В Казахстане завершили публичное обсуждение нового проекта Налогового кодекса и приступили непосредственно к написанию этого документа. Между тем предлагаемые госорганами меры – упразднение розничного налога, а также самого распространенного налогового режима – "упрощенной декларации", которым пользуются более 1,5 млн предпринимателей страны, отсутствие статуса самозанятых, стимулов к укрупнению бизнеса и выводу из тени наемных работников, разработка проекта НК без учета мнений всех сторон вызвали недоумение и недовольство в бизнес-сообществе. Об этом inbusiness.kz рассказали эксперты-практики. По мнению председателя Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Казахстана Сары Жунусовой, экономика, как и все сферы человеческой деятельности, является наукой, подчиненной ее правилам и законам. Но в разработке нового НК РК, по ее словам, осталась непонятной роль научного сообщества в лице специальных исследовательских институтов и организаций, передает inbusines.kz.
"Хотя именно они в теории должны заниматься такой важной деятельностью, как прогнозирование результатов тех или иных экономических реформ, давать им оценку, рассчитывать позитивные или негативные последствия, – считает Сара Жунусова. – На деле мы увидели только ссылки на некие исследования, Предприниматели не видят ни самой процедуры исследований, ни зачастую их результатов. Нам неизвестно, кто проводил исследования, какие методы применялись, все, что нам известно, только ссылки на них".
По словам Сары Жунусовой, деятельность научного сообщества в сфере экономики должна быть прозрачной. Для этого необходимо, чтобы научно-исследовательские заключения публиковались вместе с проектами нормативных актов.
Обсуждения в узком кругу
С мнением коллеги согласен налоговый консультант, член совета по налоговой методологии НПП "Атамекен" Файзирахман Миянов. Он напомнил, что 7 февраля 2024 года состоялось расширенное заседание правительства под руководством президента РК Касым-Жомарта Токаева, на котором он заявил, что НК должны разрабатывать не только фискалы, но и экономисты с привлечением представителей бизнес-сообщества.
"Со своей стороны бизнес неоднократно принимал меры для того, чтобы налоговые органы и министерство нацэкономики, как разработчик проекта НК, стали прислушиваться к нашему мнению и услышали бы те предложения, которые в чатах мессенджеров, на встречах и совещаниях высказывают сами практики, научное сообщество, – рассказал Файзирахман Миянов. – Но что же из этого вышло? 30 мая в Карагандинском университете мы проводили форум "Налоговый кодекс РК: проблемы и новые возможности в условиях цифровизации", пригласили представителей минфина, МНЭ, депутатов мажилиса и маслихатов, научного сообщества. Мы хотели обсудить проблемные вопросы, которые касаются проекта Налогового кодекса. Но мы услышали, что на данный момент его обсуждения закончились".
Как следует из официального ответа вице-министра национальной экономики РК Азамата Амрина на запрос Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Казахстана, с начала 2023 года на площадке МНЭ в рамках разработки нового Налогового кодекса прошло около 250 заседаний рабочей группы с привлечением широкого круга экспертов, госорганов, ассоциаций, международных организаций и экономистов. Всего было привлечено около 350 участников, сказано в ответе МНЭ. По информации Азамата Амрина, нормы налогового законодательства принимаются в соответствии со всеми установленными требованиями, проекты законов проходят все установленные процедуры по регламенту нормотворческой деятельности.
По словам президента Ассоциации содействия развития частного предпринимательства в РК Владимира Быкова, поначалу проект нового НК широко обсуждался в рабочих группах, но потом начались встречи в министерствах, были созданы отдельные группы.
"Представители госорганов давали обещания, что предлагаемые экспертами, бизнес-сообществом рекомендации будут рассмотрены и включены в проект кодекса, – рассказал Владимир Быков. – Но в том варианте кодекса, который был вынесен на обсуждение и стал распространяться по всему Казахстану, мы не увидели своих предложений".
По мнению Файзирахмана Миянова, совещания по вопросам налогового законодательства проходят в узком кругу, в основном для представителей крупного бизнеса, а МСБ не может принять в них участие. В итоге мнения предпринимателей не нашли отражения в проекте НК и нигде не учитывались. МНЭ не слышит ни НПП "Атамекен", ни бизнес-сообщество, игнорируя поручения главы государства, высказался Файзирахман Миянов.
Что станет с "упрощенкой"?
По его словам, бизнес-сообщество особенно удивило то, что в проекте НК предложили упразднить самый распространенный режим специального налогового режима – "упрощенную декларацию", который доступен для всех, потому что по нему предприниматель может работать без участия бухгалтера и уплачивать со своего оборота 3% налогов и социальные платежи. Кроме того, уполномоченные органы предложили упразднить режим розничного налога, который недавно внедрили для представителей малого и среднего бизнеса, у которых годовой оборот составляет до 2 млрд тенге в год. Но теперь оба режима хотят объединить в одном, под который подпадут предприниматели с годовым оборотом до 500 млн тенге, говорит Файзирахман Миянов.
"Весь бизнес, который сидит на "упрощенке" будет переходить на новый режим, в котором обязательно потребуется бухгалтер. То есть для них создают дополнительный барьер, – считает Файзирахман Миянов. – Предприниматели будут вынуждены обращаться к бухгалтерам, чтобы те объяснили им новый режим. Такие изменения предлагают ввести с 2025 года. Мы считаем, что это неправильно. Предприниматели, которые платят сейчас розничный налог и рассчитывали, что они не будут переходить на общеустановленный режим, если их годовой оборот не превысит 2 млрд тенге, тоже будут вынуждены перейти на новый режим. Этими изменениями все бизнес-сообщество сейчас недовольно".
По словам Владимира Быкова, уполномоченные госорганы всячески пытаются отменить упрощенный режим налогообложения, в том числе через уменьшение порога для постановки на учет по НДС. Это привело к тому, что бизнес стал дробиться, открывать новые ИП либо скрывать налоги. В результате таких непродуманных мер, считает Владимир Быков, бюджет не получал "определенное количество налогов".
"Мы на всех площадках предлагали вернуть прежний порог по НДС. Все понимают, что на упрощенном режиме "сидят" все мелкие предприниматели, которые занимаются кафе, ресторанчиками, маленькими магазинчиками у дома. Они не потянут содержание бухгалтеров, а в малых городах и так находятся на грани закрытия. Теперь упрощенный режим решили просто не включать в новый НК, – добавил Владимир Быков. – Мы просим, чтобы этот режим оставили. Он удобный, не надо насильно загонять людей в другой режим. Если кому-то нравится, то тогда пусть в него переходят".
Помимо этого, говорят эксперты, в Налоговый и Предпринимательский кодексы до сих пор не внесли определение самозанятых, чтобы рассмотреть без регистрации в качестве ИП деятельность значительной категории населения, включая таксистов, курьеров, парикмахеров, объединив для них патент и мобильное приложение e-Salyk Business.
"Пока эти определения не появятся в этих кодексах, мы не сможем дальше двигаться. Это замедляет тот процесс, который затрагивает свыше 2 млн граждан, которые сейчас не участвуют в социальном и пенсионном обеспечении. Они не могут, как ранее, по примеру ЕСП уплачивать и получать то, что им необходимо в жизни", – говорит Файзирахман Миянов.
Негативные последствия
У экспертов есть претензии и по пилотному проекту e-Tamga для выявления недобросовестных предпринимателей до заключения сделок. Но, по мнению Файзирахмана Миянова, он затронет и всех добросовестных представителей бизнеса, которые будут обязаны на казначейских счетах аккумулировать определенные суммы, изымая их из оборота до заключения сделок. И эти вопросы, по его словам, тоже не обсуждаются с бизнесом.
"Кроме того, в проекте НК предложили убрать льготы для сельхозпроизводителей в размере 70% НДС. А где научные исследования? Где цифры и статистика? Думаю, от такого нововведения будут негативные последствия", – считает Файзирахман Миянов.
Представитель Ассоциации налогоплательщиков и бухгалтеров Казахстана Оксана Вавринюк выразила общее пожелание экспертов, чтобы госорганы прислушивались к мнению бизнеса и научного сообщества, а не привлекали их к обсуждению законопроектов чисто для "галочки".
"Бизнес хочет развиваться, но надо понимать: чтобы он выходил из "тени", ему надо давать более широкий коридор. Сейчас много говорят о цифровом Казахстане. Но я, как бухгалтер, который работает в сфере среднего бизнеса, сталкиваюсь с тем, что с цифровизацией у нас есть очень большие проблемы, – рассказала Оксана Вавринюк. – Для того чтобы работать с цифровыми платформами, я обязана им отдать 30% с оборота. Потому что оплачиваем использование платформы, потом – компании, которая ее обслуживает, а еще за лояльность клиенту. То же самое касается маркетплейсов. Мы отдали за его разработку одной компании около 2 млн тенге, но она его до конца так и не доделала. На создание маркетплейса потребуется затратить около 20 млн тенге, чтобы он нормально функционировал. В целом получается, что госорганы нас слушают, но до конца не слышат".
Ранее мы сообщали, что новый Налоговый кодекс поставит обрабатывающую промышленность в еще более сложное положение.