Суть проблемных вопросов – та же. Это дефицит кадров, низкая степень доверия к судебной системе со стороны населения и непомерная нагрузка самих судей. Автор программы Данил Москаленко в этот раз акцентировал внимание на реформах в судебной системе, которые уже идут, но эффект пока мало заметен, поскольку требуется время. На это обратил внимание и секретарь профильного комитета сената парламента Канатбек Сафинов.
Канатбек Сафинов – секретарь комитета по конституционному законодательству, судебной системе и правоохранительным органам сената парламента РК:
"Судебная система, она наиболее консервативная из институтов общественной власти. Потому что судопроизводство занимается правами и обязанностями граждан. В нашей стране реформирование судебной системы продолжается несколько лет. Как должна реформироваться наша судебная система? Я думаю, что у нас есть много проблем, но вместе с тем первое – это обновление судебного корпуса".
Д. Москаленко:
"Насколько сильно надо обновить корпус и через какие механизмы? Будут ли меняться принципы отбора судей?"
"Они уже поменялись. По сравнению с предыдущими годами имеется много вакансий. Порядка 300 вакансий на сегодняшний день. Даже вопрос возникает, что зачастую у нас не хватает кадров. Поэтому мы приняли изменение в законодательство, когда допустили, что будем привлекать в судебный корпус и специалистов из юридического сообщества".
В свою очередь заместитель председателя Республиканской коллегии юридических консультантов Сагидолла Баймурат отметил все еще нерешенную проблему профессиональной перегруженности судей. Подобная ситуация не лучшим образом отражается на качестве судоотправления.
Сагидолла Баймурат – заместитель председателя Республиканской коллегии юридических консультантов:
"Действительно, судьи сейчас перегружены. Они сейчас просто не в состоянии, когда выносишь какое-то решение, они не в состоянии его обосновать, его дополнить. По закону, когда выносится судебное решение, судья должен объяснить, почему он это сделал. Зачастую выходит так: есть в судебном решении мотивировочная часть. И там объясняются все доводы, все аргументы... Это только одна часть проблемы. Вторая часть проблемы – это государственный язык. Представьте, сейчас в академии правосудия учатся магистры, которые потом сдают свои квалификационные экзамены и становятся судьями. Что же происходит с казахскими группами? Там очень много тех, которые провалили экзамены. Это связано с отсутствием учебников на казахском языке, во-вторых, это связано с тем, что, когда даются экзамены на русском языке, их просто переводят на казахский. А казахский закодательный текст отличается от русского. Это на самом деле огромная катастрофа. Я не знаю, почему судьи об этом умалчивают".
Спикеры высказались и по теме нестабильности законодательства. На сегодня в Казахстане действует порядка 300 законов и 50 тысяч нормативно-правовых актов. При этом изменения в некоторые документы вносятся несколько раз в год. Данный вопрос, по мнению специалистов, тоже должен решаться профессиональным сообществом. В сенате создали рабочую группу, рассказал Канатбек Сафинов. В группу могут войти все заинтересованные специалисты, которые готовы внести свою лепту в улучшение законодательства в части работы судейского корпуса. Говоря о кадровом дефиците, генеральный директор юридической фирмы Greystone Consult Максим Мостович отметил необходимость повышения финансирования судебного корпуса.
Максим Мостович – генеральный директор юридической фирмы Greystone Consult:
"Большой вопрос: почему сейчас 300 вакансий, которые до сих пор не заполнены? Почему же специалисты, которые находятся в частном секторе, не идут туда? На мой вгляд, одна из главных проблем – это недостаточное финансирование судебного корпуса. Судьи в районных судах получают в среднем 400 тысяч тенге. Пойдет ли туда специалист с 20-летним стажем работы, у которого 5 детей, бросит ли он работу в крупной компании, где он получает условно 600-800 тысяч? Вряд ли. Тем не менее такие кадры все равно будут востребованы. Далее, я считаю, нужно увеличить штат судей. Сегодня судья выносит в день по три решения. Речь идет о каком-то юридическом конвейере, какой-то фабрике правосудия.
Полную версию выпуска программы "Время говорить" можно посмотреть здесь