В 2024-2025 годы Казахстан планирует улучшить показатель по безопасности полетов с 82% до 90%. По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Алмаза Ыдрысова, основным приоритетом отрасли гражданской авиации является безопасность, передает inbusiness.kz.
"За последние 2-3 года министерством проведена кардинальная работа по реформированию отрасли гражданской авиации и переходу на европейскую модель управления. В результате мы получили уникальную модель среди стран СНГ, когда контрольно-надзорные функции в отрасли гражданской авиации выполняются АО "Авиационная администрация Казахстана". Работа в данном направлении будет продолжена в рамках подготовки к аудиту Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в 2024-2025 годах, где показатель по безопасности полетов планируется повысить с 82% до 90%", – сказал он.
В связи со снятием карантинно-санитарных и других ограничений на воздушном транспорте начиная с 2022 года наблюдается резкий рост спроса на воздушные перевозки, что, в свою очередь, отразилось на регулярности полетов, а также своевременности поставок запасных частей и новых самолетов, продолжил он.
"Авиакомпании не заинтересованы в задержках и отменах рейсов, так как это влечет за собой дополнительные расходы: услуги пассажирам, регламент экипажа и аэропорта (штраф) и так далее. В Казахстане в 2022 году регулярность полетов составила 74%, при этом за аналогичный период 2021 года данный показатель составлял 82%. Основными причинами задержек по итогам 2022 года являются: техническая причина (13%), обслуживание пассажиров, долгая выгрузка багажа и грузов (16%), сложные погодные условия (8%), человеческий фактор – нехватка экипажа, ограничения службы органов воздушного движения, пограничный и таможенный контроль и другие (7%). Данные причины оказали мультипликативный эффект на позднее прибытие воздушных судов (56%)", – уточнил вице-министр.
За 2022 год из 78 483 выполненных рейсов было отменено 5056 рейсов, из них 2105 рейсов (41%) по операционным причинам (политическая ситуация, безопасность полетов), 2951 рейс (59%) по коммерческим причинам (низкая коммерческая загрузка, задержка поставки ВС). Снижение показателей регулярности полетов также наблюдалось и в других странах. К примеру, регулярность в США и ЕС составила 76% и 75% соответственно, продолжил он.
"Для повышения регулярности полетов совместно с авиакомпаниями принят план по пополнению парка самолетов (2022-й – 14 единиц, 2023-й – 11 единиц). В целом до конца 2025 года парк пополнится 42 единицами (+64% к емкости) и составит 132 самолета. Полагаем, что увеличение количества бортов повысит регулярность и, как следствие, поспособствует снижению стоимости авиабилетов", – сказал Ыдырысов.
"При этом одной из мер повышения регулярности полетов является улучшение коммерческого планирования для эффективного использования воздушного судна, экипажа. Также имеется соответствующее поручение главы государства касательно включения в совет директоров авиакомпаний представителей министерства. В настоящее время включение в совет директоров прорабатывается совместно с МНЭ РК. В соответствии с утвержденным поэтапным планом, ожидается выделение от АО "Эйр Астана" структурного подразделения Fly Arystan в качестве отдельного юридического лица в 2024 году. Данные меры окажут положительное воздействие на развитие конкурентной среды, снижение стоимости авиабилетов путем конкуренции между субъектами рынка", – резюмировал он.
Читайте по теме:
Авиакомпаниям приходится корректировать стоимость билетов из-за давления валютного курса – МИИР
"Эйр Астана" саботирует президентский курс: цены на топливо стоят, а билеты дорожают
800 млн тенге выделяют на субсидирование социальных авиарейсов