Реальный уровень бедности в Казахстане может быть в три раза выше статистики

21704

Международный ориентир по определению уровня бедности в три раза выше значения, которое используется в официальной статистике.

Реальный уровень бедности в Казахстане может быть в три раза выше статистики Фото: inbusiness.kz

По итогам первого квартала 2023 года уровень бедности составил 4,8% – немного ниже показателя 2022 года в 5,2%. Данный индикатор является невысоким даже среди развитых стран, что вызывает вопросы к его объективности, особенно на фоне падения реальных доходов населения и высокого уровня затрат на продовольственные товары. Реальный уровень бедности может быть в три раза выше, передает inbusiness.kz со ссылкой на Halyk finance.

В то время как рост экономики – основной инструмент борьбы с бедностью в рыночных экономиках, этот рост должен обеспечиваться качественными и устойчивыми стимулами – повышением производительности факторов производства, особенно труда. Кроме того, низкие уровни инфляции повышают реальные доходы населения и способствуют росту его благосостояния. Текущая ситуация с высоким участием государства в экономике искажает рыночные механизмы и препятствует устойчивому и долгосрочному росту, а также эффективной борьбе с инфляцией. Механизм перераспределения доходов в виде социальной поддержки государства недостаточно покрывает всю часть нуждающегося в этом населения и поэтому также снижает эффективность борьбы государства с бедностью. С началом пандемии COVID-19 в 2020 году уровень бедности стабильно держится в интервалах, близких к 5, а с начала этого года наблюдается даже некоторая положительная динамика в сокращении доли населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума.

Уровень бедности рассчитывается как доля населения, имеющего доходы ниже величины прожиточного минимума.

Объективность этого показателя, от которого зависит дальнейшая стратегия государства по социальной поддержке, может быть поставлена под сомнение. По нашим оценкам, реальный уровень бедности в стране в несколько раз превышает установленный официально.

Цифра в 4,8% весьма усреднена и сглажена хорошей статистикой Астаны и главных городов. Например, в Туркестанской и Мангистауской областях уровень бедности в 2022 году составил почти 10% и 8% соответственно, тогда как столица демонстрирует самый низкий уровень, не достигающий и 2%. Такой значительной разброс в значениях влияет на то, что итоговый показатель может быть не совсем репрезентативен.

Черта бедности, установленная в Казахстане и на основе которой рассчитывается уровень бедности, значительно ниже международных стандартов. На данный момент она представляет собой 70% от величины прожиточного минимума, что в 2022 году составило около 30 500 тенге. При этом Всемирный Банк установил черту бедности в размере 6,85 долларов на человека в день или 205,5 долларов в месяц (около 93 000 тенге) для относящихся к верхнему сегменту стран со средним доходом, каким является и Казахстан. Таким образом, международный ориентир по определению уровня бедности для стран с ВНД на душу населения, соответствующем показателю Казахстана, в три раза выше значения, который используется в официальной статистике.

На основании данного показателя в 6,85 долларов США на человека в день Всемирный Банк оценил уровень бедности в Казахстане в 2022 году в 16%, что ожидаемо в три раза выше показателей национальной статистики. Говорить о том, действительно ли официальные цифры настолько занижены, а международные оценки являются единственно верными, вероятно, преждевременно. Однако, такой большой разрыв должен по крайней мере вызывать вопросы и стимулировать проведение дальнейших исследований на тему оценки действующей системы по определению уровня бедности в стране.

В пользу недооцененности реального уровня бедности говорят результаты опроса Всемирного Банка "Слушая Казахстан", проведенного в 2022 году, согласно которому 23% опрошенных самоклассифицировали себя как "бедные". За этим словом "бедные" скрываются социально- уязвимые группы населения – домохозяйства с несколькими детьми, живущие за чертой бедности, пожилые, безработные, люди с ограниченными способностями, женщины, дети – которые продолжают больше всех испытывать на себе тяготы ухудшения экономической ситуации. Этот же опрос показал, что отсутствие продовольственной безопасности из-за высоких цен являлся одной из основных экономических проблем в 2022 году. Более половины респондентов, а особенно женщины, население, живущее в городе, а также домохозяйства с несколькими детьми, продемонстрировали снижение удовлетворенности своей жизнью, что в этом опросе тесно связано с существующей политикой по поддержке социально-уязвимых групп населения.

На такие оценки бедности в 2022 году также повлияло и падение реальных доходов населения. Сначала это было замедление роста, наблюдавшееся в 2020 и 2021 годах, а в 2022 – впервые с 2015 года, когда реальные доходы упали почти на 5% – произошло падение на 1,7%. Несмотря на некоторый рост номинальных доходов в 2022 году, беспрецедентный двузначный уровень инфляции в 20,3%, "съел" все увеличение.

Негативные тренды в реальных доходах населения и высокая инфляция отражаются и на ухудшении структуры потребления населения. Результаты экономических исследований свидетельствуют в пользу того, что чем богаче становится домохозяйство, тем более диверсифицированным становится его потребление, и тем меньше становится доля, расходуемая на покупку продуктов питания. В Казахстане напротив эта доля не только не снижается, но и растет – продукты забирают половину всего дохода, что значительно превышает средние значения в развитых и даже в некоторых развивающихся странах.

Восстановлению уровня жизни периода до 2020 года сначала мешали последствия пандемии COVID-19, а затем и военный конфликт в Украине, создавший глобальный кризис, который подорвал энергетическую и продовольственную безопасность во многих странах и взвинтил цены до небывалых уровней. Тем не менее, устойчиво высокие значения уровня бедности, падающие реальные доходы населения, рост продовольственных расходов в структуре потребления – свидетельства того, что, возможно, политика государства по борьбе с бедностью и повышению уровня жизни не является эффективной.

Основной инструмент борьбы с бедностью – это рост благосостояния населения за счет создания условий для макроэкономической стабильности, подразумевающей экономический рост и низкую инфляцию. Особенно стоит отметить, что экономический рост должен быть качественным, устойчивым, генерируемым ростом производительности факторов производства. В такой ситуации экономика сама создает стимулы и возможности для населения повышать свой доход и уровень жизни. Поэтому первостепенная задача государства по искоренению бедности заключается в создании условий макроэкономической стабильности.

Дальнейший рост экономики Казахстана во многим зависит от успешности проведения структурных реформ, направленных на снижение избыточного участия государства в экономике и построение полноценной рыночной экономики в стране. При этом существуют глубокие противоречия между рыночными реформами и текущей политикой по развитию экономики и социальной защите населения. Под подобным лозунгами государство продолжает наращивать свою собственность на конкурентных рынках, предоставляет антирыночную государственную поддержку в виде "дешевых" кредитов, а также искусственно занижает цены на многие социально значимые товары и коммунальные услуги. Все это создает лишь видимость помощи социально незащищенным группам, препятствуя развитию частного предпринимательства в стране и искажая конкуренцию и рыночные механизмы, что в конечном итоге негативно сказывается на доходах населения.

Субъекты государственного сектора, не обладая должной эффективностью, продолжают оставаться и расти на рынке, сдерживая рост производительности труда и инноваций. Это приводит к тому, что даже наблюдаемые периоды роста в экономике, как, например, сейчас, обеспечиваются не интенсивным способом за счет роста производительности факторов производства, а особенно, труда, а экстрактивным

– за счет роста цен на энергоресурсы и других неустойчивых положительных внешних шоков.

К сожалению, инфляция показывает негативную динамику в последние годы. Halyk finance ранее писал о причинах высокой инфляции и барьерах, снижающих эффективность денежно-кредитной политики. Сюда относятся

высокая сырьевая зависимость и низкая диверсификация экономики Казахстана;

неадекватная бюджетная политика и отсутствие финансовой дисциплины по ее исполнению;

отсутствие конкуренции и неэффективное функционирование рыночных механизмов в стране;

недостаточно развитый финансовый и валютный рынки в Казахстане.

Каждая из этих причин и барьеров были подробно рассмотрены в отчете, в результате чего выявлена главенствующая роль правительства, а не Национального Банка по борьбе с инфляцией. В первую очередь необходимо переходить от текущей командно-административной системы к полноценной рыночной с главенствующей ролью рыночных механизмов в экономике, а не государства.

Однако рост экономики сам по себе не всегда означает справедливое распределение доходов и богатства среди населения страны. Более того, может возникнуть ситуация, когда дифференциация населения по доходам может даже усугубиться. Поэтому задачей государства в этом случае является создание справедливого механизма перераспределения с помощью эффективной системы социальной поддержки уязвимого населения.

В Казахстане действует весьма сложная система по поддержке социально-уязвимого населения, основой которой является выплата различных социальных пособий. Однако, объем этой помощи сильно варьируется в зависимости от целевой группы. Например, пособия по потере кормильца и по инвалидности в 2022 году в среднем составили 50 419 тенге в месяц, тогда как многодетные семьи независимо от размера дохода получили в среднем по 54 400 тенге. Однако, другие виды социальных государственных трансфертов, например адресная социальная помощь, которая призвана бороться именно с бедностью, в 2022 году в среднем выдавалась в размере 6 712 тенге в месяц, что в 6,5 раз ниже уровня прожиточного минимума.

Таким образом, в сочетании со сложными процедурами получения такой помощи часть действительно нуждающегося населения все еще остается недостаточно охваченной полноценной социальной защитой. Это весьма поверхностный обзор основных инструментов поддержки, который, тем не менее, дает некоторое представление об их недостатках. Мы планируем провести подробный анализ существующих форм социальной  помощи государства и поделиться результатами в дальнейших публикациях.

Основные социальные пособия, которые выплачиваются социально-уязвимому населению включают: государственные социальные пособия для группе по потере кормильца и группе по инвалидности; пенсии; выплаты по многодетности; государственная жилищная помощь; специальные государственные пособия и адресная социальная помощь.

Одной из причин такой сдержанной политики по поддержке бедного населения могут быть опасения со стороны государства по возникновению морального риска того, что в результате высоких пособий могут возникать стимулы к иждивенчеству и излишнему полаганию на государство. Однако, едва ли существующие размеры пособий и их порядок оформления способны привести к тому, что их получатели будут меньше работать и рассчитывать на безвозмездную помощь. Скорее это может привести к тому, что процент действительно нуждающихся людей, подходящих по всем критериям и обращающихся за помощью, будет снижаться. В то время как основным способом борьбы с бедностью признается макроэкономическая стабильность и экономический рост, высокая инфляция и снижающиеся темпы роста экономики последних лет сокращают возможности и стимулы для увеличения доходов населения.

Поэтому, в такие периоды особенно важна поддержка государством социально-уязвимых групп и такой размер государственной помощи, который был бы достаточным для удовлетворения их основных потребностей и поддержания достойного уровня жизни. Стагнация в борьбе с бедностью за последние несколько лет может высветить проблемы, с которыми сталкиваются уязвимые группы при удовлетворении своих базовых потребностей, и подчеркнуть недостатки нынешней системы социальной поддержки в Казахстане.

Читайте по теме:

Черта бедности в Алматы достигла 35 тыс. тенге

 В минтруда объяснили, как будут выявлять неблагополучные семьи

Сколько бедных в Казахстане?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться