Депутаты обсуждали развитие обрабатывающей промышленности, предприятий с экспортным потенциалом. Выводы, озвученные участниками дискуссии, не самые вдохновляющие для государства - малый бизнес, предприниматели из глубинки, о выходе на экспортные рынки могут только мечтать. Причиной тому - государственная политика поддержки того самого бизнеса.
Заместитель председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тулемис Шотанов констатировал: за последние четыре года в стране сокращается объем экспорта. В стоимостном выражении за период с 2012 по 2015 годы снижение произошло более чем в 2 раза - с 92 млрд долларов до 45 млрд долларов. "Безусловно на это повлияла девальвация, прочие факторы, но если мы будем говорить о несырьевом экспорте, то здесь мы тоже видим картину не очень радужную - с 8,2 до 5,3 млрд долларов в течение четырех лет, и на начало года мы видим снижение", - отметил он.
Господин Шотанов подчеркнул: сегодня в стране отсутствует единая экспортная стратегия. По сути, потенциальные экспортеры - отечественные предприятия, попросту не могут сориентироваться, в каком направлении им развивать свой бизнес. Даже с получением информации о мерах поддержки бизнесмену в регионе придется немало побегать, чтобы собрать все необходимые данные.
"Есть региональные центры обслуживания инвесторов. Они привлекают инвестиции и должны оказывать содействие экспортерам. Но на сегодняшний день везде по-разному. Где-то они функционируют при СПК, где-то они в виде управления, где-то в виде товарищества, в двух областях - их вообще нет. То же самое по задачам и целям, которые стоят перед ними. В итоге экспортер сталкивается с тем, что он просто не знает куда идти", - привел яркий пример господин Шотанов.
По его мнению, в стране необходимо разработать единую национальную экспортную стратегию, в которой будут четко прописаны все планы, направления и - меры поддержки.
Эту позицию поддержал депутат мажилиса Петр Шарабаев, констатировавший, что при реализации программ поддержки предпринимательства акцент сделан именно на крупный бизнес.
"Если предприятие по какому-нибудь показателю перешло в крупный бизнес, то некоторыми программами для малого и среднего бизнеса оно не может воспользоваться. А чтобы попасть в программы Банка Развития Казахстана нужно обеспечить минимальный инвестиционный барьер (стоимость проекта в промышленном производстве не менее 7 миллиардов тенге, а в пищевом производстве не менее 4 миллиарда тенге)", - объяснил мажилисмен.
Даже условия программы "Национальные чемпионы" были составлены таким образом, что "отбор смогли пройти только крупные компании и большинство из них оказались с алматинской пропиской".
Глава Ассоциации товаропроизводителей и предпринимателей "Сделано в Казахстане" Олжас Худайбергенов обратил внимание на существующие налоговые проблемы. Так, по его мнению, без изменений в налоговый кодекс невозможно решить проблему закредитованности отечественных предпринимателей. "У нас большинство предпринимателей имеют задолженность перед банками и чрезмерную перегруженность кредитами. Если со стороны банка иногда бывает согласие реструктурировать кредит, то у них есть проблема на законодательном уровне. Согласно налоговому кодексу, при реструктуризации кредита возникает налог как у банка, так и у заемщика. Допустим, списывается 10 млн тенге, и банк сверху должен заплатить при списании 2 млн тенге, и заемщик тоже должен заплатить 2 млн тенге. Я думаю, что эта норма мешает реструктуризации и снижению задолженности перед банками. И соответственно у предприятий нет возможности акцентировать свою деятельность на производстве. Если же это будет сделано, это никак не бьет по интересам бюджета и никак не ударяет, не создает никакую яму, чтобы банки списывали зря кредиты без какого-либо контроля", - считает он.
Кроме того, по мнению господина Худайбергенова, целесообразно оптимизировать налогообложение аграрного сектора, заменив все сегодняшние налоги одним - аграрным.
"Сельское хозяйство у нас производит продукции на 3,7 трлн тенге. Но общий объем уплаченных налогов, за вычетом налогов при импорте, составляет где-то 30 млрд тенге, это чуть меньше 1%. Думаю, имеет смысл на законодательном уровне упростить налогообложение для сельского хозяйства. Если все уплаченные налоги составляют около 1%, может быть имеет смысл факты сделать нормой. Установить аграрный налог в размере 1% от реализации. Естественно это будет вместо всех видов налогов, которые есть в сельском хозяйстве", - объяснил он.
О необходимости стимулирования экспорта и системной работы в этом направлении заявил и депутат мажилиса Мейрам Пшембаев. "При стимулировании экспорта для нас важно прежде всего то, что экспортный товар это серьезное зарабатывание денег, это валюта, которая будет поступать в наше государство, казну, если это нацкомпании или если частный бизнес, то тоже. Это есть возврат НДС. Вообще облегчается намного ведение бизнеса, если экспорт хотя бы от 20 до 30% своей продукции ориентировать на экспорт", - напомнил он.
Депутат привел в качестве примера действующий российский экспортный центр, который проводит весьма агрессивную и действенную политику по продвижению российского экспорта. И заявил: "Настало время в Казахстане по типу российского создать, объединить все эти инструменты, институты и создать одно агентство экспортное, которое будет заниматься проблемами увеличения экспортного потенциала Казахстана". Кроме того, по его мнению необходимо принять отдельную программу по поддержке экспортоориентированных предприятий малого и среднего бизнеса.
Саян Абаев