Сегодня в городском суде Нур-Султана состоялся суд второй инстанции по делу иска ТОО "Премиум Ойл Транс" к АО "Центр транспортного сервиса" (ЦТС). Как стало известно, "Премиум Ойл Транс" заключило договор с ЦТС на услуги подъездного пути № 21 на станции Белколь. Отметим, другой возможности проезда по этой части железной дороги нет, данная услуга регулируется Комитетом естественных монополий Минэкономики.
В 2018 году стороны заключили договор. Как рассказывает юрист "Премиум Ойл Транс" Алымджан Низамединов, выяснилось, что ЦТС не принадлежит данный подъездной путь.
"На этом основании мы перестали оплачивать услуги, в частности не заплатили за один месяц – декабрь 2018 года. Сделали запрос предоставить правоустанавливающие документы. Компанией не были предоставлены данные документы, только справка о госрегистрации за 2017 год, в которой указано, что данный подъездной путь зарегистрирован только в 2017 году на основании акта приема-передачи, то есть бухгалтерского документа.
По его словам, на сайте реестра госимущества и приватизации Минфина размещена страница о торгах, когда продавался ЦТС в 2015 году. В составе тендерной документации имеется акт оценки имущества, составленный в декабре 2014 года для продажи АО "ЦТС", которое в то время являлось дочерней компанией АО "НК "КТЖ". В данном акте оценки имущества отсутствует подъездной путь Белколь, на балансе компании не было данного пути на время его приобретения, утверждает А. Низамединов.
Он отмечает, что представитель Комитета госимущества присутствовал на первом судебном заседании, где пояснил, что при оценке имущества оценивается 100%-ная стоимость имущества, и ситуация, когда часть имущества была не оценена, но передана, не могла сложиться.
"Из этого следует, что в 2015 году при передачи подъездных путей в АО "ЦТС" данного пути не было на балансе компании. А в 2016 году при утверждении тарифа еще не было зарегистрировано право собственности, поэтому утвержденный тариф не может применяться к данному подъездному пути", – считает юрист.
В этой связи, отмечает юрист, регистрация объекта является незаконной и была осуществлена без правоустанавливающих документов.
"Данный подъездной путь не был приобретен у государства. Доводом в подтверждении к этому является постановление Правительства от 15 марта 2002 года № 310 о создании ЗАО "НК "КТЖ", в соответствии с которым 100%-ный пакет акций АО "ЦТС" передан в уставный капитал в "КТЖ". Это свидетельствует о том, что данный подъездной путь после его передачи в ЦТС был обратно возращен в "КТЖ".
В компании отмечают, что документы ЦТС в суде были представлены без подлинников, и невозможно установить их легитимность. Также на суде первой инстанции АО "ЦТС" не предоставило правоустанавливающих документов на указанный подъездной путь, переход права собственности и документов, подтверждающих переход на баланс АО "ЦТС", подчеркивает А. Низамединов.
"Суть вопроса не в сумме, а в том, что имеют ли они право оказывать регулируемую услугу как монополист. Но возникает вопрос: как они утвердили тариф, если не получили данный объект у государства, имела ли компания право заключать договор с нами, не имея на балансе данный объект?" – задается вопросом представитель ТОО "Премиум Ойл Транс".
Также он рассказал, что в 2018 году был судебный процесс, в котором "КТЖ" подавала в суд на АО "ЦТС" об обжаловании регистрации права собственности на этот подъездной путь, технического паспорта, акта выдачи земельного участка данному акционерном обществу, где "КТЖ" утверждает, что данный подъездной путь является собственностью нацкомпании. Однако судья в Кызылординской области прекратил производство в связи с тем, что специалисты национального перевозчика неправильно подали исковое заявление.
В компании отмечают высокие тарифы ЦТС. Если по другим подъездным путям тариф составляет 300 тенге за вагон, то здесь 2250 тенге.
По мнению президента АО "ЦТС" Есинжана Камбаева, компания "Премиум Ойл Транс" является дебитором и уклоняется от оказанных услуг. Как ранее сообщал юрист "Премиум Ойл Транс", сумма составляет 400 тысяч тенге.
Обратная сторона пути
По словам ответчика – юристов ЦТС, в материале дела есть справка, согласно которой подъездной путь № 21 протяженностью 0,496 км был передан Центру фирменного транспортного обслуживания, правопреемником которого является ЦТС в 1999 году.
"Имеется письмо Комитета госимущества, из которого следует, что все имущество ГКП ЦФТО, которое отражено в аудиторском акте ТОО "Сана Капитал", было передано в уставной капитал ТОО "ЦТС" и находилось там. Согласно действующему законодательству договор считается заключенным, когда между сторонами достигнуто соглашение по всем условиям. Договор (между "Премиум Ойл Транс" и ЦТС. – Ред.) был заключен, на сегодняшний день тариф не обжалован, права собственности тоже. То, что путь передавался, было установлено в ходе первого судебного заседания справкой, которая выдана национальным оператором, АО "НК "КТЖ", заместителем начальника Кызылординской станции пути от 13 июля 2017 года".
Он подтвердил, что право собственности было действительно зарегистрировано в 2017 году, но договор с "Премиум Ойл Транс" был заключен после этого – в феврале 2018 года.
Повторное слушание назначено на 26 июля 2019 года.
Отметим, это не первый случай, когда компании подают в суд на ЦТС. В начале 2018 года костанайские предприниматели массово писали жалобы на данную компанию. В марте в Комитете по регулированию естественных монополий Минэкономики (КРЕМЗК) провели проверку. Поводом стали многочисленные обращения от предпринимателей ВКО, СКО, ЗКО, Костанайской и Алматинской областей, а также города Алматы.
Саян Абаев