В январе состоялось заседание Совета отечественных предпринимателей (СОП), посвященное вопросам развития горно-металлургического комплекса (ГМК) под председательством премьер-министра Алихана Смаилова. О текущей ситуации в отрасли ГМК и актуальных вопросах, стоящих перед бизнесом в этой сфере, рассказал inbusiness.kz председатель президиума Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Раимбек Баталов.
– Раимбек Анварович, расскажите, почему такое внимание в НПП "Атамекен" уделяется вопросам горно-металлургического комплекса?
– Решению вопросов горно-металлургического комплекса на правительственном уровне уделяется особое внимание. Ведь эта отрасль наряду с нефтегазовой является основным флагманом и донором казахстанской экономики, составляя более 10% в экономике страны по таким показателям, как доля в ВВП, экспортная выручка, налоговые поступления.
В стоимостном выражении отрасль производит больше, чем пищепром, легпром, химпром, фармпром, производство продуктов угле- и нефтепереработки, пластмассовых, резиновых, деревянных, бумажных и строительных изделий, машиностроение, а также энерго-, тепло- и водоснабжнение, вместе взятые. Порядка 30% сотрудников промышленного сектора РК работают на предприятиях ГМК – а это около 200 тыс. прямых рабочих мест. А если считать вместе с сегментами смежных отраслей и членами семей работников, всего с отраслью ГМК связаны около миллиона казахстанцев – практически каждый двадцатый житель нашей страны.
Сегодня в умах казахстанцев устоялось мнение о некоем "ресурсном проклятии" стран, обладающих крупными недрами полезных ископаемых. Но залогом интенсивного развития нашей страны за годы независимости стали именно природные богатства. Нам не следует бояться сырьевой составляющей структуры казахстанской экономики. Это такое же наше преимущество, как для других стран выход к морю или размер внутреннего рынка потребления, которым нужно просто умело пользоваться.
Казахстан находится в постоянном геополитическом и экономическом соревновании с другими странами. Мы вынуждены конкурировать за рынки сбыта и капитала, за привлечение инвестиций и инноваций, мы должны постоянно анализировать ситуацию и предпринимать соответствующие шаги, чтобы сохранить свое место на глобальных экономических рынках. И в этих условиях нам важно эффективно использовать наши естественные преимущества, которые были даны нам изначально, чтобы уже на этой базе приступить к реальной диверсификации экономики.
Есть отличные примеры стран, сумевших эффективно воспользоваться своими ресурсами. 30 лет назад Австралия и Канада по обладанию недрами и степени их освоения находились примерно на одном уровне с Казахстаном.
Правительства этих стран, прежде всего, создали институциональные и технические условия для привлечения и успешной деятельности как местных, так и зарубежных инвесторов. "Бум" в горнодобывающем секторе этих двух стран, несмотря на различные геополитические вызовы, не только не спадает, а, наоборот, усиливается. Каждый год на рынок Австралии и Канады выходят новые средние и малые компании; прежние "юниоры" продолжают свой рост, становясь постепенно крупными игроками, которые уже осваивают рынки других стран. И уже на базе достигнутого эти два государства стали последовательно заниматься вопросами диверсификации, развития новой сервисной и "зеленой" экономики и в результате находятся в числе передовых стран мира – по данным Всемирного банка, по уровню ВВП Канада в 2020 году занимала 9-е место в мире, Австралия – 13-е.
По аналогичному пути вслед за Австралией и Канадой двинулись страны "второго" эшелона: Чили, Аргентина, Перу, Монголия и другие, и, надо сказать, на этом пути тоже успешно и достаточно далеко продвинулись, по многим показателям опередив Казахстан, который, повторюсь, 30 лет назад находился на одной стартовой позиции с нынешними лидерами – Австралией и Канадой.
В последние годы многие африканские и даже арабские страны, богатые нефтью и газом, например, Саудовская Аравия, также встали на путь приоритетного развития сектора добычи твердых полезных ископаемых и металлических руд, приняли соответствующие государственные отраслевые стратегические программы и начали их активно воплощать в жизнь.
– Каким примерам готов последовать Казахстан, чтобы не отставать от ближайших конкурентов? Что делается уже сегодня и что предлагает "Атамекен"?
– В горнодобывающий сектор этих стран пошли большие инвестиции и пришли инвесторы, которые получили различные виды содействия и поддержки. К сожалению, в нашей стране в последнее время по многим показателям ситуация противоположная.
Например, начиная с 1 января 2023 года был увеличен налог на добычу полезных ископаемых – НДПИ в размере до 30%, а по отдельным позициям – до 50%. Это весьма значительное повышение затрагивает интересы всех игроков отрасли, включая крупные отечественные и иностранные компании-недропользователи. В частности, ведущая западная горнодобывающая компания Rio Tinto сразу выступила с особым заявлением – сожалением в адрес правительства Казахстана в связи с этим налоговым нововведением.
Но в еще большей степени от роста налоговой нагрузки пострадает малый и средний бизнес – "юниорские" компании. По ориентировочным оценкам, подобное повышение НДПИ поставит на грань выживания от 50% до 70% недропользователей – предприятий МСБ. При этом столь важная поправка в Налоговый кодекс правительством страны широко не обсуждалась, в дискуссию практически не были вовлечены как раз наиболее уязвимые субъекты предпринимательства – компании-"юниоры".
Кроме того, этот вопрос тесно связан с переходом на международные стандарты отчетности по запасам твердых полезных ископаемых.
В 2018 году был введен в действие Налоговый кодекс, который предусматривает полный переход горнорудной отрасли на международные стандарты отчетности по запасам, основанные на CRIRSCO, с 1 января 2024 года. В Казахстане на базе CRIRSCO был принят стандарт отчетности KAZRC. Система подсчета запасов ГКЗ, которая сейчас действует параллельно с KAZRC, должна была уйти в прошлое. Этот шаг был направлен на привлечение инвестиций в отрасль и дальнейшую ее интеграцию в мировую экономику.
Стандарты CRIRSCO и ГКЗ имеют концептуальные отличия в классификации запасов и ресурсов. Запасы и ресурсы по CRIRSCO не являются константой и могут пересчитываться, исходя из рыночной конъюнктуры. Тогда как ГКЗ основан на методологии оценки запасов, заложенной еще в советской плановой экономике, где рыночные факторы не являлись ключевыми. Переход на стандарт CRIRSCO с начала следующего года неизбежно требует реформирования действующей системы взимания НДПИ, которая базируется на изъятии природной ренты, исходя из объема погашенных запасов, рассчитанных по ГКЗ. Необходимо пересмотреть принципы взимания НДПИ с "ковша" на взимание налога с фактически реализуемого товарного продукта, что практикуется в большинстве стран мира.
Несмотря на то, что переход на международные стандарты был заявлен еще в 2018 году, все эти годы в этом направлении практически не велась системная подготовительная работа со стороны налоговых органов и министерства национальной экономики страны. Палата считает, что к этой работе необходимо приступить незамедлительно. Есть время примерно до конца этого года.
На примере последних поправок в Налоговый кодекс, согласно которым ставки НДПИ для одних видов минерального сырья были повышены на 50%, для других – на 30%, а для некоторых видов сырья остались практически неизменными, мы видим, что у государственных органов, ответственных за формирование и реализацию налоговой политики, порой нет понятных, прозрачных, обоснованных и четких принципов формирования этой политики. Необходимо предусмотреть, чтобы процесс формирования специфических (и не только) ставок налогов для бизнеса, таких как НДПИ (в будущем роялти), имел понятный, прозрачный и экономически обоснованный подход, исходя из баланса интересов отрасли и государства, а не был ориентирован на интересы отдельных субъектов бизнеса.
Например, в Австралии ставки роялти формируются, исходя из определенных целевых показателей, и в настоящее время нацелены на изъятие около 10% доходов недропользователей. В целом, ставки НДПИ должны обеспечивать разумный и экономически обоснованный баланс между интересами бизнеса и государства. Высокие ставки НДПИ в условиях перехода на CRIRSCO дестимулируют разработку сложных полиметаллических месторождений, бедных месторождений с низким содержанием металлов и других.
В связи с этим представители "юниорских" компаний обратились в НПП "Атамекен" с предложением предусмотреть понижающий коэффициент 0,5 к соответствующим ставкам НДПИ для малых и средних компаний. Подобная практика применения понижающих коэффициентов существует в действующем разделе НДПИ для твердых полезных ископаемых. При этом внедрение предлагаемой налоговой льготы, а фактически возврат к прежним ставкам для "юниорских" компаний соответствует духу общегосударственной политики поддержки МСБ, которая должна сохранить свою актуальность также и в случае перехода с НДПИ на роялти.
Кроме того, до 2009 года обороты по реализации геологоразведочных и геолого-поисковых работ в Казахстане были освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Учитывая фактор истощения запасов полезных ископаемых и необходимость активизации проведения в стране геологоразведочных работ, необходимо стимулировать компании, осуществляющие работы и оказывающие услуги в этой сфере. Мы предложили снизить ставку НДС до 0-2% для геологоразведочных компаний, осуществляющих и оказывающих соответствующие работы и услуги, в рамках разработки нового Налогового кодекса РК.
Эти меры, которые были предложены правительству, будут способствовать большему стимулированию геологоразведочной и добычной активности в сфере недропользования страны.
– Проблемы разумного и эффективного налогообложения всегда важные, существенные и насущные для деятельности субъектов предпринимательства не только в ГМК, но и в других секторах нашей экономики. Могли бы вы осветить иные специфические проблемы в горнодобывающей отрасли, например, связанные с охраной окружающей среды?
– Вопросы экологии, бережного отношения к природным ресурсам являются для предпринимателей сектора ГМК приоритетными, и в первую очередь это касается крупных компаний отрасли. Ими уже активно ведется работа по внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий, по снижению выбросов твердых веществ в атмосферу и их доведения до уровня мировых нормативов.
В настоящее время на предприятиях ГМК в соответствии с требованиями обновленного Экологического кодекса повсеместно устанавливаются автоматизированные системы мониторинга (АСМ) выбросов твердых и газообразных веществ, хотя и здесь имеются свои проблемы, связанные с задержками производства и поставок импортного оборудования из-за нынешней геополитической ситуации.
Крупные компании приступили к мероприятиям по озеленению, исполняя поручение главы государства по посадке в Казахстане 2 млрд деревьев в ближайшие пять лет.
Решение вопросов защиты окружающей среды включает в себя и модернизацию существующих производств, и создание новых, экологически более чистых. Например, современные технологии позволяют строить угольные станции с минимальным количеством вредных выбросов в атмосферу. И в ГМК Казахстана есть компании, готовые строить угольные станции по самым последним мировым экологическим стандартам. При этом очень важно соблюсти баланс между экологическими требованиями и интересами и возможностями отечественного бизнеса.
Экологическим кодексом Республики Казахстан с 2021 года заложена новая комплексная схема оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которая инициируется оператором на самом раннем этапе планирования намечаемой деятельности и предшествует разработке предпроектной и проектной документации. Новый Экологический кодекс, в том числе, повлиял на деятельность компаний, работающих в горнорудной отрасли страны.
При начале геологоразведочных и горных работ на месторождениях твердых полезных ископаемых недропользователи разрабатывают ряд проектов, которые в дальнейшем проходят определенные этапы согласований в государственных органах. Разработка проектов составляет от 30 до 120 рабочих дней. Одним из этапов проектирования является разработка проектов в сфере охраны окружающей среды сроком от 30 до 90 дней. С введением нового Экологического кодекса наблюдаются существенные изменения в сроках согласования проектов, так как ранее, до введения в действие новой редакции кодекса, срок согласования составлял 50 рабочих дней. Теперь он увеличился примерно до 150 дней. В связи с увеличением срока согласования у недропользователей возникает значительная задержка в начале проведения геологоразведочных или добычных работ. Задержка реализации инвестиционных проектов по разведке и добыче твердых полезных ископаемых оказывает отрицательный социально-экономический эффект как в реализации отдельных проектов, так и в развитии горнорудной отрасли страны.
В этой связи палата предложила пересмотреть сроки согласования проектов в сфере охраны окружающей среды и сократить их по каждому из этапов в рамках действующих правовых положений Экологического кодекса, без какого-либо ущерба для экологии и окружающей среды. Это должно положительно сказаться как на развитии геологоразведки и добычи, так и на развитии экономики страны в целом. Итого мы совместно с правительством, с министерством экологии и природных ресурсов в рамках подготовки к заседанию СОП по ГМК пришли к консенсусу о том, что общий срок согласования ОВОС вполне можно сократить со 150 дней до примерно 70 дней, то есть более чем в два раза!
Возвращаясь к проблемным вопросам геологии и добычи, о которых говорилось на совещании под председательством премьер-министра, по ним отраслевой бизнес предложил правительству принять следующие конкретные меры:
- проработать возможность проведения региональных геологоразведочных работ с применением аэрогеофизических и других современных методов исследований с целью получения актуальных и высокоточных данных о недрах;
- пересмотреть сроки конфиденциальности геологической информации, представляемой недропользователями в уполномоченный орган по изучению недр, и их опубликование либо предоставление к ней открытого доступа, с пяти до трех лет;
- предусмотреть распределение сумм платы за пользование земельными участками (арендных платежей) для социально-экономического развития местного населения сел, поселков, городов присутствия предприятий-недропользователей путем сохранения их в бюджете МИО с обязательным использованием по целевому назначению в рамках подготовки новых Бюджетного и Налогового кодексов;
- в программе управления государственным фондом недр (ПУГФН) открыть всю неисследованную, пока еще закрытую территорию Казахстана для режима первой заявки на геологоразведку (на сегодняшний день для геологоразведки открыта территория площадью 1,4 млн кв. км из 2,2 млн кв. км);
- обеспечить доступность кредитования субъектов предпринимательства в горнодобывающей сфере через национальные институты развития АО "НУХ "Байтерек".
При этом все меры, предлагаемые Национальной палатой предпринимателей в области развития горно-металлургического комплекса страны, как правило, носят системный "горизонтальный" характер, то есть касаются всех субъектов предпринимательства отрасли ГМК, будь то крупный, средний и малый бизнес, отечественные и иностранные инвесторы. По большинству из них мы получили понимание и поддержку со стороны как премьер-министра, так и отраслевых министров – членов правительства.
– Какие системные вопросы отрасли были подняты на Совете отечественных предпринимателей?
– Хотел бы отметить, что руководство страны придает особое значение вопросам развития горно-металлургического комплекса страны. Глава государства поднимал ключевые вопросы развития отрасли как в прошлогоднем сентябрьском послании, так и в своей инаугурационной речи сразу после президентских выборов. По инициативе президента в июне 2022 года был проведен республиканский референдум по внесению изменений в Конституцию Республики Казахстан. Одной из важнейших принятых поправок было установлено, что недра принадлежат народу Казахстана. В развитие этой концепции мы предложили разработать общенациональный приоритет "Развитие недр как драйвер экономического роста и повышения благосостояния народа Казахстана".
Основной целью разработки общенационального приоритета должно стать придание свежего, современного и мощного импульса развитию ГМК, как нового "старого" драйвера экономического роста страны на ближайшие годы и десятилетия. Кроме того, предлагаемый нами комплексный подход поможет скоординировать соответствующие, порой разрозненные усилия ответственных отраслевых госорганов по взаимодействию с отраслевым бизнесом.
В Стратегии развития Казахстана до 2050 года вопрос недр упоминается трижды, кстати, больше, чем какой-либо другой:
- "Всевышний дал нам много природных богатств".
- "Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к природным богатствам. Мы должны научиться правильно ими управлять, накапливая доходы от их продажи в казне, и самое главное – максимально эффективно трансформировать природные богатства нашей страны в устойчивый экономический рост".
- "Если нация хочет пользоваться доходами от сырьевых ресурсов через 35 лет, то готовиться к этому нужно уже сейчас".
Напомню, что Стратегия развития писалась в 2014-2015 годах, но вопросы эффективного и устойчивого развития недр с тех пор стали еще более актуальными.
При этом, что самое труднообъяснимое, каких-либо существенных стратегических документов отрасли ГМК нет:
- отсутствуют соответствующие общенациональные приоритеты;
- отсутствует упоминание ГМК в Национальном плане развития;
- отсутствует концепция развития отрасли ГМК, последний действовавший Стратегический план развития отрасли ГМК был рассчитан на 2010-2014 годы, то есть завершился более 8 лет назад;
- практически отсутствуют Национальные проекты.
И это в отрасли, которая, напомню, генерирует более 10% ВВП страны.
– Хорошо. Как я понимаю, вы от лица предпринимателей – недропользователей Республики Казахстан предлагаете высшему руководству страны рассмотреть возможность разработки и принятия общенационального приоритета "Развитие недр, как драйвер экономического роста и повышения благосостояния народа Казахстана". Что даст его принятие? Каковы его цели и задачи? Каковы его целевые индикаторы? Каких результатов в итоге вы планируете достичь?
– Если чуть подробнее, то цели и задачи нашего предложения заключаются в следующем.
Главная цель: сделать отрасль недр инвестиционно привлекательной как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
Основные задачи:
- повышение инвестиционной привлекательности геологоразведки;
- сбалансированное регулирование воздействия на окружающую среду;
- расширение возможностей для роста и развития МСБ ("юниорских" компаний) в недропользовании;
- стимулирующая роль налогообложения;
- дальнейшая либерализация регулирования недропользования;
- углубление металлургических (и нефтехимических) переделов;
- меры государственной поддержки.
Результаты:
- комплексный подход к эффективному освоению и развитию недр.
В связи с этим мы предлагаем также установить следующий ясный, четкий и понятный всем и каждому главный целевой показатель эффективности (KPI), оценивающий достижение правительством страны вносимого общенационального приоритета – вхождение и постоянное нахождение Казахстана в списке девяти крупнейших стран мира по показателям выручки в:
- горнодобывающей отрасли;
- металлургической (и нефтегазохимической) отраслях экономики Казахстана.
– Необходимость эффективного развития отрасли требует определенного переосмысления, переоценки и во многом даже изменения всей существующей экономической политики нашего государства. Диалог по поднятым вами вопросам, наверняка, будет продолжен представителями отрасли ГМК – специалистами, экономистами, общественниками, бизнесменами. Что бы вы хотели сказать нашим читателям в завершение интервью?
– Резюмируя, хотел бы еще раз отметить, что бизнес-сообщество совместно с госорганами на заседании Совета отечественных предпринимателей по вопросам развития ГМК рассмотрело самые важные и насущные проблемные вопросы развития отрасли. Отрасль растет, развивается и по-прежнему остается важнейшей для экономики нашей страны, одной из самых доходных и перспективных с точки зрения налогообложения, вклада в ВВП страны, создания новых рабочих мест. И здесь у предпринимателей с правительством цель единая – сделать отрасль ГМК инвестиционно привлекательной как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов.
Совместно с правительством ведется работа над новым Налоговым кодексом. В рамках осуществления налоговой реформы договорились совместно с центральными госорганами начать работу над выработкой единого подхода к расчету налоговой нагрузки в отрасли ГМК. Полагаю, вопросы стимулирования бизнеса в недропользовании, в геологии и добыче, в первую очередь, "юниорских" компаний также найдут свое отражение в новом Налоговом кодексе. Мы договорились также начать работу над выработкой эффективных инструментов контроля и мониторинга, ключевых отраслевых показателей эффективности (KPI) отрасли с целью оперативного, гибкого и эффективного отслеживания состояния дел в ГМК и при необходимости их оперативной корректировки.
Предприниматели ГМК, как я уже говорил, предложили рассмотреть возможность разработки отраслевого общенационального приоритета. Его дальнейшее обсуждение и принятие позволит каскадно разработать и принять документы нижестоящего уровня СГП, включая комплексный план развития отрасли, разработка и реализация которого одинаково важны как для крупного бизнеса, так и для МСБ, и в котором должны найти свое отражение конкретные пути и методы решения накопившихся в ГМК проблем.
Успешная реализация на практике положений, заложенных в стратегических документах отрасли, в конечном итоге приведет, как мы убеждены, к максимально полному раскрытию потенциала ГМК, открытию новых месторождений, созданию дополнительных возможностей для бизнеса, а в конечном итоге к эффективному и устойчивому развитию как самой отрасли ГМК, так и всей экономики страны на перспективу.
Читайте по теме:
Мининдустрии выставит недра для добычи на аукцион в мае
Горная металлургия Казахстана продолжает манить зарубежных поставщиков