Актюбинской области рухнул на 13,7%.
Упала добыча медных, хромовых концентратов, медно-цинковых руд, а также производство феррохрома и строительных сборных металлоконструкций.
Возможно, это всего лишь сезонное падение – год только начался.
Однако повод задуматься есть.
Алихан Казбаев