Председатель совета директоров холдинга Raimbek Раимбек Баталов в интервью inbusiness.kz поделился мнением о буме безналичных платежей, о том, под какие задачи, на его взгляд, нужно перестроить государственные программы и стоит ли несостоятельным предприятиям бояться проходить процедуру банкротства.
– Раимбек Анварович, сейчас самая горячая тема – p2p-переводы. Вроде хотели цифровизировать бизнес, и вроде бы этот процесс начался. Но что-то пошло не так. По Вашему мнению – что?
– Мне кажется, все так. Безналичные платежи – это очень важный элемент. Мы благодарим банки и Правительство за то, что создали такие условия, и люди начали пользоваться р2р-платежами, хотя, мне кажется, очень мало информации, разъяснительной работы в этом вопросе. И никто против р2р-платежей не выступает – абсолютно точно.
Другое дело – бизнес начинает где-то этими возможностями пользоваться и полностью уходить от уплаты налогов. Но это вопрос, наверное, к бизнесу, а не к населению. Потому что население платит, ему удобно, и я считаю, что эту тему нужно продолжать.
А цифровизация бизнеса – это уже отдельная тема, это вопрос малого и среднего бизнеса, использования "облака". Это мировой тренд, и бояться этого не нужно. Мы четко видим, что бизнес, который перешел на "цифру" и пользуется ею, более устойчивый. Простой пример: почему малый и средний бизнес имеет самые высокие ставки по кредитам, почему все время возникает вопрос невозможности получения финансирования в банках второго уровня? Один из главных ответов – закрытость бизнеса, его неустойчивость. Когда бизнес ведется "по тетрадке", понятно, что любому финансовому институту будет очень сложно его финансировать.
Когда бизнес ведется в "цифре" – совсем другое дело. Тем более малый и микробизнес со следующего года освобождается от уплаты налогов на три года. Ноль налогов – это же манна небесная. Это уникальная возможность бизнесу перейти на совершенно другой уровень – цифровизироваться, стать более устойчивым, получить возможности по льготному финансированию, использовать другие преференции от государства. Это уникальная возможность, но над ней надо работать, и работать в первую очередь акиматам, Правительству, общественным объединениям, таким как Национальная палата предпринимателей "Атамекен". И работать прежде всего с действующим бизнесом.
– И все-таки, как стимулировать бизнес показывать свои доходы?
– Цифровизация как раз и позволяет одним кликом сдавать налоговую отчетность. Это очень легко.
– Но бизнес же не хочет устанавливать контрольно-кассовые аппараты, POS-терминалы. В этом проблема.
– Там никаких проблем нет. Мне кажется, просто недостаточно информации, примеров, обучающих программ в этом вопросе
– Есть мнение, что обучение не очень действенный инструмент для бизнеса…
– Я полностью с этим не согласен. Большое количество консалтинговых компаний проводит обучение, и никаких проблем мы не видим. Предприниматели с удовольствием учатся. Это абсолютно эффективно. Спросите небольшие консалтинговые компании, которые занимаются обучением. Те, которые специализируются на HoReCa, услугах, ритейле, собирают и онлайн, и офлайн десятки и сотни человек, и люди с удовольствием учатся.
Конечно, этого недостаточно. Еще раз подчеркиваю, это вопрос и государства, и частного сектора, и общественных объединений. Надо засучив рукава в этом направлении двигаться, потому что у малого и микробизнеса недостаточно знаний. Я считаю, это одна из ключевых проблем.
– Сейчас говорят о том, что принимается слишком много программ государственной поддержки, они дублируют друг друга и неэффективны. На Ваш взгляд, что делать с госпрограммами, как поддерживать бизнес?
– Думаю, там сильного дублирования нет, другой вопрос – надо повышать их эффективность, это абсолютно точно. Например, есть возможность обучения по программам "Енбек", "Бастау". Эти программы свою задачу выполнили в предыдущие годы. Поскольку сейчас поставлена задача по легализации бизнеса, по выводу его из тени, цифровизации, открытости, соответственно, надо программы перестроить именно под эти задачи. Это первый момент.
Второй момент – акиматы. Там огромные хорошие ресурсы, и это вообще их задача – развивать малый и микробизнес. Я считаю, что большинство акиматов недостаточно работает в этом направлении.
– У бизнеса часто возникают претензии к акиматам, что они землю не дают.
– Это другая задача. Вопрос обучения – это одна проблема, а вопрос административных барьеров, связанных с землей и прочим, – это другая проблема. Но там тоже нужно цифровизировать. Президент говорит о том, что нужно оцифровывать города. Мне кажется, это должно касаться в первую очередь государственных услуг – техусловий, выдачи земли, их нужно сделать более прозрачными, минимизировать человеческое участие. В этом направлении нужно больше работать.
– На конференции финансистов председатель правления НПП Аблай Мырзахметов сказал, что с 2005 по 2019 год через процедуру банкротства прошло всего чуть более 3 тыс. предприятий, включая ИП. Механизм банкротства не могут отладить, но в то же время говорят о необходимости очищать реальный сектор.
– Эта проблема достаточно острая. Я считаю, оздоровление банков нужно делать в первую очередь через оздоровление компаний. Проблему необходимо – совершенно точно – доводить до логического конца и оздоравливать компании через процедуры реструктуризации, банкротства – инструментов достаточно много. Большинство компаний перегружены долгами – и малый, и средний, и крупный бизнес.
– Будут ли сами компании готовы проходить такую процедуру?
– Ну почему нет? Это тоже вопрос оздоровления. Банкротства не нужно бояться.
Елена Тумашова