Целесообразность в продаже таких стратегических объектов, как Шульбинская и Усть-Каменогорская гидроэлектростанции, отсутствует. Это угрожает интересам национальной безопасности и может привести к росту тарифов на электроэнергию. Об этом заявил экономист и общественный деятель Айдар Алибаев, передает inbusiness.kz.
"На мой взгляд, по Шульбинской и Усть-Каменогорской гидроэлектростанциям необходимо провести серьезный экономический и финансовый аудит, который покажет нецелесообразность этой сделки. Что это будет вредить нашим национальным интересам, и говорить не стоит. Я обращаюсь и к правительству, ко всем неравнодушным гражданам поддержать призыв о наложении полного запрета на сделку по продаже гидроэлектростанций в Восточном Казахстане", – заявил Айдар Алибаев.
Данные гидроэлектростанции имеют для Казахстана стратегическое значение, подчеркнул он. Во всем мире, по словам спикера, подобные организации продаже не подлежат, поскольку имеют прямое отношении к безопасности страны.
"Потенциальным покупателем данной сделки являются Объединенные Арабские Эмираты, с которыми имеются некие предварительные договоренности. Мне не совсем понятно, с каких пор арабские шейхи стали большими специалистами в гидроэнергетике", – задается вопросом экономист.
В Казахстане есть достаточно отрицательный опыт продаж серьезных предприятий иностранцам, как в сфере энергетики, так и в сфере водоснабжения, жилищно-коммунального хозяйства.
"Как правило, этот опыт в основном негативный, поскольку приводит только к безудержному росту цен и отсутствию всяких социальных обязательств. Зачастую приходится такие предприятия возвращать по прошествии определенного количества лет. Иностранцы загибают очень большие цены. И, действительно, приходится выкупать за стоимость, превышающую ту, которая была в свое время выручена от продажи этого предприятия. Мне не понятна политика государства, когда нормально функционирующие, зачастую приносящие прибыль государственные предприятия продаются в частные руки. В результате это приводит только к повышению цен, к падению качества. Происходит это в самых разных сферах, начиная от здравоохранения и заканчивая инфраструктурными объектами", – полагает Айдар Алибаев.
Ранее против продажи ГЭС в ВКО выступили казахстанские ученые, которые отметили отсутствие независимой экспертной, энергетической, экологической и экономической оценки последствий продажи указанных ГЭС. Открытыми остаются вопросы: как будет управляться весь каскад ГЭС и водохранилищ с учетом регулирования стока реки Ертис в интересах экологии, сельского хозяйства, судоходства, объектов экономики и экологии, как Казахстана, так и России, с которой связаны долгосрочными договорными обязательствами; почему не опубликованы требования к будущим покупателям, связанные с перспективой развития мощностей этих станций, их модернизации, реализации проектов по строительству второй очереди.
Напомним, в феврале текущего года стало известно о предпродажной подготовке двух ГЭС в ВКО.
Постановление правительства РК о реализации двух предприятий было принято 9 февраля 2021 года.
"Комитету государственного имущества и приватизации министерства финансов Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке провести конкурс путем двухэтапных процедур по продаже 100 (сто) процентов государственных долей участия в уставных капиталах товариществ с ограниченной ответственностью "АЭС "Усть Каменогорская ГЭС" и "АЭС "Шульбинская ГЭС" участнику, предложившему наивысшую цену", – говорится в документе, завизированном подписью премьер-министра РК Аскара Мамина.
СМИ сообщали о проявленном интересе к вышеупомянутым гидроэлектростанциям со стороны арабских инвесторов, а также "Евразийской группы". В частности, речь шла об эмиратском суверенном фонде благосостояния Mubadala Investment Co и ERG.
Позже стало известно, что правительства Казахстана и Абу-Даби подписали декларацию о стратегическом партнерстве по ряду проектов. Сообщалось, что эта декларация подразумевает вероятность продажи казахстанских ТЭЦ и ГЭС альянсу казахстанских и арабских инвесторов. Эту информацию подтвердил первый вице-министр энергетики РК Мурат Журебеков.
Карина Алимова