Вопрос о том, какое влияние окажет снижение энергопотребления в Китае на нефтегазовом секторе Казахстана, обсуждали в рамках Астанинского экономического форума в ходе панельной сессии "Нестабильная ситуация в сфере мировой энергетики и природных ресурсов".
Но вначале вице-министр национальной энергетической администрации Китая Джан Юкин дал общее представление о нынешней энергетической политике Пекина.
"Нынешний этап в нашей энергетике мы называем новой реальностью, главным трендом которой будет наращивание инноваций и технологий", - сказал Джан Юкин.
По его словам, правительство Китая взяло курс на развитие "зеленой экономики". Это требует приложения усилий в усовершенствование всего производства в стране путем научно-технического роста, внедрение инноваций. Преимущество будет отдаваться низкоуглеродной экономике. Акцент на большее использование ветровой и солнечной энергии.
Во–вторых, в КНР теперь будет установлен жесткий контроль над энергопотреблением.
В-третьих, Китай намерен сосредоточиться на внутренних предложениях производства энергии, чтобы не зависеть от внешних поставщиков.
В–четвертых, мы намерены сфокусироваться на развитии наших человеческих ресурсах с тем, чтобы нарастить разведку и добычу наших энергоисточников.
На что вице–министр энергетики Казахстана Асет Магауов заметил, что те тенденции, которые будут происходить в соседнем Китае окажут существенное влияние на развитие экономики нашей страны.
"Китай ставит перед собой амбициозные цели по развитию "зеленой экономики", снижая потребление угля и нефти. Для нас это большой вызов. Если в Китае произойдет снижение энергопотребления, то для нас важно знать, как это скажется на импорте энергоресурсов нефти и газа, в частности, из Казахстана", - сказал Асет Магауов.
Он напомнил, что Казахстан – страна, не имеющая выхода к открытым морским портам, но соседство с такой сильной экономикой, как Китай, открыло ряд преимуществ.
"Наша стратегия строилась на диверсификации наших экспортных поставок нефти и газа. Мы поставляем сегодня не только через Россию, но и открыли для себя огромный рынок Китая, построив экспортные трубопроводы. Даже наш сосед Туркменистан поставляет свой газ в Китай через нашу территорию", - напомнил Асет Магауов.
В то же время, он отметил, что Китай является основным драйвером мировой экономики.
"Из–за падения цен на нефть наши нефтесервисные компании снижают свои инвестиции в геологоразведку. Но может наступить такой момент, когда потребление нефти все же вырастет, а новых запасов и мощностей не будет. И тогда потребуется время для ввода новых мощностей по добыче нефти", - отметил Асет Магауов.
По его мнению, переориентация Китая на развитие ВИЭ может стать серьезным вызовом для Казахстана.
"Казахстан заинтересован в развитии сотрудничества с Китаем, но мы намерены искать выход на другие рынки. Например, Индия активно развивается, и в анализе KAZENERGY сказано, что нам следует обратить внимание на новые перспективные рынки сбыта энергоресурсов", - резюмировал Асет Магауов.
Кульпаш Конырова