Разбирать допустимость субсидирования в ЕАЭС будут коллегиально

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
6966

Парламент Казахстана ратифицировал соглашение ЕАЭС о специфических субсидиях.

Разбирать допустимость субсидирования в ЕАЭС будут коллегиально Фото: primeminister.kz

Депутаты сената в четверг на пленарном заседании приняли Закон "О ратификации соглашения о порядке добровольного согласования государствами – членами Евразийского экономического союза с Евразийской экономической комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров и проведения комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами – членами союза специфических субсидий".

"Целями соглашения являются исключение возможности применения компенсирующих мер в отношении согласованных с комиссией специфических субсидий, участие комиссии в качестве независимого арбитра в разбирательствах между государствами-членами по вопросам предоставления промышленных субсидий", – объяснил министр национальной экономики Тимур Сулейменов, представляя документ депутатам. 

При разработке соглашения учтен международный опыт, в частности Европейского союза и Всемирной торговой организации. По сути, документ построен на общих принципах и правилах ВТО – это принцип недискриминации, добросовестной конкуренции режима наибольшего благоприятствования. ВТО считает субсидии одним из основных инструментов развития промышленности, за исключением запрещенных субсидий.

Определено, что специфической является субсидия, которая выдается определенным предприятиям (группе предприятий), промышленному сектору (группе секторов: автопрому, легпрому, металлургии и так далее), определенному географическому региону (например, планы Казахстана по развитию Приозерска, Жанаозена, Жезказгана). 

В Казахстане действуют такие специфические программы субсидирования, например "Дорожная карта бизнеса – 2020", где есть специфичность по отраслевому признаку (наличие требования о принадлежности к приоритетным секторам и отраслям обрабатывающей промышленности). Также к специфическим относятся налоговые и таможенные льготы в рамках свободных экономических зон (СЭЗ) – это предоставление субсидии предприятиям, находящимся на территории СЭЗ, а также отраслевая принадлежность к приоритетной отрасли.

Под запрещенными понимаются субсидии, предоставление которых связано с экспортом продукции и поощрением использования местных товаров по отношению к импортируемым (импортозамещающие субсидии), а также субсидии, которые приводят к негативному влиянию на торговлю в стране-импортере.

Соглашение регламентирует порядок добровольного согласования государствами – членами союза с комиссией специфических субсидий в отношении промышленных товаров. Также закрепляется порядок проведения комиссией разбирательств, связанных с предоставлением государствами-членами специфических субсидий.

Процедура добровольного согласования предусматривает, что государство – член союза в целях согласования субсидии направляет в комиссию соответствующее заявление. Соглашением предусмотрено 15 критериев допустимости субсидий. Если субсидия соответствует одному или нескольким критериям допустимости, то комиссия принимает решение о допустимости такой субсидии.

Утверждено 15 критериев допустимости. В их числе: субсидия является малозначимой (100 тысяч долларов одному получателю (предприятию); субсидия направлена на реализацию совместного проекта, предусматривающего производство продукции, которая не производится или производится на таможенной территории союза в недостаточном количестве; субсидия направлена на проведение НИОКР, в том числе совместных, с целью стимулирования высокотехнологических производств; субсидия направлена на осуществление инновационной деятельности. Также допустимой считается субсидия, направленная на возмещение ущерба, причиненного стихийными бедствиями или какими-либо другими чрезвычайными происшествиями. Или же когда субсидия предоставляется на помощь неблагополучным регионам, на адаптацию предприятий к требованиям защиты окружающей среды. 

Допустимыми являются и ряд специфических субсидий: направленные на производство промышленного товара, не имеющего аналогов на таможенной территории союза; на производство промышленного товара, который производится на таможенной территории союза в недостаточном количестве; а также на оказание помощи в повышении уровня профессиональной квалификации. 

Кроме того, в списке допустимых – субсидии, направленные на оказание помощи предприятиям, находящимся в неустойчивом или кризисном финансовом состоянии и проводящим реструктуризацию; на оказание помощи предприятиям, находящимся на начальном периоде становления. 

"Если специфическая субсидия содержит признаки запрещенных субсидий, то она не согласовывается комиссией. Если специфическая субсидия не подпадает под критерии допустимости и недопустимости, то решение о согласовании такой субсидии не принимается. При этом, учитывая возможные изменения практики субсидирования, государство-член имеет право инициировать разработку нового критерия допустимости, который будет утверждаться решением Межправсовета", – объяснил глава Миннацэкономики. 

 Что касается процедуры разбирательства, то соглашение, по сути, предусматривает альтернативный механизм разрешения споров. Г-н Сулейменов пояснил, что сегодня у государств-членов уже есть возможность самостоятельного проведения расследования в отношении субсидий, предоставленных на территории других государств – членов ЕАЭС. Эта норма предусмотрена договором о союзе. Уполномоченные органы сторон (министерства промышленности или экономики) могут проводить такое расследование по своей инициативе либо бизнеса, о чем уведомляется противоположная сторона. Расследование проводится в течение шести месяцев, и по его итогам принимается решение о наличии ущерба, выставляется требование об отмене предоставленной субсидии и размере компенсирующей меры.

"В данном случае присутствует субъективный фактор, так как заинтересованная сторона сама проводит расследование, по сути, в одностороннем порядке. Соглашением вводится новый механизм, согласно которому разбирательство будет проводить комиссия, как независимый арбитр. Это позволит обеспечить объективное и всестороннее рассмотрение спорных вопросов. По итогам разбирательства комиссией принимается обязательное для исполнения государствами-членами решение", – объяснил министр. 

В случае если комиссией будут установлены факты наличия ущерба в отношении согласованных субсидий, субсидирующее государство прекращает предоставлять такие субсидии. В этом случае компенсирующие меры не вводятся. В отношении несогласованных субсидий государство, терпящее ущерб, может направить субсидирующему государству заявление о введении компенсирующей меры либо найти другое приемлемое решение в рамках двусторонних консультаций.

Реализация этих мер, считает г-н Сулейменов, позволит "регламентировать правовые инструменты защиты интересов отечественных промышленных предприятий и обеспечить объективность процедуры разбирательства за счет привлечения к этому процессу независимого арбитра – Евразийской экономической комиссии".

Принятый парламентом закон направлен на подпись главе государства. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться