Редактор "Украинских новостей" рассказал, с чем пришлось столкнуться журналистам его страны

8237

Вот уже пошел второй месяц, как продолжаются военные действия России в Украине.

Редактор "Украинских новостей" рассказал, с чем пришлось столкнуться журналистам его страны

Информацию о происходящем там миру сообщают журналисты, кто добывает ее в нелегких условиях войны. О том, с какими трудностями приходится им сталкиваться, в эксклюзивном интервью inbusiness.kz рассказал Денис Иванеско, директор информагентства "Украинские новости", секретарь Национального союза журналистов Украины.

Хочешь мира – готовься к войне

– Денис, давайте поговорим о профессии журналиста на фоне так называемого некоторыми экспертами нового передела мира и пересмотра государственных границ независимых стран. Недавно в Казахстане были опубликованы результаты опроса наших граждан на тему "Вторжение российских войск в Украину". Согласно результатам этого опроса, четверть казахстанцев сегодня не исключают сценарий военной агрессии со стороны России. Кроме этого, эксперты по Центральной Азии не раз поднимали вопрос о необходимости подготовки военных журналистов. Расскажите о том, как работают журналисты сегодня в вашей стране?

– Несмотря на то, что, по сути, военный конфликт у нас идет с 2014 года, украинские СМИ оказались не совсем готовы к нему. Я имею в виду то, что раньше очаг военных действий был лишь на востоке страны, в Донбассе, то сегодня огнем охвачена большая территория Украины.

Исходя из опыта нашей редакции, с конца февраля сразу же встал вопрос о наличии элементарных средств безопасности – касок, бронежилетов. У нас одно из крупных в республике информагентств, в котором работало 65 человек. Но, несмотря на это, мы могли обеспечить только трех-четырех журналистов, в основном специализирующихся на военной тематике. Сегодня, когда боевые действия происходят у нас уже повсеместно и на подступах к столице страны – Киеву, то речь идет об обеспечении средствами защиты уже всех без исключения сотрудников.

Так что с первых дней военных действий многие украинские СМИ столкнулись в большим дефицитом касок и бронежилетов. Чтобы поехать в зону боевых действий вместе с нашими военными, мои сотрудники должны быть экипированы согласно международным стандартам. Военнослужащие не должны в ущерб своей безопасности отдавать свои каски и бронежилеты журналистам.

Поэтому мы вынуждены были обратиться в Международную федерацию журналистов за помощью по предоставлению нам средств защиты. Помог нам ЮНЕСКО, и за месяц ситуацию в этом вопросе более-менее удалось выровнять.

Во-вторых, мы столкнулись в тем, что, помимо средств защиты, нам необходимо было позаботиться о дополнительных источниках передачи связи. Речь идет о спутниковых телефонах или спутниковой связи, чтобы передавать информацию в условиях, когда в охваченных огнем городах и селах в первую очередь отключают воду, электричество и связь.

Например, когда военные действия шли в городе Ирпень, то у украинских журналистов не было возможности передавать редакциям сообщения. Нам помогли коллеги из Радио Свобода, у которых была спутниковая связь. Компания Илона Маска прислала свои Star links.

– А как вообще осуществляется руководство любым видом СМИ, если в стране началась война?

– Руководству редакции, офис которой находится в зоне, которая может стать в любой момент военной, надо заранее предусмотреть пути отхода, то есть запасной вариант, запасное здание. Это наш третий совет.

Сегодня наша редакция, в которой работали 65 человек, осталась практически "бездомной". Каждый находится там, где может. Некоторые сотрудники уехали в западные регионы страны либо вынуждены были бежать в другие страны, чтобы получить статус беженца и искать работу. И я очень надеюсь, что этот конфликт будет недолгим и я смогу сохранить свой коллектив.

Четвертая проблема – это экономический кризис, с которым сталкивается любое СМИ в условиях войны. Например, наше агентство жило на доходы от рекламы, но экономике Украины сегодня нанесет серьезный урон, доходы многих компаний упали до нуля. Мы на созданных ранее запасах смогли продержаться месяц, чтобы выплатить зарплату журналистам. А потом вынуждены были уволить половину штата. Уволившимся приходится искать работу в другом месте, не только на родине…

Поэтому любому СМИ всегда нужно иметь запас, чтобы продержаться по возможности как можно дольше.

Наше агентство входило в крупный медиахолдинг "Интер", в котором работало также еще восемь телеканалов. Они транслировали разный контент: развлекательные программы, научно-познавательные, фильмы. Сейчас же все сосредоточено на ситуации в стране и на круглосуточный телемарафон с сообщениями о ситуации из зоны боевых действий.

Зарубежные СМИ внимательно изучают всю информацию, предоставляемую украинскими СМИ, анализируя, и на основании них пишут свои материалы. Жители Нью-Йорка привыкли читать "Нью-Йорк Таймс" или читатели Испании – издания своих испанских СМИ. Потому что в условиях информационной войны важно получать и анализировать любую информацию.

Журналисты в группе риска

– По данным ООН, около тысячи иностранных журналистов сегодня работают в Украине. Каковы правила для них, чтобы попасть в Украину сегодня?

– Да, сегодня к Украине приковано внимание всего мира. Люди хотят знать правду и понимать, что тут происходит. Власти страны возобновили институт аккредитации для иностранных журналистов. Раньше зарубежные коллеги могли в любое время без проблем при наличии только визы въехать в нашу страну и работать.

Но сейчас другая ситуация, нужна аккредитации от МИД, а если представители иностранных СМИ хотят попасть в зону боевых действий, то тут еще потребуется и аккредитация от нашего министерства обороны. У нас в Киеве и во Львове созданы и работают крупные медиацентры. Постоянно организовываются пресс-туры на освобожденные территории с полным соблюдением правил безопасности.

Что касается правил работы, то есть определенные требования для съемок. Так, нельзя сразу же снимать на фото или видео последствия ударов по жилым домам или промышленным или административным объектам, чтобы не навлечь корректировки огня. Снимать видео разрушений можно спустя 10-12 часов. За невыполнение этих правил был отправлен назад один из голландских журналистов.

– С какими трудностями зарубежные журналисты сталкиваются у вас?

– Это реальное полноценное военное противостояние, где стреляют и убивают. Уже известно, что есть жертвы среди журналистов, приехавших освещать события в нашей стране. Вы, наверное, слышали о том, что оператор американского телеканала Fox News, гражданин Ирландии Пьер Закревски и украинская журналистка Александра Кувшинова погибли в результате артиллерийских обстрелов в северо-восточной части села Горенка (Киевская область).

Известно также о гибели американского журналиста Брента Рено, который около семи лет назад некоторое время сотрудничал с The New York Times на подступах в городе Ирпень. Украинский союз журналистов ведет список всех погибших репортеров.

Имеет место и похищение журналистов. На этот счет есть отдельная инструкция, как себя вести на захваченных территориях. Наш опыт говорит о том, что в захваченных городах берут в плен руководство сел и городов, а потом приходят за журналистами. Люди нашей профессии – вторые на очереди для ликвидации. Это происходит потому, чтобы они не могли выполнять свой журналистский долг.

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться