"Мы как компания к кризисам привыкли, и к большим, и к маленьким. И я считаю, что это всех предпринимателей касается. Даже любая девальвация – это для нас тоже кризис, мы к ней адаптировались. Мировые кризисы включали и девальвацию, и другие негативные моменты, к ним, по сути, мы тоже каким-то образом адаптировались", – начал дискуссию в рамках Almaty Investment Forum – 2020, посвященную антикризисному менеджменту, предприниматель Раимбек Баталов.
На его взгляд, ключевой вопрос бизнеса, не важно, малого, среднего или крупного, – повышение эффективности компании. "Есть классические вещи, которые делают практически все, это повышение эффективности через цифровизацию, оцифровку и оптимизацию внутренних процессов. И это сложный и непростой процесс для всех", - говорит спикер.
Он приводит в пример опыт своей компании. "Мы не предполагали, что 2020 год будет простым для нас даже без ковида. Потому что в 2018-2019 годах затеяли масштабную трансформацию, очень серьезную оцифровку бизнес-процессов. Начали с линейного менеджмента, с бэк-офиса и шли в этом направлении. Сложнее всего, конечно, с линейным менеджментом, там вопрос компетенций и уровень совсем другой. Мы понимаем, что этот процесс не на один год. Но, тем не менее, за экватор уже перевалили, и видим определенные эффекты – сократили ФОТ на 20%, при этом увеличили производительность. Это существенно, я считаю. Перешли на цифровые инструменты. На 10-15% сократили административные расходы – командировки, транспортные расходы, улучшили логистику", - описывает Раимбек Баталов то, что происходит в его компании, добавляя, что кризис был встречен во всеоружии.
Второе направление, в котором движется холдинг, – диверсификация рисков, увеличение доли экспорта, "чтобы не быть только в тенге". Третье направление – избавление от непрофильных активов, сейчас компания занимается в основном тем, что связано с ее бизнес-моделью.
Доля проблемных кредитов выросла на 3%
"К вам как к руководителю крупнейшего банка страны было много вопросов от предпринимателей о том, чем бы банки могли помочь бизнесу. Иногда просьбы были радикальные, вплоть до того, чтобы отменить проценты, простить кредиты. Как банки помогали МСБ?" – обратился модератор дискуссии предприниматель Арманжан Байтасов к председателю правления Halyk Bank Умут Шаяхметовой.
"Так как мы сейчас говорим о восстановлении и дальнейшем росте, то нужно отметить, что невозможно выделить один сектор или отрасль вне общей экосистемы, а экосистема – это в первую очередь государство, меры, которые были приняты им и поддержаны акиматом как реакция на локдаун в марте-мае. Надо отдать должное, реакция была очень быстрой. Это были и фискальные и монетарные меры, и налоговые послабления, арендные платежи были отодвинуты для предпринимателей", - говорит банкир.
Она отметила, что регуляторы так же быстро принимали решения в отношении банков – по снижению требований по провизованию, по необходимости реструктуризации кредитов. "Например, было требование всем заемщикам-физлицам передвинуть графики, сделать реструктуризацию, чтобы клиенты не платили в течение трех месяцев. Для МСБ были программы поддержки от регуляторов – по предоставлению льготных графиков по погашению", - перечисляет она.
На взгляд Умут Шаяхметовой, реакция на эти меры и сложившуюся в экономике ситуацию со стороны разных секторов, бизнеса была разной: "Кто-то был в полном шоке, предприниматели закрывали свои компании, и, думаю, мы увидим банкротства в ближайшее время. Многие перестраивались под новые требования, условия. В целом дух выживания есть".
Спикер еще раз отметила, что этот кризис все-таки другой, не экономический, он пришел не со стороны экономики, а со стороны угрозы здоровью населения. "Приходилось в первую очередь думать о безопасности сотрудников и клиентов. Также было и в других компаниях. Была прервана цепочка от возможности трудоспособного населения производить и покупать до поступления денежных средств и возможности погашения кредитов, и это, соответственно, отразилось на банках", - говорит она.
И все же, несмотря на то, что кризис был совершенно другого характера, сказался на глобальной экономике и на каждой компании, некоторые отрасли, отмечает Умут Шаяхметова, наоборот, выросли. Например, строительство, телекоммуникации, логистика. Многие компании перестроили свои процессы по доставке продукции, перевели услуги в онлайн. И эта реакция и возможность быстро перестроиться были критичными для сохранения бизнеса и рабочих мест.
"В секторе розничного кредитования мы видим падение платежеспособности населения, были сокращены зарплаты, люди уходили в неоплачиваемые отпуска, на пособие 42500 тенге. Это, конечно, отразилось и до сих пор отражается на качестве банковского портфеля. Произошел рост проблемных кредитов, за 10 месяцев этого года показатель NPL вырос на 3% по сектору, в некоторых банках больше, в некоторых – меньше", - обрисовывает ситуацию глава "Халыка".
Микро и малому нужны эффективные инструменты
"Много программ было расписано, даже один раз составили список предприятий, которым или оказана помощь, или будет оказываться помощь. Что-то реально получилось из всех озвученных программ, выстрелило, дошла какая-то помощь до предпринимателей?" – обратился Арманжан Байтасов к Раимбеку Баталову.
Раимбек Баталов: "Прежде всего, надо разделять малый, средний и крупный бизнес. Если говорить о малом бизнесе, то еще до пандемии президент объявил о моратории по налогам на три года для специальных налоговых режимов, за год это около 200 млрд тенге. По сути, эти 200 млрд МСБ перестал платить. Куда пошли эти деньги? Безусловно, в первую очередь – на внутренний бизнес, на повышение устойчивости малого бизнеса. Это серьезное послабление".
В период пандемии коронавируса государство пошло на отсрочки тем видам бизнеса, которые больше всего пострадали. "Много вопросов было, что не все отрасли предусмотрели. Всем не угодишь. Но тем не менее те, кто туда вошли, получили беспрецедентную отсрочку по ряду налогов и т.д. Финансирование предоставлялось через "Даму": банки и, соответственно, заемщики получили средства в рамках ДКБ-2025 и "Экономики простых вещей". Сейчас мы новую программу пробили – непосредственно для "малышей", для микро- и малого бизнеса, там 6% годовых, 85% – гарантия государства. Эта программа пока раскачивается, но тем не менее", – продолжил предприниматель.
Он считает, что подходы к развитию микро- и малого бизнеса должны быть в целом пересмотрены. "Эту тему мы активно обсуждаем с алматинским акиматом. Нужны более эффективные инструменты, роль акимата в поддержке микро- и малого бизнеса необходимо усиливать. Посмотрите на имеющиеся инструменты поддержки: "чек" "Даму" – по-моему, порядка 70 млн тенге, то есть там микро- и малым бизнесом вообще не "пахнет". В Алматы примерно 160-200 тыс. малых предприятий, но количество тех, кого охватили помощью, очень мало. Для микро- и малого бизнеса стимулирование инвестиций в основной и человеческий капитал требует совершенно других подходов. Мы этот вопрос с палатой "Атамекен", правительством и акиматами сейчас отрабатываем", – поделился спикер.
Он также добавил, что нужно создавать среду для устойчивости и конкурентоспособности малого бизнеса через финансовые и нефинансовые инструменты. "Это очень важно. Я считаю, что тут мы с акиматом на правильном пути: консультантов для малого бизнеса должно быть еще больше, эта среда должна развиваться, необходимо идти таргетированно по секторам, чтобы помогать "малышам" становиться более конкурентоспособными", – отмечает Раимбек Баталов.
"Больше 2 тыс. заявок уже обработали"
"Какие меры принимали банки? Были ли реальные шаги по ослаблению кредитной нагрузки?" – модератор вновь обратился к Умут Шаяхметовой.
"Как я уже говорила, с начала пандемии были сделаны регуляторные шаги со стороны АРРФР и Нацбанка – по предоставлению отсрочек на текущие кредиты, возможности переноса графиков платежей. Многие клиенты воспользовались, но многие отказались. Компании, у которых были денежные потоки, или даже физические лица, у которых зарплаты сохранились, отказывались и продолжали платить. В нашем банке примерно 16% от кредитного портфеля - это те, кто пошел на отсрочку. Цифра немаленькая, но потом мы увидели, что из 16% примерно половина попросили дальнейшую пролонгацию", – рассказала глава банка.
По ее мнению, очень важно, чтобы предприниматели могли осуществлять новогодние продажи, потому что этот период обеспечивает некоторым компаниям до 30% годового дохода. Именно поэтому роль государства, акиматов сейчас столь критична с точки зрения дополнительных ограничений в декабре.
Умут Шаяхметова также говорила о новой, "очень интересной", программе: "Со стороны государства субсидируется ставка до 6% на все отрасли, которые пострадали в пандемию, по списку. Даже если компания платила в этот период, государство все равно возмещает ставку, и можно эти деньги использовать на будущие платежи. Программа заработала, и мы уже видим большой объем заявок, больше 2 тыс. заявок мы обработали и передали на получение такого рода субсидий. Все эти меры очень поддержали экономику, обеспечили определенный спрос. И самое главное – была оказана финансовая поддержка предпринимателям", – считает банкир.
Настроения изменились
Арманжан Байтасов подвел итог: "Как медийщик могу сказать, что одна из ключевых проблем, с которой мы столкнулись во время коронакризиса, – недостаток информации. Мы не могли оценить точно, где находимся, что делаем, не могли прогнозировать, куда двигаться. За этот год накопили большие базы данных, есть успешные примеры выхода компаний из кризиса. Есть понимание, как государство должно действовать, оно во многих аспектах поддержало предпринимателей".
В целом, по его мнению, ситуация уже выровнялась. "Я это чувствую даже по беседе, которая идет сейчас, и сравниваю с видео-конференц-коллами, которые у нас были в марте-апреле-мае. Сейчас все чувствуют себя достаточно уверенно, все понимают, что нужно делать и куда двигаться", – заключил Арманжан Байтасов.
Елена Тумашова
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!