ТОО "Проммашкомплект" до конца этого года планирует произвести технический запуск второй очереди предприятия, что позволит увеличить объем производства железнодорожных колес с нынешних 75 тыс. до 200 тыс. в год.
Само производство для железнодорожной отрасли было основано в Экибастузе пять лет назад, за этот период было инвестировано порядка 10 млрд тенге заемных средств.
"Наша стратегическая задача в модернизации производства и выходе на экспортные рынки. За пять лет при поддержке государства построен с нуля завод, на котором налажено уникальное высокопрецизионное производство, позволяющее удовлетворить не только потребности национального рынка, но и смело смотреть на рынки стран Европы и Азии", - говорит председатель правления ТОО "Проммашкомплект" Даулет Сыздыков.
Правда, гладкой колея не получилась. В 2013 году возникла серьезная проблема с реализацией железнодорожных колес основному партнеру – АО "Казтемиртранс". Железнодорожники сначала ссылались на невыполнение договоренностей со стороны производителя, а затем на падение объема перевозок и сокращение объема ремонта грузовых вагонов. Дошло до того, что рабочие завода писали открытое письмо президенту страны с просьбой: "Мы хотим работать, стабильно получать зарплату, чтобы завод укреплялся. Но мы также видим, что десятки тысяч колес лежат на складе и уже в цеху, начиная с летних месяцев. Почему это происходит? Почему те, кто подписал с нами договор, договор, под который практически построен завод и всех нас наняли, почему те люди не платят за выпущенную продукцию? Когда ТОО "Казтемиртранс" заберет эти колеса, заплатит за них и даст нам спокойно развиваться?"
Сегодня участники рынка говорят о стабильности ситуации.
"Когда мы только начинали проект, зондировали рынок, поднимали данные, то выяснили, что есть стандартная ситуация на рынке железнодорожных колес. Из года в год диаграмма спроса и производства меняется то вверх, то вниз. На сегодня мы в самом низу, но уже начался подъем. Все эти годы, даже если взять крупные предприятия, уменьшался объем производства колес, сократился объем производства вагонов. Сегодня тот момент, когда начинается рост. К концу 2018 года мы нарастим объем производства", - рассказал abctv.kz генеральный директор ТОО "Railways systems kz" Артур Хачатурян, которое является управляющей компанией созданного кластера.
Согласно планам, в 2018 году предприятие планирует увеличить объем производства железнодорожных колес с нынешней мощности в 75 тыс. до 200 тыс. штук, вложив в расширение производства порядка 40-60 млрд тенге заемных средств и создав дополнительно более 400 рабочих мест.
Кто последний за колесами?
Одина из главных стратегических задач предприятия – экспорт. В 2016 году ТОО "Проммашкомплект" подписало официальный контракт с ЗАО "Азербайджанские железные дороги" на поставку стрелочных переводов на сумму $24 млн. Интерес проявили и Молдавские железные дороги. Бывшая союзная республика намерена капитально реконструировать свою железную дорогу, которой уже без малого полтора века.
"Наша продукция понравилась молдаванам, они провели большой техконтроль нашей продукции, в текущем году они планируют строительство порядка 200 километров железных дорог, и мы будем в этом проекте принимать участие, речь идет о поставке стрелочных переводов", - говорит Артур Хачатурян.
Есть планы по расширению рынка реализации продукции за счет Туркмении, Кореи, Индии и Ирана. К слову, говоря о внутреннем рынке, стоит заметить, что использован еще не весь внутренний потенциал. Речь идет об астанинской компании "Тулпар-Тальго", выпускающей пассажирские вагоны. По мнению генерального директора ТОО "Railways systems kz", экибастузцы, имея европейское оборудование, вполне могли бы выполнять заказы для данной компании.
"Мы можем делать любые колеса. Имея такие станки, уже решен вопрос качества. Брак у нас в прошлом году при плановой цифре 1% составил одну тысячную. "Тальго" – это серьезная компания. У них свои договорные отношения на поставку, в том числе и колес. Мы приглашали их посетить наше производство, я встречался с директором предприятия, приглашал побывать у нас, но пока ничего", - говорит Артур Хачатурян.
ТОО "Проммашкомплект" все пять лет пытается стать драйвером железнодорожного кластера Экибастуза. Вокруг него сегодня создан и работает ряд предприятий. Это ТОО "R.W.S Concrete", занимающееся производством преднапряженного железобетонного бруса как неотъемлемой части стрелочного перевода.
"Это то же самое, что покупать машину без колес. Следующим этапом стало открытие ТОО "R.W.S. BINDING" – пластиковые детали для рельсовых скреплений, сегодня вся Европа с такими работает. Затем ТОО "R.W.S. Wheelset" по производству железнодорожной оси и формированию колесных пар", - говорит Артур Хачатурян.
Марина Попова, Павлодар